Нежданно в один из июльских дней в кассу крупнейшего муниципального перевозчика нагрянули судебные приставы-исполнители. Для директора МУП ПАТП-1 Евгения Танага это было, как гром среди ясного неба. Старейшее городское транспортное предприятие имеет многомиллионные долги перед налоговой инспекцией и Пенсионным фондом, поэтому визит незваных гостей был предсказуемым, но все же неожиданным.
«Черные дни» для трамвайного управления и ПАПТ-1 наступили после отмены единого социального проездного билета в ноябре прошлого года. За десятилетия дотационного существования муниципальные предприятия забыли, как зарабатывать на пассажирских перевозках. Ежегодно они получали около трехсот миллионов рублей субсидий из краевого бюджета. И без ущерба для себя могли выполнять одну треть заявленных рейсов. Поэтому льготники никак не могли дождаться «своих» автобусов на 17, 20, 26 и других городских маршрутах. Зачем? Ведь автобусы стоят, но денежки текут в кассу предприятия!
Образовавшиеся «дырки», т.е. незанятые графики движений, неизбежно заполнили коммерческие перевозчики, действуя по принципу: свято место пусто не бывает. Муниципальный транспорт от этого сильно не страдал.
«Тепличные» условия не пошли на пользу муниципалам. От конкуренции их бережно оберегал «долгоиграющий» мэр Владимир Михалёв, который за все время своего правления так и не выставил на конкурс ни один маршрут, по которому ходили автобусы ПАТП-1.
Второй фатальный фактор краха муниципального транспорта – вступление в силу федерального закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом». Он требует от городских властей то, чего они больше всего не боятся: открытого конкурса при распределении городских маршрутов.
После проведения такого конкурса, согласно действующему закону, у главы города Андрея Климова и у частных автотранспортных компаний появилось бы законное право повысить плату за проезд, т.е. перейти на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. К тому же федеральный закон не запрещает осуществлять перевозки по фиксированным, регулируемым тарифам.
На всех совещаниях относительно судьбы городского общественного транспорта я заявлял, что нельзя отпускать цены на пассажирские перевозки, нужно их регулировать и субсидировать из городского бюджета. Цены на проезд в автобусе должны быть доступными для всех категорий жителей города. В трехлетней муниципальной программе развития транспорта предусмотрено выделение одного миллиарда рублей на ремонт и строительство гаражей для ПАТП-1. Я предлагал и предлагаю эти деньги тратить на снижение стоимости проезда в городских автобусах.
Мои предложения - глас вопиющего в пустыне. Не желает господин Климов слушать кого-либо, обсуждать текущие проблемы города Юности. Ведь у него так хорошо получается управлять городом!
Но странные дела творятся в этой отрасли городского хозяйства. В январе этого года по лекалам нового федерального закона № 220 был сформирован реестр городских маршрутов, который соответствовал исторически сложившейся ситуации. На маршрутах, организованных в годы советской власти, безраздельно господствовал ПАТП-1.
«Свежие» маршруты, созданные по инициативе частных перевозчиков, в реестре значились как собственность трех-четырех транспортных организаций. При проведении последнего конкурса в 2003 году во избежание монополизма новоявленные маршруты делили между транспортниками.
Федеральный законодатель стремится к тому, чтобы на одном маршруте работал один перевозчик. Формально этому требованию соответствуют постсоветские городские маршруты, и ПАТП-1 могло бы не беспокоиться о своем будущем.
В частном сегменте реестра, трансформированном по второй половине года, неожиданно вместо трех, четырех или пяти перевозчиков, обозначенных в начале года, на маршрутах оказались по одной транспортной организации.
Например, в подогнанном реестре на 31 маршруте значится никому неизвестный перевозчик ООО «Компас», но по этому маршруту по-прежнему курсируют всё те же четыре частника, и на билетах я вижу знакомые фамилии предпринимателей.
Говорят так: если не знаешь, как поступить, поступай по закону. В администрации города, видимо, другой девиз: сделай все, чтобы обойти закон. В течение года городские чиновники так и не сочинили положение о проведении открытого конкурса по распределению городских маршрутов. Следовательно, не было проведено ни одного конкурса согласно новому закону.
Короче говоря, капитально «намутили», чтобы ловить рыбку в мутной воде. И рыбалка пошла: городские чиновники вкупе с руководством Комсомольского ПАТП стали «дербанить» городские маршруты, закрепленные за старейшим перевозчиком. За 1000 рублей в день некие посредники ставят на городские маршруты приглянувшихся им транспортников.
Какова дальнейшая судьба этого транспортного предприятия? ПАПТ-1: в реанимацию или в морг? Ответ на этот вопрос, я думаю, мы скоро услышим.
05.08.2016 17:49:00 +1100
Комментировать