Соотношение экономической мощи трех основных центров мирового хозяйства - Северной Америки, Западной Европы и АТР, на которые приходится 3/4 мирового валового продукта, довольно быстро меняется в пользу стран АТР. Удельный вес последнего возрастает в производстве ВВП, в международной торговле, резко усилились его позиции в мировой финансовой системе. Наиболее динамично развивающейся организацией АТР является Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), функционирующее на основе межправительственного соглашения, охватывающее 21 национальную экономику, треть населения земного шара (2,6 млрд. чел.), почти 60% мирового ВВП (19,25 трлн. дол.) и около 47% мировой торговли.

П. Минакир
П. Минакир


Эти геополитические и глобально-экономические подвижки многократно усиливают стратегическое значение Дальнего Востока для России, который является форпостом страны в АТР. Объективно назрел перелом негативных тенденций и усиление внимания государства к геополитическим, стратегическим, экономическим, демографическим проблемам региона, от решения которых в конечном счете зависят жизненные интересы всей России. Нужен качественный и количественный скачок в развитии этого стратегически важного региона.

 

Выбор приоритетов

Развитие российского Дальнего Востока издавна связано с использованием потенциала экономических взаимодействий с Азиатско-Тихоокеанским регионом. Еще в середине прошлого века была сформулирована концепция включения экономических ресурсов региона в хозяйственный оборот посредством их ориентации на рынки сопредельных стран АТР. Академик B.C. Немчинов писал: «...Запасы железной руды Забайкалья и Дальнего Востока, <...> коксующиеся угли Чульмана и Нерюнгри, лесные ресурсы Амура, Буреи и Зеи, газ Вилюя могут быть экономически оптимально использованы только при условии, если развитие забайкальского и дальневосточного хозяйства ориентировать на экспорт».

Теоретической основой данной концепции являлась гипотеза о «естественном» распределении факторов производства и экономических ресурсов в Северо-азиатском субрегионе АТР. Россия и ее Дальний Восток в рамках этой концепции имели явное преимущество как поставщик сырьевых ресурсов. Экономический механизм подобной интеграции представлялся столь же простым, сколь и эффективным: Россия обменивает имеющие для нее низкую оценку природные ресурсы на имеющую высокую оценку для России капитало-, науко- и трудоемкую продукцию других стран АТР. И наоборот. Однако подобная модель взаимодействия представляла собой своеобразную «ресурсную ловушку» для России.

Этот изъян давно замечен, давно говорится и о необходимости избавления от упомянутой «ловушки» посредством построения диверсифицированного сотрудничества с АТР. Но диверсификация до сих пор не достигнута и остается благим пожеланием. Вырваться из замкнутого круга до недавнего времени мешала и конъюнктура - в результате длительного спада в 1990-х годах Дальний Восток утратил значительную часть своего потенциала экономического роста.

Сегодня очевидно: экономический рост все сильнее зависит от инновационной деятельности. Между тем в России спрос на технологические инновации со стороны отечественных предприятий в целом остается относительно низким и не соответствует условиям достижения устойчивого экономического роста (количество промышленных предприятий в России, использующих объекты интеллектуальной собственности, в настоящее время составляет менее 3%). Тем больше оснований, приступая к обновлению экономической базы Дальнего Востока, сделать акцент именно на инновационную составляющую экономического роста в перспективе.

Для этого необходимы концентрированные усилия в ряде направлений. Важнейшим является разработка инновационных стратегий, ориентированных на формирование конкурентных преимуществ региона. Речь идет о создании локальных промышленных зон (прежде всего во Владивостоке, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске), акцентированных на развитие венчурных, высокотехнологичных предприятий (с максимально льготным налоговым режимом). Разумеется, усилия не дадут эффекта, если не будут сопровождаться совершенствованием институциональных условий и финансовых механизмов поддержки проектов развития инновационных производств.

