На сегодняшний день по разным данным ЕРКЦ задолжал им от 70 до 300 миллионов рублей. Чтобы расплатиться с этими долгами, руководство мэрии придумало схему, простую до безобразия: все эти миллионы вернем их владельцам мы с вами – жители города Якутска. Причем вернем из своего кармана!
Главный идеолог – бывший энергетик
Всем казалось, что скандал с миллионами, выносимыми из центра сумками, решил судьбу ЕРКЦ раз и навсегда. Какой дурак после всего этого понес бы туда деньги?! В принципе так оно и произошло: платежи населения в кассы ЕРКЦ упали до 50%. При таком уровне платежеспособности жителей Якутска ЕРКЦ как центр мог бы развалиться через пару месяцев – ведь, по-хорошему, этот расчетно-кассовый центр должен жить лишь за счет кассовых сборов.
Однако центру умереть не дали. Не дали мэр и его первый заместитель по ЖКХ и финансам – Максим Трофимов.
Главная проблема, которая стояла перед ними: откуда взять деньги, чтобы расплатиться с должниками. Правительство давит, создает какой-то свой расчетный центр, поставщики коммунальных услуг возмущаются, народ не платит… Думали-думали и придумали. Хотя точнее будет сказать – придумал. Наверное, только бывшему руководителю «Энергосбыта» могла прийти в голову такая гениальная мысль…
По плану и по факту
Народ в основной массе своей ничего в тарифах и начислениях не понимает: даст Бог, разберется, что в квиточке написано, поругается, что так дорого, оплатит, что положено, и домой идет. Никому
неохота разбираться в цифирьках да бумажках. А вот Трофимов как бывший энергетик всю эту кухню знал очень неплохо еще задолго до своего прихода к «коммунальной власти».
Он знал, что в тарифе на тепло, который и есть самый дорогой в коммуналке и который, несмотря на так называемый отопительный сезон, мы платим ежемесячно, есть такая штука, как «разница в начислениях». И он решил воспользоваться этим понятием.
И когда на многочисленных собраниях с управляющими компаниями, а также на прошедшей 6–7 июня этого года сессии Окружного совета Якутска его спрашивали: «За счет чего вы собираетесь погашать долги ЕРКЦ перед поставщиками ЖКХ-услуг?», он без всяких колебаний отвечал: «За счет разницы в начислениях». Спрашивающие сразу замолкали, видимо, потому, что просто не понимали, о чем идет речь. Действительно, неспециалисту постичь это понятие непросто.
А дело, как выяснилось, совершенно элементарное. И заключается оно, в основном, в двух понятиях: в том, сколько энергетики начисляют нам по плану, и сколько мы тратим по факту. Оказывается, тариф на тепло всегда рассчитывался как усредненный, то есть одинаковый на все дома и квартиры. Будь то каменное строение или обычная деревяшка. И все исправно платили столько, сколько было положено. Однако реально мы потребляли и потребляем меньше. Ведь расходование тепла (или гигакалорий, как правильнее было бы сказать) зависит в первую очередь от того… какая на улице температура. Все, наверное, знают: если сильный мороз, батареи «горячеют», холода спали – чуть теплые. Выходит, если зима суровая была, мы потратили побольше тепла, не очень морозная – гигакалорий уходит меньше.
Вроде бы абсолютно элементарные вещи, не так ли? Но кажутся они таковыми только в части температурных колебаний…
А теперь самое главное. В Гражданском кодексе РФ (часть вторая, параграф шестой) есть статья № 544, суть которой сводится к тому, что расчет тарифа на тепло для населения должен делаться исходя из фактического потребления теплоэнергии. Не примерно планового, а фактического! Но ведь точно определить какая на улице будет температура в том или ином месяце нельзя? Нельзя. Следовательно, человек оплачивает за тепло четко установленную сумму. А если тепла было потрачено меньше, значит, какие-то деньги остаются. Переплаченные деньги. Вот это и называется «разница в начислениях»: когда человеку начислена примерная сумма, которая никак не сходится с реально потраченным количеством тепла. И что самое интересное: так было всегда! То есть мы с вами всегда платили за тепло больше, чем реально потребляли.
