С терминала компании «СУЭК» в Токах начался инвестиционный бум. Фото с сайта администрации Ванинского района.
С терминала компании «СУЭК» в Токах начался инвестиционный бум. Фото с сайта администрации Ванинского района.
Ванинский район на экономической карте края - воплощение развития. Грузооборот портовых мощностей в последние годы удвоился. Поселок Токи, что в семи километрах от райцентра, - средоточие инвестиций. Там пущен терминал компании «СУЭК», строится терминал компании «Сахатранс», проектируется терминал Тувинской корпорации.
 
Небывалые перспективы часть жителей поселка, где проживает 2,6 тысячи человек, воспринимает в штыки. Летом уходящего года токинцы перекрыли автомагистраль, ведущую к терминалу компании «СУЭК». Тогда же на общественных слушаниях они отвергли вариант прокладки железнодорожной линии к терминалу Тувинской корпорации через поселок.
 
Прогнозы экономистов либерального толка, полагающих, что аборигены ждут не дождутся трудоустройства на создаваемых предприятиях, а также невиданного пополнения муниципальной казны в Токах не сбываются. Но почему?..
 
На уроке истории
 
- Вот также возвращался я домой, и на моих глазах небо почернело от угольной пыли, - говорит Александр Шевцов, который везет меня из райцентра, где он работает, в Токи, для него близкие и любимые, поскольку Шевцов живет в них с 1977 года, проще говоря, с момента рождения.
 
Проезжаем речушку Мучке, впадающую в одноименную бухту. На ее берегу десять лет назад компания «СУЭК» построила терминал. Похоже, он и пылит.
 
Местные «зеленые» собирали митинг в райцентре, на котором директор терминала Владимир Шаповал убеждал собравшихся, что предельно допустимая концентрация угольной пыли в воздушной среде не превышается.
 
- Зачем мне слушать про ПДК, если пыль эта у меня на подоконнике? Как подует с терминала, и пластиковые окна не спасают, - высказывается бывшая железнодорожница, а теперь пенсионерка Лидия Ивановна Рубель.
 
Она живет в Токах на жилмассиве пятиэтажек, как и Шевцов, с которым я поднялся в ее квартиру, где хранятся ответы на обращения в инстанции, протоколы общественных слушаний, другие бумаги, касающиеся терминала, проектируемого Тувинской энергетической промышленной корпорацией. Однако разговор в очередной раз заходит о терминале компании «СУЭК».
 
- В самую жару не было спасения от пылюки, которая поднималась с дороги, когда по ней шли машины на терминал, - говорит Валентина Владимировна Дзюба.
 
- Нужно было трижды в день поливать дорогу. Об этом мы договорились с Шаповалом, когда я приходила к нему с жалобами от жильцов пятиэтажек, - объяснит мне глава поселения Людмила Доронина.
 
Директор терминала убыл в командировку, и его обещание главе повисло в воздухе вместе с пылью. Лишь после того, как пенсионерка Дзюба и другие токинцы встали на пути большегрузов, полив злополучной грунтовки был обеспечен.
 
Еще пара примеров, характеризующих отношение руководства терминала, который в 2013 году перевалил 13, 7 миллионов тонн «суэковского» угля, к нуждам поселения. Было обещание огородить металлическим забором детский сад. С трех сторон новенький забор поставлен, с четвертой - остатки деревянной изгороди. Неужто средств не хватило у крупнейшей в стране угольной компании, ее терминала в бухте Мучке?
 
Та же картина на нежилом двухэтажном строении, часть помещений которого используется в качестве поселкового клуба. Здесь руководство терминала взялось поменять шифер на черепицу. Три четверти выполнено, на оставшейся части кровли - старый, поросший мхом шифер. Это социально ответственный бизнес или нечто ему противоположное?
 