Российский Дальний Восток относится к числу регионов страны, экономическое развитие которых во многом определяется масштабами и структурой их внешнеэкономических связей. Ключевая задача - мобилизовать эти связи для достижения цели. Динамика и масштабы внешнеторговых взаимодействий Дальнего Востока России должны определяться в первую очередь этими соображениями. И именно это следует полагать отправной точкой в реализации наиболее перспективных направлений. К числу таких направлений относятся следующие:

 

1. Реализация международных сырьевых и инженерно-технических проектов в области нефти, трубопроводного природного газа, электроэнергетических систем, транснациональных транспортно-транзитных коридоров, обслуживающих магистральные потоки товаров.

2. Формирование производственно-кооперационных и инвестиционных зон приграничного сотрудничества в форме технопарков, зон свободной торговли, специальных экономических зон.

3. Активизация межрегиональных взаимодействий дальневосточных субъектов Федерации с китайскими провинциями Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин в контексте реализации намеченных экономических преобразований на северо-востоке КНР (предполагается, что по мере включения Дальнего Востока России в осуществление намеченных планов развития северо-восточных провинций КНР динамика объемов и товарная структура торговли с Китаем будет существенно меняться в позитивном направлении).

 

Как заманить инвестиции?

На протяжении последних лет (после 2000 г.) объемы притока иностранных инвестиций в экономику российского Дальнего Востока ежегодно наращиваются. Однако их доля в объеме иностранных инвестиций в Россию невелика и не превышает 10% в суммарном объеме поступления иностранных инвестиций за 2000-2005 гг. При этом на фоне довольно устойчивых темпов роста объемов иностранных инвестиций, поступающих в Россию после 2000 года (130-150%), их динамика на Дальнем Востоке выглядит довольно нестабильной. После 2003 г., несмотря на ежегодное наращивание объемов иностранных инвестиций, темпы их роста стали сокращаться.

Сильной стороной является то, что до настоящего времени в экономику Дальнего Востока поступают преимущественно прямые иностранные инвестиции (ПИИ). В целом за 2000-2005 гг. их доля в общем объеме поступивших иностранных инвестиций составила около 67%. Но они сосредоточены, главным образом, в ресурсно-сырьевом секторе, в основном в топливной промышленности, и связаны с осуществлением проектов по разработке нефтегазовых месторождений на шельфе о. Сахалин. Поток ПИИ в этот сектор экономики региона стал закономерной реакцией крупнейших мировых транснациональных корпораций (специализирующихся на добыче, транспортировке и переработке нефти и газа) на рост потребления энергоресурсов в мире в целом и на дестабилизацию ситуации в регионах традиционной их добычи. Но ведь потенциал территории значительно шире: Дальний Восток России обладает всеми объективными возможностями, чтобы поддерживать устойчивый приток инвестиций и экономический рост.

Чтобы это произошло, необходима последовательная работа по «расшивке» узких мест и устранению имеющихся негативных факторов. Основными «болевыми» точками являются:

 

• «Вытеснение» региона с внутреннего рынка России и стран СНГ.

• Продолжающийся отток населения.

Эта проблема в перспективе поставит предел экономическому развитию в силу физической нехватки рабочей силы.

• Прогрессирующее «утяжеление» экономической структуры.

Негативные тенденции 1990-х годов усугубили проблемы в регионе. Структурной перестройки не произошло, и, более того, в целом сырьевая специализация региона усилилась.

• Слабость финансово-банковской системы региона.

Собственные ресурсы банковской системы незначительны, фактическое отсутствие межбанковского кредитного рынка не позволяет региональным банкам мобилизовать достаточные ресурсы даже для краткосрочного кредитования.

• Высокий уровень пространственной неоднородности.

 

К чему стремимся? В перспективе структурным приоритетом развития экономики должен оставаться природно-ресурсный сектор, в максимальной степени адаптированный к формированию и поддержанию внешнего спроса на региональный продукт. В то же время ориентация этого сектора на экспорт необработанного сырья чревата усилением нестабильности внешнего спроса и, как следствие, нестабильности экономического развития региона. Следовательно, стратегической задачей является стимулирование перехода к производству и экспорту продукции на основе переработки сырья и переработанного сырья самого по себе. Это предполагает технологическую модернизацию природно-ресурс¬ного сектора, что ставит на повестку дня вопрос об изменении внешнеторговой политики.

