После публикации заметки «Работать за гроши?» меня посетили раздумья о трудностях создания в нашей стране независимых профсоюзов. Виной всему, я считаю, является псевдоколлективизм советского общества.
 
Коммунизм, как заявляли основоположники марксизма-ленинизма, - это свободный труд свободных людей. Неудачи со строительством коммунизма в СССР связаны с тем, что в этой стране не было свободных людей, и вся система воспитания была заточена на формирование послушных исполнителей.
 
Настоящий коллективизм предполагает ненасильственное объединение граждан. Лагерный коллективизм, содержание в тюрьме, армии,  тоже приводит к объединению, но только помимо воли самих «джентльменов».
 
Формирование личности проходило в молодежных общественных организациях – пионерия и комсомол. Членство в них было не добровольное, а принудительное. Было страшно стать изгоем: не носить красный галстук и комсомольский значок. Поступая на работу, молодой человек автоматически становился членом, так называемого профсоюза, – «школы коммунизма». В этой «школе» нельзя было научиться бороться за свои трудовые права, за повышение зарплаты.
 
Проявлением лагерного коллективизма в Советском Союзе были Первомайские демонстрации и демонстрации в день Октябрьской революции, а также субботники, приуроченные ко дню рождения Владимира Ленина. Российское капиталистическое общество с большим удовольствием пользуется пережитками лагерного коллективизма: такие же принудительные демонстрации на 1 Мая и 4 ноября и принудительный труд на субботнике. Ни в какое сравнение не идет количество свободных людей, собирающихся на оппозиционных митингах, с количеством согнанных рабов на  провластных демонстрациях.
 
В дореволюционной России были сильные устои реального коллективизма, воспитанные веками в сельской общине. Без всякого начальственного принуждения мир, сельское общество, могло за считанные дни поставить погорельцу новый дом.
Перебираясь в города и становясь промышленными рабочими, крестьяне сохраняли свою веру во взаимопомощь, веру в своего товарища по цеху. За считанные годы в царской России сформировались сильные профессиональные союзы.
 
В деревне принудительная коллективизация, т.е. создание колхозов, убила реальный коллективизм. Крестьянин советского времени, как и житель современной России, не рассчитывает на помощь своих соседей и мира в трудной ситуации. Всего его упования на власть, государство и начальника.
 
Сейчас мы пожинаем плоды лживого советского коллективизма: народ разобщен и каждый живет по принципу: никому верить нельзя – ни соседу, ни товарищу по работе.