Ожидание судостроителей Комсомольска-на-Амуре бесконечно? |
|
Исполинский займ не для публичных обсуждений
Например, только одно так называемое «Соглашение о новации», подписанное в конце декабря 2009 года генеральным директором ОАО «АСЗ» Николаем Повзыком и врио президента ОАО «Объединенная Судостроительная Корпорация» (ОСК) Романом Троценко, сполна демонстрирует масштаб обязательств должников перед кредитором по четырем «Договорам об открытии невозобновляемых кредитных линий».
Цена первого кредита от 30.11.2004 г. - 132 миллиона 282 тысячи 706 долларов США. Второй заем (от 01.07.2005 г.) - три миллиона 300 тысяч 682 доллара. Затем 8 июня 2005 года судостроители задолжали заемщику еще 29 миллионов 183 тысячи 290 долларов. А следующая сделка этим же летом увеличила кредиторские обязательства судостроителей-комсомольчан еще на 26 миллионов 382 тысячи 240 долларов.
Кто конкретно брал на себя ответственность по каждой из этих сделок - данный документ умалчивает. Однако очевидно, что ОАО «АСЗ» обязалось консолидировано (по 13 кредитным договорам) вернуть все эти долги Объединенной судостроительной корпорации, созданной, как известно, в марте 2007 года. Только вот топ-менеджеры придавленного долговыми обязательствами предприятия ни на встречах с трудовым коллективом, ни в интервью СМИ никогда толком даже не пытались объяснить причины и финансовые нюансы этих сверх внушительных по размеру кредитований.
Сегодня работники АСЗ, которых авторы этого материала в свою очередь ознакомили с содержанием вышеперечисленных документов, недоуменно почесывают затылки. Действительно, первое впечатление от этих сделок неоднозначно. С одной стороны, конечно, молодцы управленцы предприятия - сумели в сложнейших экономических условиях реструктурировать колоссальные долги, накопленные в новом веке. Но правомерен со стороны рядовых судостроителей и другой вопрос: как же можно так задолжать (?) - более 14,5 миллиардов рублей!
Вполне понятны нынче и иные чувства простых амурских корабелов, которых первые лица судостроения много лет подряд обделяли значимой информацией. Впрочем, всем рабочим всегда было понятно то, что в роли капитана судна «АСЗ» в бурном море рыночной экономики перманентно выступала по сути одна и та же команда управленцев. Да, потрепанный постсоветскими штормами корабль чрезмерно черпнул забортной воды в виде не погашенных кредитов. И в этом, по законам судовождения - прямая вина капитана и его судоводителей.
Так за чей же все-таки счет реанимируют АСЗ?
Но, к счастью, судно по сей день держится на плаву, и в этом немалая заслуга все той же многоликой топ-команды АСЗ. Для нее спасательным буксиром выступила Объединенная Судостроительная Компания, сумевшая переоформить множественные кредиты на исполинский займ.
Обычно при его получении указывается срок возврата и график гашения займа. Но в случае с АСЗ, судя по всему, «столичные спасатели» поступили по команде президента РФ гуманно, не определив конкретных сроков полного расчета по долгам. В соглашении указано: «устанавливается срок возврата суммы займа до востребования». Кроме того, спасатели тонущего судна АСЗ установили щадящие проценты на сумму займа - они убывают с 6,5% в 2009 году до 1,4% в 2013 году.
Однако ветераны завода, знакомясь с беспрецедентной хронологией кредитования родного предприятия, напоминают еще один факт: Объединенная судостроительная корпорация является российским госхолдингом. Соответственно, 100% акций АСК находятся в собственности государства. А значит, по мнению амурских корабелов, ОАО «АСЗ» пытаются реанимировать за счет бюджетных средств - фактически за счет всех налогоплательщиков страны.
Так или иначе, но в рыночной экономике действует суровый закон естественного отбора - побеждает сильнейший. Но есть и в наше время такие капитаны, как, скажем, в фильме «Волга-Волга». Зная все мели, они неизбежно садят судно на каждую из них. И что странно, заслуженной ответственности за губительный курс в итоге не несут.
