Вот такой улов! Фото Сергея Балбашова
Вот такой улов! Фото Сергея Балбашова
Несмотря на относительное затишье вокруг рыбного промысла в СМИ, последовавшее после уже овеянного легендами заседания Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса, о позитивных сдвигах в отрасли уже начали рапортовать депутаты и чиновники.
 
Так депутаты Приморского края, отвечая на призывы президента Владимира Путина о необходимости развития судостроения, решили простимулировать обновление флота в регионе и обнулили налог на имущество для судов, которые будут построены на верфях региона.
 
На днях Законодательным собранием Приморского края был принят закон, предусматривающий нулевую налоговую ставку для имущества отечественных рыбопромышленников в отношении судов рыбопромыслового флота (в размере 0% - на пять налоговых периодов, начиная от года постройки судна, 0,5% - на пять последующих налоговых периодов).
 
При этом судно, являющееся объектом налогообложения, должно быть построено не ранее 1 января 2016 г. судостроительными организациями, зарегистрированными на территории края. Власти региона считают, что такая льгота станет стимулом для обновления флота и развития судостроения именно в Приморье.
 
Теперь мяч на стороне Поморских законодателей, иначе Северо-западный бассейн рискует упустить инициативу и новопостроенные суда гнать придется по Севморпути, с верфей Дальнего Востока.
 
Налоговые льготы, которые считаются отличным стимулом для инвесторов в любой сфере бизнеса, в рыбной отрасли являются всего лишь полумерой - новое судно, сошедшее на воду, не более чем охотничье ружье без лицензии на «объекты животного мира». Красиво, но бесполезно. И, пожалуй, важнейшим стимулом, для рыбаков заказывать новые суда и верстать инвестиционные программы, остаются так называемые «инвестиционные квоты» или «квоты под киль».
 
Напоминаю, что не успел президент на Госсовете поручить проработать этот механизм, как Росрыболовство уже через два месяца, что для застывшей на десятилетие во льдах «исторического принципа» отрасли небывало короткий срок, отрапортовало: в декабре подготовлены предложения о порядке распределения 20% квот от общего объема допустимого улова на инвестиционные цели.
 
«Из них 15% предполагается направить на субсидирование строительства судов на российских верфях и до 5% - на стимулирование строительства береговых рыбоперерабатывающих предприятий, - заявил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. - На случай, если квота для целей развития переработки окажется не полностью востребованной, будет предусмотрен механизм, позволяющий направить неиспользованную квоту на строительство судов».
 
При этом, по замыслу ведомства, выделяемые объемы будут ранжироваться по типу, мощности и размеру судна, наличию перерабатывающего оборудования, включая мощности по производству рыбной муки. Для того, чтобы распространить меру поддержки на как можно большее число рыболовных компаний, квота, которая по замыслу чиновников повысит эффективность промысла, не будет обеспечивать полную экономическую загрузку судна. Полная загрузка, как это и предлагалось ранее Росрыболовством, будет обеспечена на паритетных основах - частично за счет квоты господдержки, частично - за счет компании-владельца судна.
 
Еще напомню - 19 октября 2015 года на заседании президиума Госсовета глава Росрыболовства Илья Шестаков обозначил целевые ориентиры для программы обновления рыбопромышленного флота за счет выделения «квот под киль»: в течение пяти-десяти лет будет построено около 85 новых судов, в том числе около 35 крупных и среднетоннажных и около 50 малотоннажных.
 
И, хотя по прошествии двух месяцев после мероприятия очень немногие из рыбопромышленников, по крайней мере - публично, заявили о готовности строить новые суда, надо отдать должное, отрасль начинает оттаивать после десятилетия глубокой заморозки и «оживать».
 
Тема отечественного судостроя становится все более и более реальной: Мурманские прибрежники и те на прошлой неделе встретились с корабелами из Центральной России для обсуждения возможностей строительства новых промысловых судов, а дальневосточный рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина ведет переговоры о строительстве трех траулеров-сейнеров с водящим в ОСК ПСЗ «Янтарь».
 
Даже рыбные союзы, которые еще пару месяцев назад выступали категорически против «квот под киль», например, Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий и экспортеров (ВАРПЭ), сегодня приняли новый порядок и опубликовали ряд заявлений, поддерживающих программную президентскую речь «по рыбе». Пока это - на бумаге, объявлений о намерениях своих членов размещать заказы на российских верфях не делалось, но мы же не можем не верить ветеранам отрасли и с нетерпением будем ждать практических решений.
 
Тем временем, Росрыболовство, в строгом соответствии с президентскими поручениями, вовсю принимает эти самые заявки на регистрацию «новостроя», но статистикой подачи документов не делится. Не удивлюсь, если на сегодня в официальной очереди единственный «дореволюционный», появившийся еще до Госсовета, доброволец - «Русская рыбопромышленная компания», заранее обозначившая свой интерес в строительстве 6 крупнотоннажных траулеров. Если так, Росрыболовству придется активней работать с «рыбацким сообществом»: окончание приема заявок уже через месяц, а отчитываться придется «на самый верх».
 
Кроме того, в ближайшее время Росрыболовству предстоит согласовать с Минпромторгом ряд существенных условий реализации «квотподкильного» принципа: например, уровень локализации при строительстве флота и график повышения ее уровня на среднесрочную перспективу. Срок исполнения этого и других поручений президента по итогам Госсовета по развитию рыбохозяйственного комплекса тоже невелик - до 15 февраля 2016 года.
 
То есть к марту уже можно будет оценить в деталях повышение «средней температуры по больнице» и уровня дальнейшей разморозки отрасли - станут ли 20% квот плюс отсутствие налогов на суда реальными стимулами для обновления рыбодобывающих флотов и модернизации предприятий переработки или рыбаки продолжат отмораживаться и выжимать последний ресурс из безнадежно устаревающего в торосах рыбацкой жадности флота.
 
Макс Фишман,
редактор сайта «Где рыба?»