20 июля, Хабаровск
Выступление полпреда в ДФО Камиля Исхакова на рабочем совещании первого заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Медведева по вопросу реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России»:
Камиль Исхаков |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Кроме дефицита средств на строительство и ремонт, она вызвана жесткими природно-климатическими условиями: перепадом летних и зимних температур до 104 градусов, высокой солнечной радиацией и влажностью, распространением вечной мерзлоты, наводнениями, землетрясениями. Многие жилые дома, особенно на Севере и в зоне БАМа строились как временные, на 10-30 лет, их износ составляет уже сейчас до 100%, но в этих жилищах по-прежнему живут люди.
Около 400 тысяч человек проживает в ветхих и аварийных государственных зданиях. В улучшении жилищных условий в округе нуждается каждая 10 семья. В то же время, несмотря на заметное снижение в последние годы численности населения, в 2005 году улучшили свои жилищные условия всего 16 тысяч семей.
В сравнении с 1990 годом, объемы жилищного строительства в округе сократились почти в 5 раз.
Анализ обращений граждан, поступающих в аппарат полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе, свидетельствуют о том, что около половины из них связаны с нерешенными жилищными проблемами людей.
Низкая доступность жилья для населения стимулирует его отток из региона, что в свою очередь ведет к усилению угрозы национальной безопасности России на Дальнем Востоке.
Справедливости ради скажу, что ни в полпредстве, ни среди глав субъектов Федерации объективно нет руководителя, кто бы не хотел или не понимал или в каждодневной работе упускал возможность по изысканию путей к созданию доступного жилья для дальневосточников, улучшению комфортности имеющегося жилья.
Мы предварительно обсуждали эту ситуацию с присутствующими здесь главами регионов, и пришли к выводу, что для реализации приоритетного национального проекта «Доступное жилье» в условиях Дальневосточного федерального округа требуется более весомая помощь федерального центра. Приведу несколько примеров.
В текущем году в округе планируется ввести в эксплуатацию 969 тыс.кв. метров общей жилой площади (3,9% роста к уровню 2005 года), выдать почти 2 млрд. руб. ипотечных кредитов и займов (в 1,4 раз больше, чем в 2005 году) и обеспечить жильем 1057 молодых семей (96% от уровня 2005 года). Однако эти показатели в пересчете на душу населения ниже среднероссийских.
За 6 месяцев профинансировано из федерального бюджета по всем направлениям только 257 млн. рублей, а из консолидированных бюджетов регионов – 886 млн. рублей. При этом, в основном финансируется модернизация жилищно-коммунального хозяйства.
Для обеспечения жильем молодых семей и обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой средства федерального бюджета не поступают.
Ввод жилья в эксплуатацию в округе за 6 месяцев составил всего 28% от годовых обязательств (276 тыс. кв. метров).
Особое беспокойство вызывает низкий уровень ипотечного жилищного кредитования. В 2007 году по объемам ипотеки округ будет отставать от среднероссийского уровня в 2,6 раза. Основная причина – высокие темпы роста стоимости квартир при низких доходах основной массы граждан. Индекс цен на новое жилье в 2005 году в сравнении с предыдущим годом составил в Приморском крае - 132%, в Камчатской области - 137%. Ипотека ориентированна преимущественно на вторичный рынок. В 2005 году на строительство жилья в округе выдано всего 672 ипотечных кредита!
Увеличению объемов жилищного строительства препятствует слабое развитие коммунальной инфраструктуры. Это увеличивает стоимость жилья на 40%. Из-за отсутствия стимулов у сетедержателей использовать собственные финансовые средства для подготовки земельных участков под застройку, стоимость развития коммунальной инфраструктуры перекладывается на граждан – участников долевого строительства.
Для большинства муниципальных образований округа характерен низкий коммерческий спрос на земельные участки, особенно застроенные ветхим и аварийным жильем. У них нет возможности финансово подержать ипотеку, обеспечить подготовку участков под строительство и реализацию положений Градостроительного кодекса. Самообеспеченность большинства из них не превышает 30%.
В подпрограмму обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в 2006 году из десяти регионов округа вошли только Республика Саха (Якутия), Амурская и Сахалинская области. Включению остальных регионов в подпрограмму препятствует их низкая бюджетная обеспеченность.
Если ничего не менять, то в 2007 году по объемам ввода жилой площади на душу населения округ будет по-прежнему отставать от среднероссийского уровня в 2,3 раза.
Для решения проблем необходимо: внедрение механизмов долгосрочного кредитования субъектов Российской Федерации Дальнего Востока из федерального бюджета для создания коммунальной инфраструктуры участков, предназначенных для строительства жилья, с возвратом полученных средств после реализации участков; возможность выделения земельных участков, обремененных правами третьих лиц, на конкурсных торгах.
Доступное и комфортное жилье на Дальнем Востоке имеет, на мой взгляд, важнейшее значение для нашей Родины, любимой всеми нами России.
Я уверен, что этот многогранный вопрос достоин отдельного заинтересованного рассмотрения на Правительстве России, и принятия специального постановления по тем проблемам, которые особо волнуют наш Дальний Восток.