Приморский край имеет важное геополитическое значение для региона Северо-Восточной Азии. С учетом своего уникального экономико-географического положения регион обладает огромным транзитным потенциалом, что в перспективе может позволить Приморью стать стратегически важным транспортно-логистическим узлом международного значения.
 
Здесь же сосредоточены значительные запасы природных ресурсов, среди которых важнейшее значение имеют водные биологические ресурсы. На долю приморских рыбаков приходится треть от общероссийских уловов рыбы и добычи морепродуктов, две трети - от всей рыбной продукции Дальнего Востока. Приморье имеет непосредственный выход к рыбным запасам Японского моря, а через него и к биоресурсам других дальневосточных морей.
 
Наличие незамерзающих морских рыбных портов, а также территориальная близость Кореи, Китая и Японии также способствуют развитию рыбной отрасли, но вместе с тем предопределяют ее экспортно - сырьевую ориентацию.
 
В условиях сокращения мировых рыбных запасов и усиливающейся конкурентной борьбы за продовольственные ресурсы между странами, а также с учетом своего уникального геополитического положения территория Приморского края становится зоной стратегических интересов наших ближайших соседей, преимущественно Китая, в меньшей степени Кореи и Японии.
 
В отношении российского Приморья Китай проводит политику, рассчитанную на долгосрочную перспективу и направленную на установление контроля над транзитными транспортными потоками и ресурсно-сырьевой базой (главным образом над рыбохозяйственным комплексом). С этой целью китайцы применяют традиционную для них схему.
 
Обычно компании из КНР предоставляют кредитную линию или обеспечивают строительство инфраструктуры в обмен на право эксплуатировать природные ресурсы страны. Управление проектом осуществляется, как правило, через совместное предприятие, создаваемое в сотрудничестве с местной компанией. Таким образом, китайские инвестиции - это инвестиции в китайские компании за рубежом под патронажем государства, в том числе, предусматривающее использование возможностей спецслужб, как я считаю.
 
В начале апреля 2017 года представители крупнейшей государственной корпорации China Merchants Group провели переговоры с губернатором Приморского края Владимиром Миклушевским. На переговорах речь шла о планах китайцев по созданию в южном Приморье на базе морского порта индустриального парка, который в последующем превратят в целый город.
 
Особый интерес китайская корпорация проявила к порту Зарубино, где уже участвует в совместном проекте с группой компаний «Сумма» - «Большой порт Зарубино», предусматривающем создание крупного транспортно-логистического узла. В настоящий момент китайцы решают вопросы по аренде земельных участков и ведут переговоры с владельцами порта Зарубино.
 
В этой связи необходимо отметить, что порт в Зарубино изначально планировался как рыбный, и в настоящее время рыбная продукция одно из важных направлений его работы.
 
В это же время в ходе переговоров с приморскими чиновниками представители китайской железнодорожной корпорации China Railway International Group заявили о своем намерении реализовать проект по строительству автомобильных и железнодорожных магистралей в Приморском крае, а также проявили заинтересованность в создании портов и модернизации участков железных дорог. Стоит заметить, что интерес китайских «железнодорожников» ограничивается объектами транспортной инфраструктуры транспортных коридоров «Приморье-1».
 
Цель китайских государственных корпораций использовать в экономических интересах Китая транспортно-логистическую систему Приморья и получить возможность участвовать в ее управлении посредством вхождения в капитал российских компаний.
 
Вызывают серьезную озабоченность попытки китайского капитала установить контроль над рыбопромышленным комплексом Дальнего Востока и Приморского края, в частности. Китай не только заинтересован в срыве инициатив российских властей по созданию производств береговой переработки, но в установлении контроля над российскими рыбодобывающими компаниями, а также хозяйств марикультуры с целью перенаправления сырья на перерабатывающие предприятия в Китае.
 
Всего лишь в 70 километрах от порта Зарубино в приграничном китайском городе Хуньчунь действуют десятки рыбоперерабатывающих заводов - используя, главным образом, российское сырье.
 
