Замгендиректора «Сургутнефтегаз» Александр Оглы
Замгендиректора «Сургутнефтегаз» Александр Оглы
Почти два месяца в Якутии обсуждали конфликт между жителями Ленского района и «Сургутнефтегазом», который возник из-за того, что компания ограничивала проезд по дороге Талаканское месторождение - поселок Витим для частных автомашин, а также взимала плату за проезд с некоторых категорий автовладельцев. При этом, если необходимость ограничений по проезду нехотя признавали, то за проезд плата стала поводом обвинить «Сургутнефтегаз» в жадности, мздоимстве и нарушении гражданских прав местных жителей.
 
Очередное бурление умов вызвало заявление якутских парламентариев о незаконности платы за проезд, которое они сделали на основании депутатской проверки.
 
Признаться, обращаясь в «Сургутнефтегаз» по поводу этого заявления, мы рассчитывали на короткий комментарий. На деле он вылился в подробную беседу с заместителем генерального директора Александром Оглы, которая заставила посмотреть под другим углом на ситуацию, которая, чего греха таить, в большинстве случаев подается в контексте «угнетенные жители - зарвавшиеся нефтяники».
 
Дорога не для всех
 
Первое, что счел необходимым разъяснить Александр Оглы, это то, что дорога, соединяющая Талаканское месторождение и поселок Витим, вошедшая в историю, как «дорога «Сургутнефтегаз» - это дорога необщего пользования, а значит, независимо от того, является ли она частной или нет, на нее распространяются те положения закона, которые регулируют пользование дорогами необщего пользования.
 
- По сути, это технологическая дорога. Основное ее предназначение - круглогодичное сообщение между Талаканом и поселком Витим, где расположены наш сухогрузный причал по приемке грузов, база БПТОиКО и товарный парк, где происходит первичная переработка, комплектация и последующая доставка грузов на месторождение. Проще говоря, дорога построена для обслуживания месторождения и последующей его эксплуатации.
 
Второе. Дорога построена целиком на средства компании «Сургутнефтегаз» в строгом соответствии с федеральным законодательством и является имуществом компании. Вся земля, по которой проходит дорога, оформлена в аренду, и за пользование ею мы регулярно вносим арендную плату в муниципальный бюджет. Кроме того, мы несем расходы, подчеркну, значительные расходы, на текущее содержание этой автодороги.
 
Третье. Несмотря на то, что дорога строилась исключительно для обслуживания Талаканского месторождения, в данный момент ей пользуемся не только мы, но и другие коммерческие предприятия, в частности - структурные подразделения Роснефти и Газпрома и их подрядные организации. В этом случае пользование автодорогой осуществляется на платной основе в соответствии с договором, который с нами заключают эти компании.
 
И, четвертое. Дорога, как я уже сказал, является дорогой необщего пользования, расположенной в зоне размещения опасных производственных объектов, а значит, не предназначена для свободного проезда по ней третьих лиц. Однако, понимая, что в Ленском районе существуют транспортные проблемы, разрешаем бесплатно пользоваться этой дорогой экстренным службам, муниципальному транспорту, а также жителям Витима, Пеледуя, Толона и других населенных пунктов. Для проезда по дороге им достаточно показать паспорт с пропиской.
 
Не ограничивая проезд, мы нарушим закон
 
Отрицать тот факт, что сегодня для проезда по дороге «Сургутнефтегаз» существует ряд ограничений, Оглы, конечно, не стал, но пояснил, что они действуют, прежде всего, в целях безопасности промышленных объектов, обеспечивать которую их обязывает закон Российской федерации.
 
- В действующем законодательстве имеется множество нормативных актов, законных и подзаконных, которые регламентируют деятельность юридических лиц, в том числе - касающиеся пользования дорогами и доступа посторонних лиц к особо опасным производственным объектам.
 
По сути, все Талаканское месторождение представляет собой комплекс особо опасных производственных объектов. Поэтому проезд через территорию месторождения возможен исключительно в соответствии с установленными правилами.
 
Более того, федеральные законы «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» и постановление правительства РФ «О противодействии терроризму» обязывают нас ограничивать доступ посторонних лиц на такие объекты, прежде всего, в целях защиты этих объектов от повреждений, которые, в свою очередь, могут причинить вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде. Другими словами, если мы не будем ограничивать доступ к нашим промышленным объектам посторонних, мы будем нарушать законы Российской федерации.
 
Не прибыль, а компенсация
 
Впрочем, больше всего споров и возмущений среди общественности вызвали не действующие ограничения проезда, а тот факт, что «Сургутнефтегаз» установил плату за проезд для владельцев ряда машин. Многие усмотрели в этом нарушение конституционных прав местных жителей, а «Сургутнефтегаз» обвинили в жадности - мол, компания богатая, могла бы плату и не брать. По мнению Александра Оглы, на самом деле, все не так плохо, как пытаются представить.
 
