Владимир Путин и Александр Винников
Владимир Путин и Александр Винников
Недавно российское телевидение преподнесло приятную новость: встречу губернатора ЕАО Винникова с президентом Путиным. Первый бодро рапортовал об успешном ходе строительства домов для пострадавших от наводнения летом 2013 года. Второй внимал уверениям о соблюдении сроков передачи их будущим жильцам и пообещал лично проверить исполнение своих поручений. А вскоре местное информагентство выбросило сообщение: 9 и 10 августа Александр Аронович будет вручать ключи первым счастливчикам.
 
Накануне предстоящего праздничного события представители газеты «Голос Биробиджана» побывали на стройплощадках в селах Кукелево, Ленинское и у военного городка при въезде в районный центр.
 
Дело
 
По утверждению начальника управления архитектуры и строительства правительства области Виктора Коренева был сделан «выбор в пользу быстровозводимых конструкций, чтобы успеть уложиться в сроки», и «в селах Новое, Дежнево, Квашнино и Головино строятся такие дома.
 
Они опробованы практически на всех северных территориях Дальнего Востока, вписываются в наши климатические условия и по комфортности не уступают домам из традиционных материалов. Еще 10 домов будут строить в Николаевке.
 
В проект входит дом, ограждение, дровяник, уличный туалет, погреб. Предусмотрено водоснабжение: бурят скважины, оборудуют их насосами.
 
Один квадратный метр в таком доме стоит до 45-ти тысяч рублей. Конструкции на 90% изготавливаются на заводе, вывозятся готовыми блоками и монтируются в течение нескольких недель на площадке».
 
В селе Кукелево по новой технологии возвели под крышу пять домов, в каждом - две квартиры. Бригадир Евгений Калмыков заверил: первого сентября сдадут. «Рабочий день с семи утра до десяти вечера. Торопимся, сроки поджимают!»
 
Обратили внимание: дома ставят на взгорке, наводнение не достанет, фундамент высокий, внутри дома сухо, стены крепкие, полы застилают половой рейкой, все делают надежно и качественно.
 
Жилье возводит «Аргуз - Дальний Восток» из Хабаровска. Отсев - блоки, пиломатериалы, металл - все везут из столицы соседей. Транспортные расходы велики, потому и цена за квадратный метр большая.
 
Начали с нуля, а уже меньше чем за месяц за крыши взялись. Такая скорость объясняется просто. Наша областная власть сначала решила управиться своими силами, но как всегда просчиталась. Вот и побежали к хабаровчанам: «Выручайте!»
 
Помощь пришла только 19 июля, а срок сдачи - 1 сентября. Тут уж деньги считать не стали, скорее строить: Путин спросит! Вот и авралят, и платят по максимуму.
 
Удобства? На дворе!
 
Еще в Кукелево обратили внимание на очень ограниченный набор бытовых удобств, предложенный проектантами жителям новых домов. Всего два: холодная вода из скважины, заложенной в каждой квартире, и отопление с использованием котла, работающего от сжигания дров и угля. И все.
 
Горячей воды нет, ванной нет, мытье из тазика, посуду помыть - грязную воду выплескивать на дворе, туалета в доме, понятно, тоже нет. Но есть на дворе. Что представляет собой это отхожее место, мы увидели на стройплощадке у военного городка.
 
Представляет оно некое сооружение из досок, которое устанавливают прямо на землю. Развернуться внутри него сложно, а при небольшом ветре оно может просто завалиться. Но не размеры создают проблему человеку в этом «скворечнике».
 
Проблема в другом: под туалетом нет ямы, а пол в нем сплошной. А куда же? Туда! И как говорит Задорнов в таких случаях: «Сейчас самое интересное!» Туда - это ведерко, которое надо приносить с собой в уличный туалет, а после совершения надобности выйти из домика, вырыть ямочку, из ведерка вывалить и засыпать.
 
Как это сделать, если земля - скальный грунт, и особенно зимой, в тридцатиградусный мороз?! Именно такое «удобство» предлагается жителям. Не поверили бы, если бы мы, авторы этих строк не убедились, войдя внутрь.
 
Руководитель одной из строительных организаций Авдолян сжалился над будущими страдальцами и по своей инициативе под каждой испытательной для человека будочкой приказал вырыть яму и выпилить в полу дырку!
 
В поселке, пока без названия, в домах те же скважины и холодная вода, котлы отопления под дрова и уголь. Горячей воды нет, ванной нет и далее по списку. На приусадебных участках скальный грунт, растительного слоя нет, посадить и вырастить ничего нельзя.
 