Китайские власти создают в Хуньчуне одну из важнейших баз в Северо-Восточной Азии по переработке водных биоресурсов. Интерес китайцев к реализации проекта транспортного коридора «Приморье-2» (Хуньчунь-Зарубино) объясняется их желанием получить доступ к российским водным биоресурсам и оптимизировать их доставку на рыбоперерабатывающие предприятия Китая.
 
Несмотря на то, что рыболовство является стратегической отраслью России и законодательно установлен прямой запрет иностранным компаниям владеть российскими рыбодобывающими компаниями, китайцы легко обходят эти ограничения.
 
Так, в свое время Федеральной антимонопольной службой было установлено, что гонконгская компания «Pacific Andes» контролировала 60% добычи российского минтая на Дальнем Востоке. Холдинг через скупленные рыбодобывающие компании Дальнего Востока и стал инициатором создания некоммерческой организации «Ассоциация добытчиков минтая», очевидно, в целях лоббирования своих экономических интересов на территории России.
 
В число российских рыбодобывающих компаний, контролируемых гонконгским холдингом, попали коммерческие структуры губернаторов Амурской области и Приморского края Олега Кожемяко и Сергея Дарькина.
 
Важнейшей составляющей рыбоперерабатывающего комплекса Приморья является марикультура. Интерес китайского капитала, и в этом случае в основном, ограничивается морскими акваториями южного Приморья - в непосредственной близости от рыбоперерабатывающего комплекса в Хуньчуне.
 
Через подставные российские компании китайцы пытались скупить рыбоводные участки на аукционе, организованном территориальным управлением Росрыболовства в конце 2016 года. Сидящие в зале китайские предприниматели фактически руководили лицами, участвующими в аукционе.
 
По мнению экспертов, десятки миллионов рублей, которые были уплачены за участки, могли быть теневыми инвестициями китайских предпринимателей, которые скупали российскую воду под свои будущие проекты. Однако благодаря вмешательству УФАС по Приморскому краю и природоохранной прокуратуры итоги скандальных аквакультурных аукционов были отменены.
 
Повышенный интерес для российских компаний, аффилированнных с китайским капиталом, представляют запретные для хозяйственной деятельности особо охраняемые природные территории в южной части Хасанского района: Дальневосточный морской заповедник, памятник природы «Бухты Посьета» и «Приостровные акватории островов залива Петра Великого».
 
Получить заветный рыбоводный участок в пределах указанных акваторий - мечта любого марикультурщика: можно практически на законных основаниях эксплуатировать естественные запасы водных биоресурсов. При осуществлении пастбищного рыбоводства отличить природный трепанг от выращенного невозможно.
 
Считаю, лоббирование интересов китайского капитала в сфере аквакультуры на территории России осуществляет НКО ДВ ассоциация «Аквакультура», которая обладает мощным административным и финансовым ресурсом. Пост президента ассоциации занимает сын Сахалинского губернатора Олега Кожемяко - Никита Кожемяко. Кроме того, в составе учредителей данной ассоциации: ЗАО «Преображенский рыбокомбинат», контролируемое семьей губернатора Сахалина. В составе учредителей ассоциации - ООО НПКА «Нереида», входящее в бизнес-структуры Сергея Дарькина.
 
Как показатель высокого влияния указанных лиц на рынок марикультуры можно привести в качестве примера тот факт, что из 4-х рыбоводных участков Южного Приморья (Хасанский район), выставленных Росрыболовством на аукцион в конце ноября 2016 года, 3 участка достались коммерческим структурам под контролем Олега Кожемяко и Сергея Дарькина.
 
По-моему мнению, в целях установления контроля над морскими акваториями южного Приморья ассоциация «Аквакультура» лоббировала изменения в природоохранном законодательстве, допускающие осуществление хозяйственный деятельности в пределах особо охраняемых природных территорий. В результате 14 декабря 2016 года вышло Постановление Администрации Приморского края №582-па, допускающее формирование рыбоводных участков в акватории памятников природы.
 
Напомним, что в 2016 году природоохранной прокуратурой был опротестован приказ ПТУ Росрыболовства от 15.09.2016 г. № 314-П, в части касающейся заявки ассоциации «Аквакультура» на формирование границ рыбных участков в акватории памятника природы «бухты Посьета», как противоречащий требованиям природоохранного законодательства.
 