Смотрите: по данным только двух теплоснабжающих организаций (а в Якутске их более десяти) в 2003 году «лишних» денег у этих предприятий осталось 17 с половиной миллионов. В 2004 – почти восемь миллионов. В 2005 – 34 миллиона 323 тысячи рублей! Это чистые, реальные деньги, которые жители города переплатили за тепло, поставляемое только двумя энергоснабжающими организациями. А теперь представьте себе, какой могла бы быть эта сумма, если посчитать переплаченные деньги со всех предприятий, занимающихся поставкой тепла?
Ежегодный перерасчет положен всем!
Сразу возникает логичный вопрос: а куда же все это время уходили деньги? И вообще, кому по закону они должны доставаться?
По вышеуказанной статье Гражданского кодекса РФ, все средства, которые граждане переплачивают за тепло, должны быть отданы им! Ну, может быть, не в натуральном виде, но в виде перерасчета точно. Потому что это деньги потребителя и ни в коем случае не энергетиков, муниципалитетов или кого бы то ни было!
Вам хоть когда-нибудь делали перерасчет по теплу? Вот и мне тоже. Меж тем, про эту самую «разницу в начислениях» знают все коммунальщики и особенно – предприятия-поставщики тепловой энергии. Они не только всегда знали об этом – они беззастенчиво тратили эти деньги на свои нужды!
Делалось это очень просто. Энергоснабжающая организация вне зависимости от всяких температурных колебаний всегда выставляла потребителям счет на все сто процентов. То есть выходило так, будто население потратило все тепло, за которое заплатило. Температуры там, не температуры… И разницы в начислениях вроде как и не было никогда.
Нас попросту обманывали!! На протяжении многих лет. А сделать это нетрудно было: мы же в этих вещах ничего не понимаем…
Может, так бы все оно и тянулось дальше, и наши деньги и дальше бы уходили энергоснабжающим организациям или управляющим компаниям, если бы не господин Трофимов. Он-то как раз и выступил с идеей, мол, а почему нам нельзя взять и отдать разницу в начислениях не управляющим компаниям, а в счет долгов ЕРКЦ. Чем не мысль, а?
Тут ему, кстати, надо сказать отдельное спасибо: своим заявлением о том, что с долгами ЕРКЦ мэрия рассчитается с помощью «разницы в начислениях», он заставил всех задуматься над самим этим понятием.
Теперь вам ясно, откуда мэр города и его первый зам решили взять деньги, чтобы расплатиться с поставщиками коммунальных услуг?
«Все – согласны!» А народ кто-нибудь спросил?
С просьбой более подробно разъяснить, каким образом руководство города намерено решать проблему с долгами ЕРКЦ, я обратилась к Максиму Макаровичу Трофимову:
— Вы неоднократно говорили, что расплатитесь с долгами ЕРКЦ с помощью разницы в начислениях. Вы можете пояснить, что это значит?
— Выключите.
— Что выключить? Диктофон? Вы не можете ответить на этот вопрос?
— Могу! Поэтому и прошу выключить.
— Тогда ответьте, пожалуйста… Объясните людям, что значит «разница в начислениях».
—Ну хорошо. Вы когда-нибудь задумывались над тем, за что конкретно вы платите квартплату?
— Ну, у меня все написано в квитке…
— Так. Допустим, отопление. Сколько вы платите за него в месяц?
— По-моему, около 500 рублей…
— Отопление измеряется в чем? В джоулях. Эту энергию переводят в гигакалории. Вот за эти гигакалории вы и платите. Поставщик тепла выдает вам вот такие бутылочки (показывает для наглядного примера пластмассовую бутылку из-под минеральной воды. – М.К.). Управляющие компании, или раньше ЖЭУ, вот эти бутылочки покупают. А вам разливают в стаканчики. Вы платите за отопление по стаканчикам. Грубо говоря, по квадратным метрам. Если у вас нет счетчика на тепло, а скорее всего у вас его нет, поставщик считает количество потраченных гигакалорий на объем помещений в доме. Есть специальные нормативы. И он говорит управляющей компании: «Вот вам две бутылочки на дом». Управляющая компании эти бутылочки взяла и всем, кому требовались стаканчики, раздала их. А объем этих стаканчиков зависит от квадратуры каждой конкретной квартиры. И вот УК разливает, разливает и у нее остается два–три стаканчика. Теперь понятно?