Озеленения нет, отвода поверхностных вод нет, асфальтирование улиц не предусмотрено, освещение отсутствует. Все голо вокруг, одна Луна над головой, хочешь - радуйся, хочешь - вой!
 
Людям предлагают жить в новых стенах, но в «каменном веке». Бывший губернатор Волков обещал, что ЕАО будет газифицирована, а Винников сообщил: подписано соглашение с «Газпромом» о газификации. Вдруг и в самом деле так произойдет. Тогда в новых домах печи выламывать, а газовые ставить?
 
Нет надворных хозяйственных построек, животину разную держать негде, нет в домах погребов. Где хранить домашние заготовки на зиму?
 
Наталья Васильева из тех, кто в новые хоромы не стремится. Ее страшат голое место и неясность: «Нам предлагают муниципальное жилье по социальному найму, значит, чужое. Можно ли будет его приватизировать? Молчат! Вот и думай!» Вызывает беспокойство и качество строительства.
 
Халтура?
 
Село Ленинское - небольшой бугорок в пойме реки Амур, все вокруг - низина, болото. Выбора нет, на болоте и решили поставить сорок семь домов. В них - девяносто четыре квартиры. Завезли скальный грунт, отсыпали участок и стали ставить фундаменты. Здесь и выяснилось: внизу материковая глина, водонепроницаемая, вода поднимается вместе с засыпкой - закон физики отменить нельзя. Итог: фундаменты в воде. Положили лаги, настелили полы, а вода тут как тут: заполнила погреба. Полы сняли, погреба засыпали, а вода ниже отметки засыпки все же стоит.
 
Фундаменты в воде
Фундаменты в воде

 
Кто скажет, что фундамент при замерзании земли зимой и оттаивании грунта по весне не станет качаться, как судно на волне.
 
В одном доме в погребе вода, но полы из многослойной фанеры! Как долго послужит такое покрытие?
 
Два кирпича при схлопывании разваливаются на мелкие куски. Их можно крошить пальцами. Бригадир одной строительной бригады (просил не называть имени и не фотографировать: «С работы выгонят!») нам все показал, как это происходит: «Кирпич из Биробиджана, еще ничего, а вот в селе Новом строили одиннадцать домов, привозили из села Ленинское, сам распадался».
 
Два кирпича при схлопывании разваливаются на мелкие куски
Два кирпича при схлопывании разваливаются на мелкие куски

 
Толщина стены - полтора кирпича, тридцать сантиметров. Внутри штукатурят. Снаружи стены покрывают полистирольными плитами и также штукатурят. После красят. На это сооружение ставят крышу. Дома в землю всажены, потолки в них низкие, давят, архитектура без излишеств, вид - казарменный.
 
Кто не знает, как горит полистирол и что выделяет при горении? А вдруг? Страшно подумать… Попробуйте убедить ту же Наталью Валентиновну, что в таком доме можно жить вообще, а долго - тем более.
 
- Вы бы построили себе такой дом? - вопрос Авдоляну.
 
- Я спроектировал бы по-своему!
 
- Вы жили бы в таком доме?
 
- Я спроектировал бы по-своему! А что Вы хотите! Сказано: тридцать тысяч рублей стоимость квадратного метра жилья, вот и результат. Нам бы на минус не выйти в наших затратах…
 
Первые семь домов в новом поселке губернатор должен был «запустить» в субботу 8 августа. Говорили, что и освящение будет, ну как без слова божьего. Поэтому первенцев на показуху снаружи отделали разноцветным пластиком: игрушки получились. Себе на радость и Путину, если что, в глаза ими ударить можно: вот, мол, как умеем сказку создавать.
 
Печку-нагреватель углем и дровами растопят для него заранее, в погреб, где вода, его не спустят, посадить дерево в скальный грунт не позволят, в туалет-скворечник не заведут, в ведро не предложат…
 
Президент скажет: «О'кей!», и пойдет трезвон во всех местных подконтрольных СМИ о главе области: лично курировал строительство домов пострадавшим от наводнения. И как хорошо станет людям жить в новых домах.
 
Скоро выборы. Винников и его команда, создатели «потемкинской деревни», надеются: он снова займет кресло губернатора.
 
Но есть и другие надежды…
 
Ирина Просветова,
Николай Просветов.
Фото Ирины Просветовой.
«Голос Биробиджана», 13.08.14