Впрочем, в истории современного АСЗ, потерявшего уже к началу ХХI века индустриальный ход от воровских пробоин и бестолковости «капитанов», не обошлось без показательных судов над «вредителями». На фоне кредитов, загоняющих завод в долговую яму, нельзя не вспомнить хотя бы судебный процесс по резонансному уголовному делу, возбужденному в отношении бывшего заместителя генерального директора АСЗ Алексея Болотина, отвечавшего за техническую комплектацию изделий и снабжение завода. Приговор: «5 лет и 6 месяцев с отсрочкой исполнения на 3 года».
Расследование «группового» преступления, предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ, завершилось без особой огласки в СМИ, хотя «Мошенничеством, совершенным организованной группой либо в особо крупном размере» на дальневосточном стратегическом предприятии оборонного значения спецслужбы занимались не один год. Как констатировала Фемида, обвиняемый признал свою вину, способствовал проведению следствия и полностью возместил предприятию «личный» ущерб - примерно 2 000 000 рублей. Однако вред, нанесенный заводу его «партнерами», измеряется суммой, которая, по данным правоохранительных органов, значительно больше.
Нанесенный ущерб полностью не возмещен, а некоторые подельники осужденного замдиректора, возможно, до сих пор в розыске с участием Интерпола. Вину заводских махинаторов, по мнению надзорных органов, отягчает существенное обстоятельство. Его никак нельзя не учитывать, если рассматривать сложнейшую экономическую ситуацию на предприятии образца 2005-2006 года. Именно тогда руководство АСЗ продолжало брать колоссальные займы, объявляя одновременно небывалые по своим масштабам наборы новых кадров.
Цена долговой зависимости
Надежда совета директоров компании до личного вмешательства Владимира Путина в дела ОАО «АСЗ» держалась на объявлении об аукционе по продаже 20 процентов акций завода. Но он тогда не состоялся. Начальная цена объявленного лота - 760 миллионов рублей - не привлекла потенциальных покупателей даже после того, как поддержку производству обещали оказывать лично руководитель федерального агентства оборонной промышленности и главком ВМФ. Затем государственные эксперты объясняли провал торгов кредиторской задолженностью предприятия, которая ко второму полугодию 2006-го составила 25 миллиардов рублей.
Неизвестно, какие кардинальные меры пришлось бы предпринять топ-менеджерам ОАО «АСЗ», если бы в 2007 году по личному указу Владимира Путина не вышло в свет распоряжение о создании в стране судостроительного гиганта, который объединил отечественное судостроение для сохранения и развития научно-производственного потенциала отрасли, обеспечения обороноспособности государства.
Кстати, самые резонансные уголовные дела в отношении заводских мошенников возбуждались как раз в преддверии передачи государством своих 20% акций ОАО «АЗС» в уставной капитал ОСК. Напомним: в новую, на 100% государственную корпорацию было включено свыше 30 предприятий кораблестроения и судоремонта, включая завод в Комсомольске-на-Амуре.
Увы, на центральных каналах РФ и в федеральных печатных СМИ по-прежнему позиционируются судостроители западных регионов страны, сдающие на зависть дальневосточным коллегам значимые для страны оборонные заказы. Если ничего не менять во взаимоотношениях менеджеров АСЗ с ОСК и по-прежнему строить лишь суда для разработчиков подводных недр, амурские корабелы так и будут представлять арьергард отечественного судостроения, бесконечно выбираясь из невидимой для них самих колоссальной долговой зависимости. В этом ни ветераны завода, ни нынешние работники основных цехов АСЗ даже не сомневаются.
Между тем, амурские корабелы в течение сложнейшего для завода периода демонстрируют государству свою уникальную производственную плавучесть при любых финансовых штормах и экономических махинациях управленцев. В остальном судьба стратегического производства в Комсомольске-на-Амуре отныне по большому счету зависит от роли, которую займет ОАО «АСЗ» в планах развития ОСК на ближайшие годы. А от перспектив стратегического предприятия в свою очередь зависит и будущее индустриального центра ДФО, и обороноспособность государства.
Олег Паньков
Юрий Ковалев
«Приамурские ведомости»