А 13 марта 2017 года прокурор Приморского края С.А. Бессчасный внес в адрес губернатора представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях и охране водных объектов. Прокурорской проверкой было установлено, что Постановление от 14 декабря 2016 г. № 582 противоречит требованиям природоохранного законодательства. В представлении указывалось, что формирование Приморским территориальным управлением Росрыболовства рыбоводных участков в акватории «Бухты Посьета» является незаконным.
 
Но для и.о. руководителя ПТУ Росрыболовства Дмитрия Дмитриченко прокурор Приморского края, видимо, не указ. Дмитриченко своим приказом от 29 марта 2017 года утвердил границы 15 рыбоводных участков в бухтах Экспедиции и Новгородская, поданных совместной заявкой от ассоциаций «Аквакультура» и «Амкор».
 
Кстати, ассоциация «Амкор» представляет интерес тем, что ее учредителем является ООО «Бионт-К», входящее в бизнес-структуры Сергея Дымова (60% в уставном капитале принадлежат - Дымовой Галине Сергеевне). Сергей Дымов - «авторитетный бизнесмен», бывший руководитель управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области, имя которого связывали с другим известным приморским «авторитетным бизнесменом» Владимиром Петраковым, поборами с рыбодобывающих компаний и автомобилистов, распределением земель сельхозназначения иностранным компаниям, а также с трафиком товаров из Китая. Ориентация на китайский рынок и у компании «Бионт-К», которая специализируется на выращивании и переработке трепанга в Хасанском районе.
 
Подводя итог, можно сделать следующие неутешительные выводы. Китай предпринимает активные меры по установлению контроля над рыбохозяйственным комплексом и транспортно-логистической сетью Приморского края. Особое внимание и интерес китайский капитал при содействии государственных структур Китая проявляет к югу Приморского края.
 
В качестве приоритетного для них направления это получение в долгосрочное пользование морских акваторий со значительными естественными запасами биоресурсов, сосредоточенными в пределах особо охраняемых природных территорий. Передача указанных акваторий под марикультуру позволит китайцам легализовать эксплуатацию естественных запасов биоресурсов и продукцию браконьерского лова.
 
Контроль над морскими портами позволит китайским предпринимателям получить выход к рыбным запасам Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а наличие развитой транспортной сети и близость к границе решит проблему доставки российской рыбы и морепродуктов на перерабатывающие предприятия, локализованные в приграничном Китае, в частности, в Хуньчуне.
 
В условиях ухудшения отношений между Китаем и КНДР, и как следствие сворачивание совместных экономических проектов, в том числе по использованию китайцами северокорейского порта Раджин для выхода к морю и переработки морепродуктов, планы по экономической экспансии приграничных территорий на юге Приморья имеют все шансы быть реализованными.
 
Республика Корея на этом фоне проигрывает Китаю в борьбе за экономическое влияние на российское Приморье. Стратегическое значение южного Приморья для корейцев обусловлено перспективами реализации транскорейской железнодорожной сети с выходом к российским морским портам и Транссибу. Необходимо учитывать и исторический фактор. Юг Приморья до 1937 года по сути являлся национальным анклавом, где доля корейского населения в отдельных местностях доходила до 90% (Посьет). Хасанский район для корейцев - земля предков. Усиление китайского фактора на этой территории будет негативно воспринято Южной Кореей.
 
Для российских властей ситуация тревожная. Китайский капитал при поддержке государственных органов Китая для лоббирования своих экономических интересов через аффилированных российских лиц активно использует инструмент некоммерческих организаций. Особую тревогу вызывает политическая деятельность отраслевых ассоциаций (в их числе ДВ ассоциация «Аквакультура») по изменению нормативно-правой базы в интересах китайских компаний.
 
Для защиты своих национальных интересов российским властям необходимо принять неотложные меры по нейтрализации угрозы экономической экспансии Китая. Экономические отношения с Китаем необходимо строить на взаимовыгодных условиях.
 
Подготовил по публикациям СМИ
Сергей Бережной.
«Арсеньевские вести», 26.04.2017
Рисунок newssky.com.ua
http://www.arsvest.ru/rubr/4/40159