Николай Бошняк (1830-1899) - участник Амурской экспедиции адмирала Г.И. Невельского
Николай Бошняк (1830-1899) - участник Амурской экспедиции адмирала Г.И. Невельского
Однажды бабушка мне рассказала, что поселок на ручье Чистоводном, который еще называют ручьем Уй, был намного больше, чем сейчас. Трудно поверить, что там, где дачи жителей районного центра, располагалось значительное поселение. Посоветовавшись с учителем истории Александрой Сергеевной Перфильевой (школа №4 - прим. ред.), я решила собрать сведения о поселке Чистоводном или Уй.
 
К сожалению, в наши дни исчезают многие населенные пункты, потерявшие былое значение. Поэтому сохранение свидетельств о том времени, когда они были цветущими, приносили пользу своему краю и всей стране, помогает лучше узнать малую родину, которая остается с нами навсегда.
 
Как бухта Уй стала бухтой Ванина
 
Первые упоминания названия Уй связаны с деятельностью исследовательских экспедиций XIX века. В 1853 году в нашей местности побывал Н.К. Бошняк, сподвижник Г.Н. Невельского, известного исследователя Дальнего Востока. Николай Константинович Бошняк открыл бухту Уй.
 
Летом 1874 года экспедиция Л.А. Большева, занимаясь топографическими съемками побережья, отмечала проживание «инородческого» населения на реке Уй, где стояли две юрты. В них проживало двое мужчины и три женщин.
 
В 1876 году на картах западного побережья Татарского пролива появилось новое название - бухта Ванина (прежнее название - бухта Уй). Так была увековечена память о военном топографе Иокиме Клементьевиче Ванине, участнике экспедиции 1874 года.
 
Следующей экспедицией, побывавшей на побережье, руководил В.К. Арсеньев. В сентябре 1908 года Владимир Клавдиевич достиг бухты Ванина. По его данным, на берегу реки Уй был расположен дом. Проживало в нем восемь человек, основным занятием которых было рыболовство.
 
Промышленное освоение побережья бухты и бассейна реки Уй связано с владивостокским промышленником Е.А. Власовым. В 1909 году он стал заниматься заготовкой леса и ловлей рыбы в этом районе. Для рубки ему был отведен участок, охватывающий бассейны рек Уй, Мучке, Токи, Джюанка, Нич-Дума (Малая Джюанка). Как правило, они были пригодными для сплава древесины.
 
К 1912 году на берегах бухты Ванина Ефрем Алексеевич построил лесопильный завод с бараками, баней, пекарней, складами, где трудилось около трехсот человек. Это были русские люди. Древесина отгружалась пароходами. Однако революционные события и гражданская война для Власова обернулись бегством за границу. Его собственность перешла в руки государства.
 
Когда бабушки были маленькими
 
В 1934 году семья моей бабашки Людмилы Петровны Хабибулиной приехала в поселок Уй. До этого она жила в Приморье, где Хайрула Хабибулин, мой прадедушка, работал на угольной шахте. Жилось трудно. Правда, и на новом месте пришлось много сил приложить, чтобы разработать огород, на котором стали выращивать картошку. Хорошим подспорьем стало то, что река Уй была богата рыбой.
 
Как вспоминает Галина Харитоновна Кравец, другая моя бабушка, поселение разрасталось. Прибывали ссыльные. Семья Кравец, по словам бабушки Гали, переехала по собственной воле. На мой взгляд, это было не совсем так, ведь люди бежали от голода, который царил на западе страны. А на Дальнем Востоке жилось легче. Выручала тайга, где собирали грибы и ягоды, где можно было охотиться на зверя.
 
Населенный пункт стал большим и делился на три части. Первый поселок считался основным. Появились еще второй и третий. Расстояние между ними было небольшое. Хабибулины жили в первом поселке.
 
Работали, в основном, в лесной промышленности. Валили лес на десятом и двадцатом километрах вверх по течению реки Уй, справляли его. Тогда Уй был не ручьем, как сейчас, а полноводной рекой, по которой катера буксировали плоты в бухту Ванина. Там древесину грузили на пароходы. Зимой, когда река замерзала, бревна с делян возили на лошадях.
 
В 1939 году по приказу народного комиссариата внутренних дел № 030129 был организован Нижне-Амурский исправительно-трудовой лагерь, которому поручалось строительство железнодорожной ветки из Комсомольска-на-Амуре на побережье Татарского пролива. С августа в бухту Ванина стали прибывать заключенные. Начались взрывные работы на месте будущей трассы. В том числе у реки Уй, что вынудило Хабибулиных переселить из первого поселка выше по течению реки.
 
С началом Великой Отечественной войны мой прадедушка Хайрула ушел на фронт. Прабабушка осталась с детьми одна. Ей приходилось много работать. Она устроилась в столовую посудомойкой по совместительству, чтобы иногда приносить домой что-нибудь съестное.
 
