Сейчас два грандиозных жилых микрорайона «Ореховая сопка» и «Строитель» уже выполнены на кальке. Мы узнали все подробности о «великих стройках» в нашем городе — не только состоявшихся, но и оставшихся на бумаге.
В Хабаровском крае в строительной отрасли занято более 30 тысяч человек, в том числе активно участвуют проектные организации, а также цепочка предприятий, которые снабжают объекты материалами, оборудованием, транспортом. В строительстве есть потребность.
Дома на сопке
В настоящее время архитекторы и инженеры в Хабаровске разрабатывают два жилых района. Один микрорайон по улице Совхозной называется «Ореховая сопка». Общая стоимость этого проекта — больше миллиарда долларов США, в том числе обеспечение инженерной инфраструктурой — 264 миллиона долларов. Нормативный срок строительства (реализации) проекта до 2015 года.
Появятся и магазины, и предприятия бытовых услуг, поликлиника на 100 мест, гаражи-стоянки манежного типа. Жилой район будет застраиваться и типовыми, и индивидуальными жилыми домами различной этажности.
Берег станет жилым
Пор словам Николая Прокудина, сейчас вместе с проектировщиками закладывается проект еще одного нового микрорайона «Строитель» по улице им. П.Морозова, который пойдет в сторону береговой части Амурской протоки: от ул. Индустриальной до ул. Кубяка. Первые дома тут появятся через год–полтора.
Микрорайон будет состоять из крупнопанельных 10-этажных домов. Кроме типовых проектов предусмотрены индивидуальные жилые, высотные (до 25 этажей) дома для создания выразительной архитектуры, так называемого силуэта со стороны Амура. Планируется возведение нескольких торговых центров, благоустройство пляжной зоны на протяжении 1,5 км. Население второго микрорайона будет чуть поменьше — 24 тысячи жителей.
Что же касается сроков возведения микрорайона, то полностью работы намечено завершить к 2015 году. Общая сумма строительства оценивается в 15 миллиардов рублей, только прокладка сетей будет стоить полтора миллиарда.
Сэндвич для хоккея
Здесь же (в районе нового микрорайона, по ул. Флегонтова) строится большой ледовый стадион для хоккея с мячом на 10 тысяч зрителей. Уже проведена отсыпка выше уровня затопления, поставлены фермы.
Также был вариант поставить его и в районе третьего пруда в центре города. Но территория оказалась для стадиона мала. Для поля нужен участок 25–27 гектаров, а где пруд, там всего 1 гектар. Только представьте себе, длина одного пролета (фермы) на стадионе, который перекрывает поле и трибуну, — 99 метров (!), а стандартные габариты поля: 65 на 100 метров.
Стены стадиона смогут держать на арене лед даже при уличной температуре плюс 15 градусов, то есть до мая, а потому, начиная с сентября, стадион будет функционировать в штатном режиме и простаивать лишь три месяца в году.
Стройка намечена «по упрощенному варианту», собирать стадион будут из легких конструкций и сэндвич-панелей. Рядом со стадионом должна быть гостевая открытая парковка на 800–900 машин, причем для владельцев авто стоянка желательна бесплатная.
Приблизительная цена стадиона – около 5 миллиардов рублей. Эти деньги были зарезервированы еще с продажи газопровода. Строительство хоккейной арены планируют завершить через год.
Стометровая гостиница
Также с улицы Муравьева-Амурского предусмотрен подземный подъезд к гостиничному комплексу и автостоянке с выездом на улицу Шеронова. Служебные подъезды к комплексу предполагается выполнить со стороны улицы Шеронова.
Кроме того, гостиница будет иметь развитое подземное пространство со стоянками автомобилей в два уровня, складскими и техническими помещениями.
Строители намерены за три года завершить все работы и сдать гостиницу под ключ к международному экономическому форуму. Инвесторами стройки выступят крупнейшие нефтегазовые компании, в том числе 10–15 процентов расходов на себя возьмет краевой бюджет. Ориентировочная стоимость проекта новой гостиницы-небоскреба — 5,4 миллиарда рублей.
Проколы с «проколами»
Еще с 1972 года в Хабаровске среди архитекторов существовала идея сделать «проколы» под улицей Карла Маркса (ныне ул. Муравьева-Амурского) и пустить транспорт под землей, чтобы они не поднимались наверх, а сразу пересекали два бульвара. Но оказалось, что на один «прокол» потребуется половина бюджета города. Кроме того, были идеи построить эстакады на бульварах и поднять транспортные потоки наверх. Они тоже не осуществились.
Также отказались и от аквапарка «Амурский». Проект был уже разработан, стройка началась, но финансирования не хватило. Столь грандиозный замысел требовал серьезных инвестиционных капиталовложений, ведь строительство только одного павильона стоило 6 миллионов долларов.
Стоимость первой очереди нового вида транспорта, который планировали запустить к 2008 году, к 150-летию Хабаровска, в пробном туристическом варианте — 150 миллионов рублей. Первый перегон должен был пройти от ул. Дикопольцева до ул. Гоголя по Уссурийскому бульвару.
Предлагали создать в городе и скоростной трамвай (разогнать вагоны до 200 км/ч), и увеличить расстояние между остановками до 1,5 километров (сейчас остановки через 300–400 метров). Но когда подсчитали затраты на шумопоглощающие ограждения, да на новые трамвайные пути, от этой идеи отказались. Сейчас трамваи ходят со скоростью до 25 км/ч.
Еще один комплексный проект, существовавший среди архитекторов: заново воссоздать речки Плюснинку и Чердымовку на месте бульваров, с водоемами и фонтанами. Ведь известно, что исторической частью застройки города являются три гряды отрогов Сихотэ-Алиня. Между ними текли речки Бури и Ури (позже названные Чердымовка и Плюснинка). Сейчас эти речки загнаны в трубы под землю.
О сносе домов
В первом микрорайоне в ближайшем времени не будут сносить панельные дома, как делают это в Москве. Срок эксплуатации этих домов — более 70 лет. Панельные дома у нас достаточно крепкие.
Что касается бараков по проспекту 60-летия Октября, то эта улица в генеральном плане намечена как скоростная магистраль, которая будет связывать юг, центр и север города, с развязками в двух уровнях. Проспект будет расширяться в сторону железной дороги, и тогда эти бараки уберут. Но время грандиозного сноса еще не пришло.
Константин Пронякин,
Фото Сергея Балбашова.
«Хабаровский Экспресс».