Новогоднее реалити-шоу с застрявшим в антарктических льдах российским научно-исследовательским судном «Академик Шокальский», для которого всегда был родным портом - Владивосток, представляет особый интерес для жителей Хабаровского края, Амурской области и ЕАО. Ибо одна из версий катастрофического наводнения, что обрушилось на эти территории в минувшем году, - глобальное потепление. А нынешняя ледовая эпопея «Шокальского», похоже, наоборот, свидетельствует о глобальном похолодании.
 
Напомним, НИС «Академик Шокальский», на борту которого находились зарубежные ученые, отправившиеся на южный полюс, чтобы отследить, какие там произошли изменения за минувшие сто лет (предыдущая подобная экспедиция была в 1913 г.), - подал сигнал бедствия 25 декабря. Судно вдруг угодило в ледовую блокаду. Хотя декабрь-январь - это летние месяцы для Антарктиды.
 
Со слов капитана судна «Академик Шокальский», все произошло внезапно. Ветер резко поменял направление, усилился и пригнал сотни льдин к месту стоянки в море Дюрвиля. Пассажиров в этот момент на борту не было, все они проводили исследования на побережье белого континента.
 
«Проморгали все-таки в погоде, - сообщил одному из российских телеканалов свое мнение директор Дальневосточного научно-исследовательского гидрометеорологического института Юрий Волков. - Пока ученые собрали все оборудование, погрузились на борт… