Фонд «Петербургская политика» представляет Рейтинг конфликтности глав регионов Российской Федерации.
Решение о его подготовке продиктовано происходящей в 2009-2010 годах активизацией перестановок в губернаторском корпусе. Она показала рост значения оценки федеральной властью работы отдельных глав субъектов Федерации. При этом важно иметь в виду, что официально утвержденные параметры (43 критерия в соответствии с указом президента РФ 2007 года, около 200 критериев в соответствии с решениями правительства) носят скорее формальный характер и не отражают в полной мере уровень влияния губернатора внутри региона и на федеральном уровне. В реальности значительную роль играет способность главы региона избежать появления негативных новостей из своего региона (или, по меньшей мере, минимизировать федеральное внимание к этой теме). При этом наибольшую тревогу центральной власти, как правило, вызывают, социальные волнения, неудачное проведение выборов, резонансные внутриэлитные политические конфликты.
Именно фактор негативных новостей был весьма значимым в перестановках 2009-2010 года. Самые яркие примеры этого – смена губернаторов в Волгоградской, Мурманской, Челябинской областях. При этом нередки случаи, когда отсутствие негативных новостей на этот счет – несмотря на скромные показатели экономического развития и социальной удовлетворенности – играют решающую роль при решении вопроса о продлении полномочий главы региона (в числе ярких примеров этого – переназначение Олега Богомолова в Кургане, Александра Михайлова в Курске, Василия Бочкарева в Пензе). Все это повышает значимость регулярного мониторинга актуальных негативных новостей.
Предлагаемый Рейтинг предполагает выявление вовлеченности глав субъектов Федерации в конфликты, в том числе в связи с:
- Внутриэлитными противоречиями, нарастающими при участии или непротиводействии главы региона
- Наличием информационных поводов, потенциально способных вызвать негативную реакцию у федеральной власти
- Результатами и уровнем скандальности избирательных кампаний на территории субъекта
- Способностью глав регионов преодолевать существующие политические и социальные конфликты, не допуская значительных социальных, политических, имиджевых и иных издержек.
В рамках мониторинга основных конфликтов и негативных информационных поводов выявлялось максимального числа событий, в том числе разноуровневых. Для акцентирования внимания на наиболее резонансных подготовлен список 20 наиболее резонансных событий, а также составлен персональный рейтинг конфликтности для каждого из глав субъектов Федерации («1» - минимальный по конфликтности стиль управления, «5» - максимальный). Было бы несправедливо утверждать, что высокий уровень конфликтности автоматически снижает шансы главы субъекта на переназначение. В некоторых случаях это может восприниматься федеральной властью как свидетельство политической силы губернатора, накладываясь на представления на неизбежной жесткости политики в конкретном регионе (Чечня, Приморье). Однако в условиях роста роли парламентских партий (как правило, чувствительных к конфликтности стиля управления регионом) и повышения внимания к степени социальной стабильности в регионе внимание к фактор конфликтогенности при оценке эффективности работы глав регионов будет возрастать.
Фонд «Петербургская политика» дал оценки конфликтности всех глав регионов (от 1 до 5; 5 - максимальная конфликтность) и назвал основные ключевые конфликты и скандалы в регионах РФ.
В Амурской области это конфликт вокруг отстранения от должности мэра Благовещенска Александра Мигули, протесты вкладчиков и дольщиков, критика экологов за несоблюдение природоохранных требований при строительстве нефтепровода ВСТО, претензии Генпрокуратуры относительно регионального законодательства о физкультуре и спорте. Конфликтность Олега Кожемяко - 3.
В Еврейской автономной области отмечена критика В.Путиным ситуации на рынке лекарств. Конфликтность Александра Винникова - 1.
В Камчатском крае это конфликт с мэром Петропавловска-Камчатского Владиславом Скворцовым, замечание прокуратуры об отсутствии региональных программ по подготовке молодежи к военной службе, акции протеста экипажей рыболовецких кораблей, критика со стороны Д.Козака за сбои в подготовке к зиме. Конфликтность Алексея Кузьмицкого - 3.
Конфликтность губернатора Магаданской области Николая Дудова оценена на 1. Конфликтных ситуаций, способных влиять на мнение федеральной власти, эксперты не обнаружили.
В Приморском крае отмечены неутверждение Галуста Ахояна членом Совета Федерации, поражение кандидатов ЕР на выборах глав Анучинского и Ханкайского районов, изъятие земель у оленеводов для подготовки саммита АТЭС, и сбор подписей за отставку мэра Владивостока. Конфликтность Сергея Дарькина - 4.
В Республике Саха (Якутии) это сообщения о возможности досрочной отставки Вячеслава Штырова, резонанс вокруг аварий на нефтепроводе ВСТО, публикации в прессе о развитии этнического национализма в республике, поражение кандидата ЕР на выборах главы Таммота. Конфликтность главы республики оценена на 2.
В Сахалинской области отмечено обращение сахалинских рыбопромышленников с призывом к отставке главы Росрыболовства. Конфликтность Александра Хорошавина - 2.
В Хабаровском крае основными конфликтами считаются получение «Единой Россией» на выборах в марте менее 50%, протесты КПРФ и «Справедливой России» по поводу распределения портфелей в Законодательном собрании, критика со стороны Д.Козака за сбои в подготовке к зиме. Конфликтность Вячеслава Шпорта - 2.
По Чукотскому автономному округу претензий нет. Конфликтность Романа Копина не установлена, хотя взята за основу – 1.
(в сокращении, только ДВ-регион).