— Понятно. И что, вот эти два-три стаканчика вы собираетесь отдавать поставщикам коммунальных услуг?
— Да. На погашение долгов.
— Но, например, управляющие компании считают, что это их деньги. Что вот эти два-три стаканчика должны оставаться у них и идти на развитие организации…
— Правильно считают.
— И как же вы тогда собираетесь у них забрать эти средства?
— А мы с ними соглашение подписываем.
— И что, все подписали такое соглашение?
— Все подписали. Только одна управляющая компания осталась.
— Что это за управляющая компания?
– Ну, одна частная управляющая компания, и с ней мы ведем переговоры.
— Как же управляющие компании могли подписать такое соглашение? Вы что, каким-то образом давили на них?
— Нет. Мы сказали, что есть вот такие-то деньги, которые можно использовать в виде источника для погашения долгов. И УК обрадовались.
– Странно. Чтобы кто-то добровольно от денег отказался… Предположим, у управляющей компании своя касса по приему платежей. Ей в принципе должно быть все равно, что ЕРКЦ кому-то что-то там задолжал. Или не так?
– Эти долги и не волнуют их. Некоторые просто подписываются под предложенным им соглашением и все тут. Как мы можем кого-то заставить подписывать какие-то бумаги?
Тут надо пояснить, что управляющие компании действительно эту разницу в начислениях считают своими деньгами. Считают незаконно. Статья Гражданского кодекса тому подтверждение. Да и вообще, даже следуя логике Трофимова, все равно получается, что эти самые «бутылочки» управляющие компании у поставщиков тепла покупают за наши деньги!
Однако, как и сказал Максим Макарович, многие управляющие компании и вправду подписали соглашение, в котором добровольно отказались от «лишних» денег. (Как следует из слов Трофимова, «согласились», причем «с радостью». Хотя на деле выяснилось, что многие решились на этот факт только с одной целью: выцарапать свои деньги из ЕРКЦ. Ведь этот центр задолжал не только поставщикам коммунальных услуг, но и управляющим компаниям. УК просто предупредили: если не подпишите, денег не увидите. Элементарный шантаж. – М.К.).
Но как бы там ни было, факт остается фактом. Те средства, которые остаются неизрасходованными в тарифе по теплу, как уходили мимо наших карманов, так и будут уходить. Раньше – теплоснабжающим организациям, теперь – поставщикам коммунальных услуг в счет погашения долгов ЕРКЦ. Так решила мэрия.
Меж тем экономисты, много лет проработавшие в коммуналке, говорят:
– Как правило, люди действительно всегда потребляют тепла меньше, чем платят за него. Кстати, немногие знают, что, по-хорошему, тариф на тепло должен быть разным для деревянных и каменных домов, для двухэтажных и многоэтажных, ведь количество потребляемого тепла в них очень сильно разнится. Однако в Якутске всегда был единый, усредненный для всех типов домов тариф на тепло. Более того, этот тариф как бы делится на две части: примерно на 88% процентов он состоит из платежей населения, 12% – дотации из муниципального бюджета. По идее, в январе каждого года людям должен делаться перерасчет по теплу. Причем не только в части лично ими переплаченных денег, но и в части дотаций, потому как дотации – это тоже наши деньги, только в виде налогов!
Если подытожить, получается такая картина: народ обманывали на протяжении многих лет, сдирая с него лишние деньги и при этом постоянно завышая тарифы. В ЕРКЦ в это время полным ходом шло воровство. Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса «право» присваивать наши деньги получили управляющие компании. Однако в этот процесс вмешалась мэрия Якутска, и наши УК «с радостью» согласились отдать так называемую разницу в начислениях в счет погашения разворованных в ЕРКЦ миллионов поставщиков коммунальных услуг. И теперь население Якутска не только будет, как и прежде, регулярно лишаться отданных за неиспользованное тепло рублей, но еще и оплатит долги тех, кто воровал. Неплохо придумано, не так ли?
Чего стоит решение депутатов?
В последнее время для города Якутска самой актуальным вопросом является, пожалуй, вопрос коммунальных платежей. Горожане вконец запутались. На сегодняшний момент в городе параллельно собирают деньги ЕРКЦ, ФРЦ, кассы «Энергосбыта», управляющих компаний, отделений Сбербанка и так далее.
