Авианосец "Ши-Лан" - бывший "Варяг" в порту китайского Даляня. Фото Википедии
Авианосец "Ши-Лан" - бывший "Варяг" в порту китайского Даляня. Фото Википедии
Лет пять-шесть назад в Даляне я увидел, как гигантский китайский авианосец «Ши-Лан», который чаще всего называют прежним русским именем «Варяг», возвращался в порт из морского похода. Этот советский, а потом украинский корабль, которому некогда грозила преждевременная гибель из-за бесхозяйственности его бывших хозяев, как Феникс, буквально восстал из пепла.
 
Экономический рост Поднебесной постепенно переходит в наращивание военной силы на Тихом океане. Китай прямо на глазах превращается в новую морскую державу, к характеристике которой вскоре может добавиться определение «великая».
 
Мы знаем, что сегодня авианосцы есть на вооружении у совсем немногих держав. Больше всего их, конечно, у США - целых одиннадцать и еще один на стапеле. Но все течет, все изменяется.
 
Кстати, прочел где-то, что китайские военные тайком приобрели еще и всю проектную документацию на бывший советский авианосец-гигант. Говорят, что в Поднебесную перекочевала и часть украинских специалистов с черноморского завода, где строился тот самый «Варяг».
 
Между прочим, в какой-то мере этот авианосец повторяет судьбу одноименного крейсера, прославившегося сражением с японской эскадрой в 1904 году в бухте Чемульпо. После боя русский корабль был затоплен своей командой на рейде. Японцы подняли его уже после войны, восстановили и ввели в состав своего флота под именем «Сойа».
 
А современный «Варяг» не был достроен на Украине из-за внезапной смерти СССР, но до ума его довели китайцы. И служит он теперь в тех же местах, что и его героический предшественник. Город Далянь, в котором был введен в строй авианосец родом из Николаева - это русский порт Дальний неподалеку от Порт-Артура. Крейсер, бороздивший эти воды сто с лишним лет назад, тоже заходил в Далянь.
 
Кстати, по какой-то чуть ли не мистической причине все корабли, носившие имя «Варяг», были связаны с Дальним Востоком. В XIX веке здесь в составе русской Тихоокеанской эскадры служил предшественник воспетого крейсера - клипер «Варяг». Потом это же имя в 60-е годы уже XX века носил советский крейсер.
 
А в составе нынешнего Тихоокеанского флота России сегодня тоже имеется ракетный крейсер «Варяг». Он был построен в том же украинском городе Николаеве в 1989 году и первоначально носил имя «Червона Украина», а в 90-е переименован в «Варяг» и переведен на Дальний Восток.
 
У меня такое чувство, что сегодня наш океан, названный в свое время Тихим, постепенно становится своеобразным новым Средиземным морем, которое когда-то объединяло вокруг себя мировую цивилизацию. Ну а китайская экономика нынче вышла на второе место в мире. Рядом стремительно развивается Индия.
 
И, заметьте, везде и у всех, а не только у США, полно воды для гигантских плавучих боевых аэродромов и для реализации новых военно-морских планов.
 
То же пекинское руководство вслед за введением в строй бывшего николаевского чуда советской техники заложило на своих верфях еще три аналогичных корабля, а этот собирается использовать в качестве учебного. Получается, мы этот гигантский корабль-город фактически сдали на металлолом, а они по его лекалам уже начали строить целый авианосный флот. Разве не обидно? Разве не стыдно? Разве не позорно? Впрочем, есть и у нашей страны кое-какие планы по строительству авианосцев.
 
Пока же в тихоокеанском бассейне владычицей морей в военном смысле остается, конечно, Америка. Она сегодня по-прежнему многое может. Но многое уже этой стране совершенно не под силу. И остается лишь догадываться, что будет в Азиатско-Тихоокеанском регионе буквально через несколько лет?
 
А вообще-то, мне кажется, что сегодняшние «Варяги» - и российский, и китайский – не просто так собрались именно на Дальнем Востоке. Будем надеяться, что они сыграют положительную роль в сохранении равноправного мира в АТР в наше непростое и горячее время.
 
Алексей Светлов