- Нас не хотят слышать, - признается представитель Тувинской корпорации Александр Суханов, и действительно проектируемый терминал токинцами воспринимается как клон терминала компании «СУЭК», ставший пугалом в мировосприятии значительной части жителей поселения.
 
Я был в местной школе и с разрешения замдиректора Елены Мозгуновой попросил десятиклассников, у которых был урок истории, высказать свое мнение о строительстве терминала Тувинской корпорации. Отмалчиваться никто не стал: все высказались против.
 
Общественные слушания
 
Терминал на побережье Татарского пролива - составная часть грандиозного проекта, который включает разработку угольного месторождения в республике Тыва на юге Сибири, прокладку 410-километровой ветки для транспортировки обогащенного угля и соединения Тывы с сетью железных дорог страны.
 
Проект одобрен федеральным правительством. Больше того, 75 процентов его финансирования берет на себя государство. Такое вот государственно-частное партнерство, благодаря которому у мыса Бурный на северной оконечности бухты Ванина намечается создать терминал, способный перевалить 15 миллионов тонн угля в год.
 
Общественные слушания, на которых рассматривался проект терминала, состоялись летом прошлого года в райцентре, поскольку местом его строительства избрана межселенная территории. А именно прибрежный участок в трех с половиной километрах от Ванино и в полутора километрах от Токов.
 
- Народ собрался на слушания недовольный. В вопросах, которые начали задавать, сквозила злость. Но ответы представителей Тувинской корпорации и проектной организации были настолько убедительными и доходчивыми, что напряжение в зале сменилось пониманием, - вспоминает председатель районного собрания депутатов Андрей Куренщиков.
 
Длительное время он работал техническим директором Ванинского порта, где уголь вышел на ведущее место в грузообороте. По его словам, предложенный Тувинской корпорацией проект терминала более совершенный в экологическом плане.
 
- Предусмотрены закрытые хранилища, - обращает внимание Куренщиков, поскольку на действующем терминале компании «СУЭК» хранилища открытые, что в ветряную погоду особенно заметно.
 
На общественные слушания в Токах были вынесены составляющие проекта. Категорическим неприятием был встречен вариант прокладки железнодорожной ветки к терминалу через поселок, рядом с пятиэтажками. Хотя представители корпорации и проектного института говорили о соблюдении СанПиНа, устройствах для гашения вибраций и шумов, минимальной скорости движения локомотива с вагонами.
 
Впрочем, некоторые из участников слушаний, которые проходили десятого июля уходящего года, полагают, что недовольства было бы меньше, если бы слушания начались в семь вечера, а не в пять, из-за чего многие токинцы к их началу опоздали, не слышали аргументов директора терминала Тувинской корпорации Виктора Сохраннова, специалистов «Востокстройпроекта».
 
Потом со слушаниями в Токах зачастили. Если судить по протоколам, токинцы собирались, чтобы продолжить разговор о злополучной линии рядом с пятиэтажками, а им рассказывали про автодорогу, другую линию, водовод. Тут еще глава Токов Доронина, опять-таки ссылаясь на закон, назначает слушания для внесения изменений в генеральный план поселения…
 
- Впечатление такое, что нам морочат голову, - не скрывает Шевцов.
 
По-хорошему его, Рубель, кого-нибудь еще из непоколебимых токинских борцов отправить туда, где функционирует демпфирующий или содержащий устройства для гашений вибраций и шумов путь, где грузовой состав неспешно движется в 10-метровой выемке рядом с многоквартирными домами, где шумозащитные ограждения не для показухи. Посмотрели бы люди с дальневосточной глубинки на технические изыски, может, иначе стали бы относится тому, что им рекомендуют.
 
Вероятно, в Тувинской корпорации посчитали, что командировать оппонентов на экскурсию в другой конец страны - это чересчур. Зато принялись раздавать сотни тысяч рублей владельцам неузаконенных огородов, оказавшихся в полосе намеченной линии.
 