В 1942 году бабушка Галя пошла в школу. Занятия проходили в двух классах. Архив Ванинского района подтвердил, что школа №16 в поселке Уй была начальной. По словам бабушки Люды, эту школу закрыли в 60-х годах, после чего ребятам пришлось учиться в Ванино и Октябрьском, куда они ходили пешком.
 
Очень добрые … враги
 
После окончания войны на Дальнем Востоке вернулся домой мой прадедушка Хайрула.
 
В октябре 1945 года в поселке появились японцы, вывезенные из Маньчжурии. Лагерь военнопленных находился неподалеку от поселка Уй на том месте, где в 70-80-е годы был построен жилмассив Коппинского лесокомбината.
 
Вначале японцев боялись. Потом убедились, что это очень добрые люди. Бабушка Галя вспоминала, как военнопленные подвозили их на лошадях в школу. Однажды японец взял ее на руки и заплакал. Когда она спросила, почему он плачет, то из ответа поняла, что у него на родине дочка примерно такого же возраста. И он сильно скучает по ней…
 
Местные и японцы трудились вместе. На валке леса, на строительстве железной дороги и моста через Уй. По другую сторону реки за сопкой располагался госпиталь для военнопленных. Вблизи поселка появилось кладбище, на котором с 1946 по 1948 год было захоронено 142 человека - бывших военнослужащих императорской армии. Оно было ограждено и ухоженным. Позже ограду из частокола растащили на огороды.
 
По приказу министра внутренних дел СССР №459 от 15 ноября 1946 года о нормах продовольственного обеспечения военнопленных вводилось дифференцированное снабжение, «чтобы добиться высокой производительности их труда и обеспечить выполнение плановых заданий». О соответствии этих норм действительности остается только догадываться. Думается, что тяжело приходилось всем - и местным, и пленным. Бабушка Люда рассказывала, что после войны были голодные времена, и местную детвору подкармливали хлебом японцы, работавшие в пекарне и столовой.
 
Пожар и наводнение
 
В 50-е годы поселок Уй, который стали называть Чистоводным, продолжал развиваться. В нем было все, что нужно для жизни, - школа, магазин, клуб, почта. Выше по течению реки открылся пионерский лагерь «Восток», принадлежавший порту. Многие жители Ванино с радостью вспоминают каникулы, проведенные в этом лагере.
 
Осенью 1957 года в Чистоводный провели радио. Кроме передач из Москвы и Хабаровска, жители поселка имели возможность слушать местное радио. Однако Чистоводный оказался в тени соседних населенных пунктов. С одной стороны, Ванино, где развивались порт, леспромкомбинат, стройуправление. С другой стороны, Октябрьский, куда пришла железная дорога из Комсомольска-на-Амуре, благодаря чему появились станция, депо, другие железнодорожные организации.
 
Через Ванино и Октябрьский пролегла автомобильная дорога, связавшая населенные пункты побережья с городом Советская Гавань. Чистоводный оказался в стороне от транспортных артерий. Зажатый между сопкой и рекой, которая утрачивала полноводность, превращаясь в ручей, поселок, видимо, не отвечал потребностям времени.
 
Во время пожара 1976 года, когда пострадали многие населенные пункты края, в Чистоводном сгорело много домов. Погорельцам жилье выделили, но уже в других поселках образованного к тому времени Ванинского района.
 
Еще одна беда постигла Чистоводный в 1982 году. В результате проливных дождей размыло дамбу, и поток воды обрушился на поселок. Были снесены дома, немалая часть населения снова лишилась крыши над головой. Квартиры выделили в Ванино и Октябрьском, но жители Чистоводного не хотели бросать полюбившиеся места, начали строить дачные домики. Так образовался дачный поселок Родничок.
 
Сегодня о большом поселке, каким был Чистоводный, напоминают брошенные каменные дома. Постройки из круглых бревен разбираются на дрова дачниками. Не осталось ни магазина, ни клуба, ни пекарни.
 
Про освоение бухты Ванина издано много книг, однако ни в одной из них не написано о поселке Уй. Мне кажется, это неправильно, ведь он был первым поселением. И, как свидетельствуют Галина Харитоновна Кравец и Людмила Петровна Хабибулина, мои бабушки, прибывшие в 1934 году в поселок Уй со своими родителями, поселение было достаточно большим.
 
На мой взгляд, незаслуженно забыт лесопромышленник Е.А. Власов, благодаря деятельности которого появилось первое промышленное предприятие в этом районе.
 
Не до конца выясненным остается название поселения. Уй, а позже Чистоводный, как называют его бывшие жители, в архивных документах 1949 года упоминаются несколько иначе. В частности, Уйском, а также поселком ЛЗУ - лесозаготовительного участка.
 
Я поняла, что история непримечательного, на первый взгляд, места может быть интересной. Если в наши дни взглянуть на Чистоводный, то вряд ли кто подумает, что у него такое замечательное прошлое. Мы должны быть признательны всем, кто здесь жил, трудился, растил детей и внуков.
 
Мария Хабибулина,
«Приамурские ведомости», 29.08.14