В частности, речь идет об изменении режима импорта технологического и инвестиционного оборудования, связанного с модификацией структуры производства и конечного продукта в данном секторе экономики.

Необходимо изменить принципы размещения населения и производства, тип освоения природных ресурсов. Следует предусматривать условия для перехода в северной зоне региона к вахтовому освоению и эксплуатации природных ресурсов и самой территории. Это позволит реально снизить социальную и коммунальную нагрузку на наиболее продуктивную южную зону и в целом на бюджетную систему России, одновременно увеличив эффективность и комфортность освоения ресурсов в самом регионе.

Переход к вахтовому способу развития природно-ресурсного сектора предполагает формирование на территории Дальнего Востока системы опорных городов с выведением коммунальных, культурных, об¬разовательных, медицинских, экологических условий проживания в них на уровень лучших международных стандартов. Первоначально необходимо на основе аккумулируемых в бюджетах самого региона доходов от внешнеэкономической деятельности, а также с использованием инвестиционных трансфертов федерального бюджета на социальные цели развивать города Владивосток, Хабаровск, Биробиджан. Вторая «очередь» может быть представлена городами Благовещенск, Якутск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск, Магадан, Находка. Опираясь на эти городские центры, остальные населенные пункты также смогут улучшать систему жизнеобеспечения.

Решение проблемы закрепления населения в регионе непосредственным образом зависит от преодоления сложившегося стереотипа, согласно которому, лишь уехав из региона, можно приобщиться к «нормальным» стандартам образования, отдыха, лечения, культуры, коммунальных и других услуг.

 

Повестка дня

Важнейшим вопросом стратегической перспективы является выбор инструментария экономической политики для достижения поставленных целей. Кроме генеральной цели общественно-экономического развития, необходимо иметь в виду важнейшую геостратегическую цель России на Даль¬нем Востоке. Она заключается в том, чтобы обеспечить вхождение России в Азиатско-Тихоокеанское экономическое и политическое сообщество посредством превращения Дальнего Востока в органическую часть Восточной Азии. Все это формирует четкую очередность в реализации поставленных задач и повестку дня:

 

• Формирование и развитие инфраструктуры, обеспечивающей геостратегические интересы России на Тихом океане. В первую очередь это развитие транспортных коридоров и создание инженерной инфраструктуры энергетического сотрудничества;

• Обеспечение энергетической безопасности Дальнего Востока и Забайкалья;

• Закрепление населения в регионе;

• Обеспечение структурной модернизации экономики, развитие инновационного комплекса в регионе в первую очередь за счет развития и модернизации оборонного комплекса и конверсии военного машиностроения, модернизации природно-ресурсного сектора экономики (особенно лесного, минерально-сырьевого и рыбохозяйственного комплексов);

• Развитие международного экономического сотрудничества и реализация крупных международных экономических проектов.

Существующие программы социально-экономического развития и предлагаемые к реализации на Дальнем Востоке крупномасштабные народнохозяйственные проекты определяют районы перспективного размещения стратегических производств в регионе на обозримую перспективу. К основным следует отнести:

 

1. Создание мощной многоотраслевой транспортной инфраструктуры как основы для освоения природно-ресурсного потенциала региона, усиления его интеграции с соседними государствами и укрепления внутрирегиональных производственных и иных связей отвечает концепции формирования промышленно-сервисных дуг в южной части тихоокеанской России.

Фактически речь идет о начале реализации давней концептуальной идеи создания на тихоокеанском побережье России экономической «контактной зоны» с сопредельными экономиками Северо-Восточной Азии. Такие дуги географически опираются на мощные промышленно-логистические и сервисные узлы: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Владивосток, Находка.

Практически, начало строительства гигантского магистрального неф¬тепровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), уточненная трасса которого имеет протяженность более

4 тыс. км, пройдет в 400 км к северу от озера Байкал, в непосредственной близости от крупнейших месторождений нефти и газа Якутии и Иркутской области, можно рассматривать как формирование базиса реализации идеи промышленно-сервисных дуг на Дальнем Востоке России. Он позволит создать единую нефтепроводную систему в стране от берегов Балтики до Тихого океана.