- Нас поддерживал депутат Медведев. Из пожилых, судя по вопросам, которые без боязни задавал, человек грамотный, - рассказывает Лидия Ивановна Рубель. - Как только выбрали его председателем сельского совета, Медведев сразу поменял позицию. Теперь Владимир Иванович агитирует за терминал. Такая у нас в Токах продажная власть…»
 
Новые Токи
 
- И про меня говорят, что я продалась, - то ли с иронией, то и с обидой замечает Доронина, которая пришла в администрацию с опытом работы в образовании и социальной защите. - А меня, знаете ли, распирает от гордости, - глаза Людмилы Валентиновны озорно блеснули. - Я убедила инвестора построить в Токах три многоквартирных дома для работников терминала…
 
Доронина сочла неуместным напоминать, что «СУЭК» ни одного квадратного метра жилья в Токах не построил. Может, ее предшественник не настаивал?
 
- От Тувинской корпорации мы получим 16 квартир для расселения наших «деревяшек», где не жизнь, а мучение, - продолжает Доронина.
 
Пятиэтажки, рядом с которыми предлагается проложить путь к терминалу Тувинской корпорации, - более благополучный микрорайон. Неизмеримо хуже обстоят дела на жилмассиве, выросшем после известного старожилам края пожара 1976 года, когда сотни токинцев лишились крыши над головой. Двухэтажки, построенные для расселения погорельцев, - неизменная головная боль административной вертикали, от главы поселения до зампреда краевого правительства по ЖКХ.
 
- Разве могут греть такие стояки? - Доронина показывает мне обрезок трубы, забитой ржавчиной.
 
На совещании, которое проводил в Ванино заместитель федерального министра транспорта Алексей Цыденов, прозвучало предложение разработать вариант переселения людей из Токов, которые на глазах из населенного пункта трансформируются в промышленную зону.
 
Эту мысль высказал замдиректора порта Тувинской корпорации Евгений Жубанов, вероятно, убежденный, что линию под окнами пятиэтажек непременно проведут. Обсуждать сказанное им никто не решился, поскольку на совещании анализировалась провозная способность железнодорожного пути из Комсомольска-на-Амуре к Татарскому проливу, которая в ближайшие годы удвоится, приблизившись к рубежу в 50 миллионов тонн в год. Хотя присутствующие понимали, что основная нагрузка ляжет на Токи, где построен терминал компании «СУЭК», строится терминал компании «Сахатранс», проектируется терминал Тувинской корпорации.
 
- Мы не предлагаем выселять токинцев, - уточняет Суханов, представитель Тувинской корпорации. - Свои многоквартирные дома мы поставим в новом жилмассиве, за школой, в зеленой зоне. Мы прикинули, что четырем инвесторам, включая нас, по силам построить новые Токи, а значит, снять все претензии жителей поселения, кардинально улучшить их жизнь.
 
Богдан Мусянович, и.о. краевого министра промышленности и транспорта, со страниц районной газеты с одобрением отозвался о предложении Тувинской корпорации. Ну а дальше что? Как привлечь к жилищному строительству компанию «Сахатранс», приступившую к возведению собственного терминала? Чем заинтересовать компанию «СУЭК» и созданный ей терминал, который по просьбе районной администрации выложил серьезные деньги на ремонт ЦРБ? Наконец, кто он, четвертый по счету токинский инвестор, для которого двести миллионов рублей на новые Токи - решаемая проблема?
 
Пенсионерку Рубель понять можно: она помнит и Хрущева, обещавшего построить коммунизм к 1980 году, и Ельцина, заверявшего, что ляжет под поезд, если реформы в экономике ухудшат жизнь народа. Женщина не скрывает недоумения: неужели во власти - сплошь вруны?.. А вообще Лидия Ивановна - добрейший человек. В ее прихожей большие кастрюли с едой для брошенных собак. «Пока я жива, они не умрут», - обмолвилась она.
 
Михаил Карпач.
«Приамурские ведомости», 17 декабря с.г.