- Плата за проезд носит компенсаторный характер и устанавливать ее нам позволяет закон. Ее размер определяется на основании расчетов затрат компании на содержание автодороги. У нас установлены дифференцированные расценки - максимальный размер платы за большегрузную машину составляет порядка 15-20 тысяч рублей за проезд в оба конца. И я вас уверяю, ни о каких 100 тысячах за проезд, о которых пишут СМИ, речь не идет - это абсолютно голословные утверждения!
 
Озвучу действующие расценки. Самый большой размер платы, установленный на сегодняшний день - 137,91 руб. за километр для машин 4-го класса. Умножьте эту сумму на 76 километров - такова длина наиболее востребованного участка. Получится порядка 10,5 тысяч рублей в одну сторону. В оба конца - 21 тысяч и, повторю, это - максимум! К тому же, такие большие машины проезжают крайне редко. Обычно это автомобили 2-3-го классов. В среднем плата составляет 56 рублей, то есть 8,5 тысяч в обе стороны. Минимальный же тариф составляет примерно 2,5 тысячи рублей. Оговорюсь, что речь идет только о нашей дороге, за остальные мы отвечать не можем.
 
Не забывайте, что легковые автомашины, принадлежащие гражданам, проживающим в районе эксплуатации технологических дорог, освобождаются от платы за проезд. Это же правило распространяется на социально-значимые грузы для детских учреждений, больниц, школ. По заявке Ленской районной администрации мы даем им соответствующее разрешение.
 
По факту, платят только те, кто везет коммерческий груз или не является жителем близлежащих населенных пунктов. Оплата производится через наше уполномоченное структурное подразделение, которое занимается эксплуатацией автодороги - НГДУ «Талаканнефть». Если вы не являетесь жителем Пеледуя или Витима, вам нужно обратиться туда, указать, какое количество километров вы хотите проехать, оплатить в кассе и, после получения документа об оплате, спокойно ехать дальше. Вот и все.
 
Относительно отмены оплаты за проезд поясню, что, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ, мы, как собственники несем бремя содержания принадлежащего нам имущества. Повторюсь, плата за проезд связана с возмещением затрат компании на ремонт и эксплуатацию дороги, носит компенсационный характер и не является источником получения какой - либо коммерческой выгоды. Более того, для «Сургутнефтегаза» запрет взимать плату за проезд, означал бы невозможность компенсировать свои затраты на содержание автодороги, а это нарушает принцип справедливости и право собственности. Кстати, с практика показывает, что суды, при разрешении аналогичных споров, становятся на сторону собственников автодорог.
 
Подчеркну, что мы занимаемся добычей нефти, а не строительством и содержанием дорог общего пользования. Это не наша задача - это функция государства. Применительно к нашей дороге мы и так пошли на большие уступки. По сути, мы могли бы просто закрыть проезд, но, понимая значимость автомобильного сообщения для местного населения, мы разрешаем ею пользоваться, при этом лишь просим соблюдать правила, которые мы установили в соответствии законодательством РФ.
 
И последнее. Есть некоторое заблуждение о том, что лицензия «Сургутнефтегаз» упала с неба - он просто пришел на Талакан и на него посыпались деньги. Это не так. Мы вложили в месторождение порядка 10 миллиардов долларов, и окупаться оно будет несколько десятков лет. При этом, мы аккуратно платим налоги (за 20014 года ОАО «Сургутнефтегаз перечислила в бюджет республики 16,5 млрд. рублей - ЯСИА) и выполняем все взятые на себя социальные обязательства. Так о чем речь?
 
Сервитутом делу не поможешь
 
Утихший, казалось бы, спор вновь разгорелся после того, как якутские парламентарии заявили, что есть законные основания полагать, что плата за проезд может быть отменена. Основанием для таких выводов стала проверка, проведенная постоянным комитетом Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры под председательством Виктора Федорова. Выход из ситуации парламентарии видят в установлении муниципальными властями публичного сервитута - ограниченного права пользования смежным участком, то есть автодорогой необщего пользования на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления, в данном случае - администрации поселка Витим.
 
- Неплохо было бы разобраться в вопросе о том, что такое сервитут, прежде чем делать такие заявления. В конце концов, пригласили бы нас, мы бы высказали свою позицию. Впрочем, мы живем в демократический стране, где каждый имеет право высказывать свое мнение, - прокомментировал рекомендации парламентариев Александр Оглы. Что касается проведенной проверки, то ни в офис компании в Якутске, ни в представительство в Ленском районе, по его словам, никто из депутатов не обращался.
 
- Возможно, речь идет о не выездной проверке, если же депутаты выезжали, то, вероятно, работали с администрацией, но мне об этом ничего не известно. Скорее всего, имел место анализ ситуации - у депутатов есть на это право, и мы ничего не имеем против. Могу сказать одно - никаких нарушений законодательства нами допущено не было. Нас неоднократно проверяли и прокуратура и УФАС на предмет законности установления платы и никаких нарушений не выявили. Потому что мы действуем строго в рамках действующего закона. Если закон изменится, мы на это отреагируем, потому что мы законопослушная организация. Но если у нас есть права, то мы будем их отстаивать.
 