На прошлой неделе состоялась завершающая в этом политическом сезоне сессия Окружного совета города Якутска, где в повестке дня был вопрос «О подготовке к отопительному сезону 2006-2007». В этом-то вопросе депутаты должны были поставить точку в затянувшейся неразберихе: они должны были решить — быть ли в городе одному центру по сбору коммунальных платежей или нескольким. Депутаты поступили «мудро» и приняли решение «рекомендовать муниципалитету разобраться в вопросе коммунальных платежей» и дали мэрии на решение данного вопроса ровно неделю.
Наш разговор с первым заместителем мэра, ведающим городским ЖКХ, Максимом Трофимовым состоялся как раз спустя неделю после дальновидного решения депутатов. Поэтому я поинтересовалась у Максима Макаровича, что было сделано им и мэром города для исполнения воли депутатов:
– А что? У нас все нормально. В городе успешно работает «Расчетно-информационный центр». Практически все управляющие компании заключили с ним договоры. То есть фактически в Якутске сохранена единая информационная база данных и работа с населением по принципу «единого окна». ЕРКЦ продолжает работать. Способ расплатиться с его долгами перед поставщиками жилищно-коммунальных услуг, как я уже говорил, мы нашли… Так что не без проблем, но реформа в городском ЖКХ идет своим чередом.
Ну, про способ расплатиться с долгами ЕРКЦ мы с вами уже все знаем. По единой базе данных тоже все понятно: в «РИЦ» вошли далеко не все управляющие компании и ТСЖ, следовательно, никакой единой базы в городе нет. А по поводу принципа «единого окна» можно сказать пару слов.
В редакции имеются документы, подтверждающие, что известная фирма «Домофон-сервис», которая обслуживает подавляющее большинство домов Якутска, наотрез отказалась работать с ЕРКЦ. И ее директор Игорь Васильевич Чепкасов даже рассказал, почему:
– ЕРКЦ недоплачивает нам регулярно. Причем сумма долга этого центра перед нами составляет не один миллион рублей. Еще в апреле этого года в ЕРКЦ мы направили письмо с требованием прекратить сбор средств за наши услуги. 13 июня направили еще одно письмо с аналогичным содержанием. Но ЕРКЦ по-прежнему продолжает собирать наши деньги! Так или иначе мы намерены добиться своего: Единый расчетно-кассовый центр больше не будет собирать наши деньги.
Выходит, ни о каком «едином окне» для населения говорить уже не приходится.
И, кстати, на той же сессии Окружного совета заместитель министра ЖКХ и энергетики республики Вадим Ракитин объявил депутатам, что если в городе будет и дальше работать Единый расчетно-кассовый центр, то с теми управляющими компаниями, которые доверили сбор своих коммунальных денег ЕРКЦ, «Водоканал» и «Сахатранснефтегаз» (предприятия, на 100% принадлежащие правительству) начнут работать с этими УК по предоплате. Что чревато отключениями газа, горячей и холодной воды для населения. Депутаты, в частности Игорь Олейник, сказали: «Да отключайте!» И приняли решение – «рекомендовать».
Депутаты порекомендовали. Трофимов исполнил.
Кто остановит этот беспредел?
То, что в городской коммуналке полный бедлам, сдается, не замечает только Максим Макарович.
С просьбой прокомментировать ситуацию с долгами ЕРКЦ да и в целом с жилищно-коммунальным хозяйством Якутска я обратилась к начальнику отдела общего надзора прокуратуры города Александру Бацеву. Однако Александр Юрьевич от комментариев отказался, сказав лишь: «Идет проверка». Поверка кого или чего сегодня ведется прокуратурой города, Бацев не уточнил. Но судя по выступлению Александра Юрьевича на Окружном совете, на котором он лично напомнил Трофимову, что тот несет персональную ответственность за срыв подготовки к отопительному сезону, наверное, что-то действительно прокуратурой предпринимается…
Совет тем, кто не хочет больше отдавать свои деньги мэрии, ЕРКЦ или кому бы то ни было. По-хорошему, то есть добровольно, вам никто перерасчеты делать не будет. Однако, как посоветовали мне все те же сведущие экономисты, чтобы выбить свою «разницу в начислениях», человек может смело обращаться в суд. Он выиграет. Без вариантов.
Маргарита КАРЛОВА, Неделя Якутии.