Врио губернатора ЕАО Александр Левинталь |
|
- За последние годы у нас сокращалось население в области и одновременно увеличивалось число чиновников. Значительно увеличивалось. Я насчитала пять зданий, в которых располагается правительство ЕАО. Некоторые здания не целиком, но, тем не менее. Очень большая часть бюджета расходуется на зарплаты этим чиновникам. Кроме того, появились чиновники, вернее, должности, которые дублируют друг друга… Александр Борисович, а по поводу оптимизации чиновничьего аппарата у вас мысли какие-то имеются?
- Я уже обратил внимание на то, что вы сказали, и на другие детали, - ответил Александр Левинталь. - Вижу определенные несовершенства существующей структуры правительства Еврейской автономной области. Будем думать над тем, как ее усовершенствовать с точки зрения функциональной, то есть, чем необходимо заниматься, исходя из приоритетов, которые мы определим. Это - по оптимизации структуры.
Что касается штата: безусловно, мы посмотрим и штат. Изменения структуры будут. Что-то из опыта Хабаровского края будем использовать, что-то из местного, потому что нельзя полностью перенести опыт Хабаровского края сюда. Там штат на порядок больше, но там и населения больше.
Понимаете, в чем тут сложность вопроса: не важно, какой субъект Федерации - населения миллион или сто пятьдесят тысяч - ведь направления работы все те же. И уровень требований сверху один и тот же. В Хабаровском крае, например, целый заместитель по внутренней политике есть, поскольку у нас там только одних районов восемнадцать, несколько городов. Ими надо заниматься. Объем работы несопоставим, но направлений работы очень много. И когда один человек ведает всем и вся, ну, вы понимаете, не может быть человек специалистом во всех областях. Вот в этом сложность будет здесь, как я понимаю. То есть при малом штате, относительно малом, количество направлений работы не уменьшится...
Сразу скажу: уровень зарплат здесь значительно ниже, чем в Хабаровском крае. Да, это определенная экономия затрат, но это и качество человеческого управленческого капитала. Если чиновник получает недостаточную зарплату, он уходит в предприниматели, уезжает в Хабаровский край или в другой регион. Если мы не сможем обеспечить качественный управленческий потенциал, мы ничего не добьемся. Можно оптимизировать, сокращать, но с точки зрения качества мы потеряем, и потеряем на два-три порядка больше, чем сэкономим на зарплате.
Я понимаю ваш вопрос. Однозначно, на государственных расходах надо экономить, посмотрим, где лишние люди - уберем. Где можно оптимизировать - оптимизируем. Может быть, за счет этой оптимизации даже кому-то зарплату повысим, чтобы привлечь нормальных людей, способных принимать грамотные решения, которые увеличат доходы бюджета. А не так, что вот эта низкая зарплата «размазана» по большому количеству людей - а эффекта нет, и хоть сокращай, хоть не сокращай - эффекта не будет.
То, что я займусь оптимизацией - это 100%, но, исходя из функций. Тут надо идти не от количества зданий и людей, а от функций, которые они выполняют. Если функция есть, ее надо выполнять. Если функции нет - однозначно надо убирать этого чиновника…
Ответ ясен, понятен. Что остается нам? Ждать? А вот на ожидания, как раз, времени, увы, нет. Когда долг ЕАО буквально за два-три года вырастает с одного миллиарда до трех с лишним, а потом в стране начинается финансовый кризис, в такой ситуации смена региональной власти направлена исключительно на то, чтобы регион в это сложное время не только смог выжить, но и достойно все сложности преодолеть. А для этого необходим очень качественный, высокопрофессиональный управленческий аппарат.
Примерно год назад мы публиковали статью под названием «Кадры мешают всем». Сегодняшнее экономическое состояние нашей области, к которому ее привела команда ушедшего губернатора, подтверждает нашу правоту. Многие кадры, которые и в настоящее время продолжают занимать кабинеты и кресла в областном правительстве, по-прежнему мешают всем!
Сегодня я намерена продемонстрировать это на примере одного из управлений правительства ЕАО.
Когда проходил второй митинг «За отставку губернатора Винникова и его правительства», начальник управления по внутренней политике ЕАО Вадим Войтенков (на фото) и его сотрудники все-таки вышли к митингующим |
|
Итак, начнем с 2010 года. В правительстве худо-бедно работает, или точнее сказать, существует управление по вопросам демографии и молодежной политики. Руководитель - Вадим Войтенков. Справедливости ради надо сказать, что какие-то программы, касаемые молодежной политики, это управление все-таки реализует. Что касается демографии, то мне трудно сказать, как на ее улучшение воздействовало данное управление. Вернее, сказать просто нечего.
В какой-то момент в 2010 году в правительстве ЕАО неожиданно появляется человек по фамилии Пегин. Что заставило его перебраться к нам с Камчатки - остается пока загадкой. Но его появление в областном правительстве приводит сначала к учреждению новой должности - заместителя губернатора ЕАО по внутренней политике, а затем и к созданию новой структуры - управления по внутренней политике правительства ЕАО.