Теперь о сервитуте. На сухом юридическом языке возможность использования сервитута описывается следующим образом: «Публичный сервитут - это право ограниченного пользования соседнимземельным участком. Оно устанавливается на основании нормативного правового акта РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления. При этом, в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог применение публичного сервитута регулируется специальными нормами Федерального закона от 08.11.2007 №257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ №257-ФЗ), а также принятым в соответствии с ним Законом Республики Саха (Якутия) от 18.02.2010 г. 802-З №495-IV «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)».
 
Далее, «в соответствии со специальными нормами ч.4.2 ст.20 ФЗ №257-ФЗ и ч.6 ст.20 Закона РС(Я) 802-З №495-IV установление публичного сервитута в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог допускается только в целях прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации.
 
Таким образом, специальные нормы ФЗ №257-ФЗ и ч.6 ст.20 Закона РС(Я) 802-З №495-IV, которые в данном случае имеют приоритет перед общими нормами о сервитуте, содержащимися в Гражданском кодексе РФ (ч.1 ст.274) и Земельном кодексе РФ (п.1 ч.3 ст.23), не допускают установление публичных сервитутов в границах полос отвода автомобильных дорог для целей прохода или проезда.
 
В отношении земельных участков в границах полос отвода частных автомобильных дорог установление публичного сервитута недопустимо даже для размещения инженерных коммуникаций, о чем прямо указано в специальных нормах ч.4.2 ст.20 ФЗ №257-ФЗ и ч.6 ст.20 Закона РС(Я) 802-З №495-IV".
 
То есть, рекомендация об установлении публичного сервитута для отмены платы за проезд по дороге необщего пользования, как раз наоборот, подталкивает администрацию муниципального образования - поселка Витим - к принятию решения противоречащего действующему законодательству.
 
Отмена платы «Сургутнефтегазом» не решит проблем Ленского района
 
В разговоре Александр Оглы не раз подчеркивал, что все ограничения проезда установлены строго в рамках закона. Но, главное, в чем он уверен - дело вовсе не в правилах проезда установленных компанией, а в общих транспортных проблемах района, которые отмена платы за проезд «Сургутнефтегазом», увы, не решит.
 
- О дороге Талаканское месторождение - Витим в последнее время много дискутировали, этот вопрос обсуждался властями республики и нашим руководителем Владимиром Богдановым, и могу констатировать, что мы и руководство республики занимаем схожие позиции по этому вопросу, принципиальных разногласий у нас нет. Но, если даже представить, что «Сургутнефтегаз» отменит плату за проезд, то, на самом деле,  проблема не исчезнет. Я много раз пытался это объяснить, но меня не хотят слышать. Поэтому закончим тем, с чего нужно было начать, а именно, с пояснения: откуда и куда ведут дороги вокруг Талакана.
 
А дорог там несколько. Во-первых - круглогодичная дорога «Талаканское месторождение - поселок Витим», протяженностью 115 километров. За ней идет дорога от Талакана до Верхней Чоны, которая принадлежит «Верхнечонскнефтегазу» и не является нашей собственностью. Есть еще «дорога ВСТО», принадлежащая Транснефти, идущая на Ленск, и, по сути, являющаяся технологическим проездом. На самом деле, сама по себе дорога, принадлежащая «Сургутнефтегазу» жителям не нужна, потому что упирается ровно в Талаканское месторождение, куда им, конечно, ездить незачем. Как правило, их цель либо Ленск, куда не попадешь в объезд дороги Транснефти, либо зимник на Усть-Кут, куда не попадешь, минуя дорогу «Верхнечонскнефтегаза», где действуют аналогичные правила проезда.
 
Нужно жить не по понятиям, а по законам
 
Отношения между крупными корпорациями и местными жителями тема непростая, наверное, вечная. По мнению Александра Оглы рецепт грамотного разрешения конфликтов, в том числе и конфликта с дорогой один - начинать жить в правовом поле.
 
- Законы придуманы не нами, и они обязывают нас устанавливать ограничения по проезду, и дают право взимать плату за проезд: мы этим правом пользуемся. Если кому-то это не нравится, и кто-то считает, что тем самым мы нарушаем его законные права, то есть цивилизованные способы решения проблем: обращения в прокуратуру, обращения в УФАС. Если не устраивают результаты их проверки - есть суд. Если и суд решит, что законы не нарушены, тогда выходите с законодательной инициативой и попытайтесь изменить законы Российской Федерации, которые регулируют эту сферу. Если законы поменяются, тогда нам ничего не останется, кроме как выполнять их. Все остальное это - эмоции и попытка жить по своим понятиям. У каждого своя правда и, чтобы привести всех к общему знаменателю и существуют законы.
 
Галина Мозолевская,
ЯСИА, 20.03.15
http://ysia.ru/news/33462/aleksandr_ogli_nuzhno_zhit__ne_po_ponyatiyam_a_po_zakonam.html