«Шторм» в Японском море

 

В последнее время политическое и экономическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона в мире возрастает, но вместе с тем обостряются и политические проблемы приграничных государств, среди которых выделяются территориальные споры. Последнее решение парламента Японии относительно принадлежности Курильских островов тому подтверждение.

 

Однако существуют и другие международные проблемы, к которым Россия не может оставаться безучастной. Речь о Японском море, акватории, имеющей большое политическое и экономическое значение. В самом деле, почему море, выход к которому имеют два корейских государства и Россия называется Японским? Согласно опросу, например, жителей Приморья часть респондентов полагают, что оно должно иметь иное название. Интересны варианты переименования моря в Восточно-Русское, Восточное, Восточно-Корейское. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что значительное число граждан за сохранение исторического названия моря - Японское.

 

Существует даже логическое объяснение такой версии. И связано оно с победами Японии в русско-японской войне 1905 года. В XIX веке море именовали по-разному - Восточное, Корейское, и даже Голубое. Правительство Южной Кореи убеждает мир в том, что море должно называться Восточным, но никак не Японским, напоминающим экспансионистские настроения японского милитаризма. В этом убеждают нас и политики из Северной Кореи. Какого мнения придерживаются ученые из России?

 

В 2007 году группа парламентариев Госдумы РФ указала на недопустимость ситуации, когда японское правительство разрешило гидрографам выпускать карты, на которых Южные Курилы обозначены в пределах границ Японии. В Токио болезненно реагируют на то, как в других странах Японское море обозначают на картах как Восточное. Проблема поднималась на международной конференции в Москве в 2008 году, где подчеркнута необходимость решения спорных вопросов.

 

В Хабаровске ученые с уверенностью заявили о намерении переименовать Японское море. Депутат Госдумы Олег Казаков открыто предупредил японское правительство, что если Япония не прекратит попытки претендовать на Южные Курилы, Россия поддержит корейские государства на международном уровне по вопросу переименования Японского моря. Кстати, в международном праве действует, принятое в 1974 году гидрографическим обществом решение о том, что если разделяющие акваторию страны не договорились о ее общем наименовании, то на картах следует писать несколько вариантов названий.

 

Пока политика России по вопросу переименования Японского моря сдерживается и предполагает разрешение спора на уровне трех государств Японии, Северной и Южной Кореи, - говорит профессор Дальневосточного гуманитарного университета Александр Иванов. - Но начинают активнее формироваться в нашем обществе собственные представления о национальных интересах на Дальнем Востоке, отсутствие которых чревато ослаблением влияния России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

На фоне недопонимания геополитической важности для утверждения Дальневосточного форпоста наша страна может не только потерять спорные острова, но и лишится политической стабильности в недалеком будущем. Можно молча соглашаться с точкой зрения тех, кому все равно у какого моря отдыхать - Японского или Восточного, лишь было тепло, удобно и недорого.

 

Но не лишним будет вспомнить мнение первопроходцев, исследователей и переселенцев из Сибири и Урала, всех, кто осваивал дальневосточный регион и делал его ближе к России. Если бы эти люди медлили, отступали перед трудностями, соглашались с мнением оппонента, то восточная граница нашего государства сегодня ограничивалась бы Уральскими горами. Может быть, лучше пристальнее взглянуть на вопросы истории и взаимоотношений с соседями. Ведь нашим потомкам предстоит здесь жить и развивать регион. Каким он станет в будущем - зависит от нас дальневосточников.

 

Андрей Смирнов,

«Приамурские ведомости», 14.07.09

-------

 

См. также Нужен ли России мирный договор с Японией?;

 

«Никогда острова не будут японскими»;

 

Японские депутаты потребовали у России четыре курильских острова;

 

Япония не отдаст ни пяди российской земли.