То есть, данное управление было, по сути, создано конкретно под одного человека - Николая Пегина. Ну, сами посудите: если появляется заместитель губернатора по внутренней политике, то он должен кем-то и чем-то руководить! В жертву приносится управление по молодежной политике и демографии. Оно вошло как отдел в новое управление. Вошло и растворилось, а вместе с ним, судя по всему, растворилась и молодежная политика, возглавляемая Вадимом Войтенковым.
Проходит немного времени, и Николай Пегин исчезает из нашей области так же неожиданно, как появился, оставив после себя управление по глубоко внутренней политике правительства ЕАО. Проходит еще немного времени, и руководителем данного управления назначается Вадим Войтенков.
Согласно Положению по управлению этой политики, в его штате должно быть не более шестнадцати сотрудников. Вы только вдумайтесь в эту цифру: шестнадцать «писарей», сочиняющих порой целые эпосы о внутренней политике нашего региона. В чем заключается функция данного управления?
Пункт первый Положения:
«Управление по внутренней политике Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, проводящим государственную политику и осуществляющим регулирование в сфере формирования и реализации на территории Еврейской автономной области единой внутренней политики с органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, общественными и религиозными организациями, иными структурами гражданского общества, а также осуществляющее управление в сфере государственной демографической политики и организации работы с молодежью».
А теперь давайте посмотрим, как этот пункт реализуется на практике.
На наш вопрос, каким образом данное управление осуществляет «регулирование в сфере формирования и реализации на территории Еврейской автономной области единой внутренней политики», например, с политическими партиями, руководители региональных отделений «Справедливая Россия» и КПРФ Владимир Дудин и Владимир Фишман ответили, практически, одно и то же: последние два года - никак. Никакого взаимодействия, никаких совместных проектов и вообще никаких предложений к этим партиям от управления по внутренней политике не поступало.
Может, оно в большей степени работает с «иными структурами гражданского общества», проводя государственную политику? Если под «иными структурами» подразумевать правящую партию, то, наверное, да.
А что касается гражданского общества…
Когда проходил первый митинг «За отставку губернатора Винникова и его правительства», господин Войтенков и его сотрудники не оставили своих кабинетов и не вышли к митингующим.
Затем, видимо, почувствовали где-то на уровне слабенько тлеющей интуиции, что это политически неправильно, и когда проходил второй митинг «За отставку губернатора Винникова и его правительства», Вадим Войтенков и несколько его сотрудников, оставив свои кабинеты и кресла, все-таки вышли на улицу.
Выйти-то они вышли, а вот что делать дальше, так и не поняли. Да и не могли понять, потому что в названии их управления присутствует определение «внутренняя политика», и ни слова не говорится о том, что делать с ее внешними проявлениями! Поэтому они стояли в стороне от митингующих, наблюдали, переговаривались, но на призывы участников митинга подняться на импровизированную трибуну и ответить на вопросы людей не реагировали.
В связи с этим у людей возник совершенно справедливый вопрос: если задача данного управления состоит в том, чтобы проводить государственную политику, то какая она на самом деле - эта государственная политика? Чьим интересам она отвечает?
На третий митинг «За отставку губернатора Винникова и его правительства» начальник управления по внутренней политике Вадим Войтенков пришел один. Как обычно, стоял в сторонке, покуривая сигарету и молча наблюдая за происходящим с совершенно индифферентным выражением лица, никак не реагировал на призывы митингующих выступить перед ними.
Безразличие к людям? Да, но в большей степени, я думаю, абсолютное непонимание сути дела, которым он поставлен заниматься.
Я думаю, Вадим Геннадьевич вообще не понял, зачем было создано это управление по внутренней политике, чего от него хотят люди, и зачем сверху поступила команда присутствовать на этих протестных мероприятиях? Но раз команда дана, он и присутствует, то в одиночку, то вместе со своими подчиненными, стабильно занимая позицию в сторонке. Не понимает, но исполняет. А ведь это достаточно мучительно - не понимать! Так зачем же мучить человека? Зачем мучить пятнадцать его подчиненных?
Надо отпустить их с миром! Ну, это же просто издевательство какое-то: содержать за счет бюджета шестнадцать сторонних наблюдателей!
Нет, конечно, можно оставить двух-трех специалистов, если это так нужно. Но не шестнадцать же!
Внутреннюю политику любого региона, как мне кажется, определяет его экономическое состояние, а не отряд сторонних наблюдателей. Если в нашем областном правительстве появятся высококвалифицированные профессионалы в сфере экономики, сельского хозяйства, промышленности, строительства, здравоохранения, то о какой-то там внутренней политике даже поводов не будет вспоминать.
Тем более, что и без управления по внутренней политике этой самой политикой есть кому заниматься: работает целый департамент пресс-службы губернатора и правительства ЕАО, основной задачей которого, как я понимаю, является освещение деятельности и губернатора, и правительства.
Есть должность заместителя председателя правительства ЕАО по социальным вопросам. Если ее займет, наконец, авторитетный, хорошо разбирающийся в вопросах социальной сферы человек, то уже через два-три месяца мы забудем об управленцах по внутренней политике, всегда стоящих в стороне от нее.
Елена Голубь,
«Газета на Дом», №9