 

2. Формирование на территории Дальнего Востока многоотраслевого топливно-энергетического комплекса общегосударственного значения с целью расширения экспорта нефти и нефтепродуктов, природного газа и электроэнергии в страны АТР и укрепления и рационализации местной топливно-энергетической базы будет стимулировать развитие Сахалинской области и Республики Саха (Якутия).

В соответствии с «Энергетической стратегией России на период до 2020 г.», принятой правительством РФ в 2003 г., предполагается формирование новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности на Востоке России, в т.ч. на Дальнем Востоке на базе месторождений углеводородов на шельфе Сахалина (а в дальнейшем в пределах Камчатско-Магаданского шельфа) и в Республике Саха (Якутия) в границах Непско-Ботуобинского нефтегазоносного района.

 

3. Увеличение объемов добычи минерально-сырьевых ресурсов и расширение номенклатуры используемого сырья будет стимулировать развитие населенных пунктов Севера.

Среди многочисленных проектов освоения месторождений полезных ископаемых особо выделяются уже реализуемые: строительство горно-обогатительных комбинатов на крупнейших в России золоторудных месторождениях «Наталка» (Магаданская область), Нежданинское (Республика Саха (Якутия), Майское (Чукотский АО), сооружение первых на Дальнем Востоке предприятий по добыче железной руды в ЕАО и Амурской области, титановых руд в Амурской области.

 

4. Диверсификация промышленного комплекса Дальнего Востока путем организации новых производств на базе использования местного и проходящего транзитом через территорию региона сырья, дешевой электроэнергии.

Это могут быть алюминиевая промышленность, рассчитанная на переработку импортного глинозема, грузопоток которого во внутренние районы страны проходит через местные морские порты, нефте- и газохимическая промышленность, переработка титановых руд и др. Прилагаются усилия восстановить на Дальнем Востоке целлюлозно-бумажную промышленность.

 

5. Организация высокотехнологических производств в обрабатывающей промышленности на базе существующих предприятий ВПК, рассчитанная на внутрирегиональные потребности и рынок АТР.

По-прежнему основной экономический потенциал региона сохраняется в его южной, приграничной зоне, в полосе транснационального транспортно-энергетического коридора, по которому пролегают Транссибирская железнодорожная магистраль, главные федеральные автомобильные дороги, трассы нефтепровода ВСТО, будущих газопроводов, системообразующие линии электропередачи напряжением 500 кВ, располагаются мощные промышленно-логистические и сервисные узлы: Благовещенск, Хабаровск, Уссурийск, Владивосток, Находка.

 

Получает развитие зона Байкало-Амурской магистрали и сопредельная с ней территория Сахалинской области. Полюсами роста здесь выступает Комсомольский-на-Амуре промышленно-логистический и сервисный узел со своим авиационным, судостроительным и другими машиностроительными производствами, отличающийся высокой технической культурой и бурно развивающейся передельной черной металлургией; нефтегазовые центры Сахалина, Тындинский и Ванино-Советско-Гаванский промышленно-транспортные узлы.

Наиболее важным обстоятельством, значительно увеличивающим вероятность реализации разрабатывавшихся и разрабатываемых стратегий и планов преобразования Дальнего Востока, придания ему новых современных черт, повышения его привлекательности и конкуренто¬способности в ряду стран АТР, является преобразование административных приоритетов и программных намерений в реальные финансовые потоки. Не просто значительное увеличение финансовых ресурсов, направляемых на реализацию ключевых проектов преобразования региона, но увеличение этих ресурсов на порядок, представляет собой действительную долговременную основу планомерного создания на Востоке России экономического региона, позволяющего реализовать геополитические стратегии России.

 

Павел Минакир,

директор Института экономических исследований ДВО РАН, академик РАН,

«Тихоокеанская звезда», №№ 178,179, 19-20.09.07.