В Законодательной думе Хабаровского края под председательством вице-спикера Юрия Матвеева состоялось совещание по вопросу совершенствования системы централизованной поставки топлива в районы края и снижения его стоимости
В Законодательной думе Хабаровского края под председательством вице-спикера Юрия Матвеева состоялось совещание по вопросу совершенствования системы централизованной поставки топлива в районы края и снижения его стоимости
Новый очаг напряжения появился в и без того непростых взаимоотношениях исполнительной и законодательной власти Хабаровского края. На этот раз конфликт назревает вокруг темы поставок топлива в муниципалитеты региона. Депутаты Законодательной думы считают, что схема завоза энергоресурсов для котельных, обеспечивающих теплом районы края, слишком затратна и требует пересмотра. Представители правительства с этим не согласны - они считают схему рабочей и отказываются обсуждать с парламентариями пути сокращения издержек на завоз угля и мазута.
 
На днях в Законодательной думе состоялось совещание, посвященное данной теме. На него депутаты пригласили коллег из правительства. Однако вместо десятка специалистов, которых парламентарии ожидали для совместного обсуждения, на совещание явились всего два - пусть и высокопоставленных - чиновника. Это вице-губернатор по вопросам топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Анатолий Литвинчук и глава министерства жилищно-коммунального хозяйства Дарий Тюрин. Остальные приглашение проигнорировали.
 
Что, собственно, смущает краевых депутатов в схеме обеспечения муниципальных образований топливом? В первую очередь, это наличие в цепочке поставок большого количества посредников, каждый из которых накручивает свою маржу - в итоге цена мазута и угля для районных котельных постоянно увеличивается, что в свою очередь сказывается на тарифах ЖКХ, которые становятся неподъемными для потребителей.
 
«В последние годы существенно увеличились расходы краевого бюджета на осуществление полномочий, связанных с поставкой топлива в муниципальные районы края. Основной составляющей стало само удорожание ГСМ как при производстве, так и при реализации. Но не менее важной представляется и стоимость его поставки конечному потребителю, в нашем случае -предприятиям районов.  Так вот, эта цена с учетом агентских вознаграждений, штрафных санкций и других услуг увеличивается в отдельных случаях до 50% от реализуемой, - рассказал председатель комитета думы по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК Сергей Сокуренко.
 
К примеру, в 2017 году цены на нефтепродукты превысили заложенные в тариф величины на 33 процента, в  2018 году рост цен на уголь составил от 11 до 22 процентов, на мазут - 50 процентов, а на дизельное топливо - 22 процента.
 
Одной из мер, призванных исправить ситуацию, стало в свое время создание межмуниципального предприятия «Межрайтопливо», которому был поручен централизованный завоз энергоресурсов в районы края. Однако, по мнению депутатов, это ситуацию не особо улучшило, а в этом году и вовсе усугубило.
 
«Стоимость мазута марки М-100, который централизованно поставляется в район через ООО «Межрайтопливо», составляет на январь 2019 года 42 000,00 рублей за тонну. При закупках мазута децентрализовано стоимость за тонну составляет 32 000,00 рублей. С учетом необходимого количества в 15 000 тонн ежегодно экономия может достигать 150 миллионов рублей только для Ванинского мунициплаьного района», - говорится в письме и.о. главы Ванинского муниципального района Вячеслава Бурдова на имя первого вице-спикера думы Хабаровского края Юрия Матвеева.
 
А таких районов - куда поставляет уголь и нефтепродукты «Межрайтопливо» - в Хабаровском крае 14. В условиях объявленного новым правительством курса на всеобщую экономию и сокращение долга края перед госбюджетом, по мнению депутатов, логично было бы пересмотреть схему топливного обеспечения муниципалитетов. Уход от централизованной системы только по приблизительным подсчетам помог бы сэкономить порядка миллиарда рублей.
 
Сегодня в ЖКХ региона работают 447 котельных и 64 электростанции. При этом показатель износа котельных и тепловых сетей равен в среднем по краю 52 процентам, а это, как известно, приводит к ненормативным потерям тепла и увеличению расхода топлива.  По некоторым данным оборот средств в системе теплоснабжения составляет порядка 4 миллиардов рублей в год, а это серьезная сумма для дефицитного краевого бюджета.
 
По мнению же председателя думского комитета по вопросам строительства, ЖКХ и ТЭК Сергея Сокуренко, если проблему не решить в ближайшее время, край ждет энергетический кризис. В качестве решения депутаты предлагают два варианта: изменение схемы финансирования поставок топлива из краевого бюджета или пересмотр схемы закупок ГСМ.
 
«Мы обязаны искать и внутренние резервы, в том числе и использовать потенциал нефтепереработчиков, работающих на территории края. Учитывая, что нефтеперерабатывающие и сбытовые компании находятся в непосредственной близости от локальных энергетических объектов, потребляющих мазут, мы обратимся к руководству вертикально интегрированных компаний с предложением: рассмотреть, с учетом особенностей торгов, приемлемые варианты поставок мазута сбытовыми организациями с увязкой вопросов оплаты, сроков и объемов. Надеюсь этому предложению последует и Правительство края», - отметил Сергей Сокуренко.
 
Однако реакция представителей правительства на попытку депутатов обсудить пути решения проблемы обескуражила последних. Министры Анатолий Литвинчук и Дарий Тюрин заявили, что поднятая парламентариями тема не актуальна, система централизованного обеспечения муниципалитетов топливом - рабочая, и менять ее нецелесообразно.
 
Андрей Глоба.