А. Колчак
А. Колчак

В здании по ул. Светланской со дня его постройки в 1907 г. размещалось Владивостокское отделение Государственного банка Российской империи. И уже более 100 лет здесь оформляются все основные операции, связанные с финансами России и Приморья.

 

Но одна из них, проведенная Владивостокским отделением в 1915-22 гг., стала основой для детективных историй, известных как «Царское золото» и «Золото Колчака».

 

На 16.07.1914 г. в зарубежных банках хранилось золота на 141 млн золотых рублей. В результате перемещения золотого запаса России для гарантии оплаты военных закупок эта сумма к 23 октября 1917 г. возросла до 2 309 000 000 рублей, или в весовом исчислении 1 808,5 т. золота.

 

С самого начала мировой войны России пришлось значительно увеличить закупки в Японии и Северо-Американских Соединенных Штатах. Поэтому пришлось передать часть золотого запаса в банки этих стран для обеспечения кредитов, которые получила Россия. В Америке – для закупки паровозов и вагонов, в Японии – чтобы выкупить бывшие русские броненосцы «Пересвет», «Победа» и крейсер «Варяг». Во Владивосток ежедневно прибывали пароходы под флагами различных стран, на которых везли оружие и боеприпасы, продовольствие и медикаменты, сахар и муку. В три смены собирали в мастерских на Первой Речке вагоны и паровозы. Непрерывной чередой уходили из Владивостока заполненные товарные поезда.

 

Вот под кредиты для закупленного и шли в наш город «золотые поезда» из Казани, куда был переправлен золотой запас Российской империи. Как гарантия оплаты поставок, золото и платина в виде слитков и золотых монет из кладовых Казанского банка переправлялась на специальных поездах во Владивосток. Здесь его или сразу перегружали на крейсера союзников, или передавали на хранение в кладовые Владивостокского казначейства. С 1915 г. по 1918 г. через наш Госбанк, что на Светланской, прошли сотни тонн золота.

 

Советское правительство не успело переправить золотой запас в Москву. Рейдом на пароходах эсеровский отряд Каппеля 7 августа 1918 г. захватил Казань, и остатки золотого запаса, хранившиеся в тамошнем банке, по распоряжению Правительства Сибири были переправлены в Омск. А «золотые поезда», как и раньше, шли во Владивосток. Гражданская война шла с 1918 г. И Эсеровскому сибирскому корпусу, и Сибирской армии Колчака требовалось оружие, боеприпасы, обмундирование и продовольствие.

 

И из Владивостока переправлялись в зарубежные банки все новые и новые партии золота, платины и драгоценностей. Потому Белое движение в Сибири не испытывало недостатка ни в чем, а в армии генерала Деникина на юге России даже офицеры воевали в лаптях.

 

В 1919 г. воинское счастье Белому движению в Сибири стало изменять, и его войска отошли к Байкалу. Предали Сибирское правительство и союзники. В Иркутске части Чехословацкого корпуса арестовали уже сложившего с себя полномочия Верховного правителя Сибири адмирала Колчака и некоторых членов правительства.

 

Чехословаками были взяты остатки золотого запаса. 7 марта 1920 г. представители Антанты передали в Иркутске Сибревкому 2200 пудов золота и платины. Но большую часть казанского золота Правительство Сибири уже переправило банкам Японии и Америки в обеспечение кредитов на закупку оружия и снаряжения для Белой армии. И оно поступало во Владивосток беспрерывно, несмотря на смену политических режимов.

 

Из письма военного министра Правительства Приморской области Краковецкого главе объединенного командования войсками стран Антанты во Владивостоке генералу Гревсу:

 

«11 февраля 1920 г. японским командованием взяты под охрану 4 вагона с пятью тысячами винтовок из числа принятых русскими властями в количестве 20 200 из американских складов. Винтовки были доставлены на американских транспортах. Так как, по дошедшим до меня сведениям, расчеты по их доставке еще не окончены и правительству Области придется таковые заканчивать, то считаю необходимым взять их под свою охрану».

 

«Таковые закончились» перечислением недостающих сумм на счета американских банков.

 

В оплату военных заказов в 1919 г. Сибирское правительство отправило из Омска во Владивосток три эшелона своего золотого запаса. Четвертый, последний, со 172 ящиками золотых и платиновых слитков и 550 сумками с золотыми монетами общей ценностью 42 251 000 рублей золотом ушел в октябре 1919 г. уже из Иркутска.

 

Александр Филатов,

«Арсеньевские вести», № 35.

 

Продолжение в следующем номере.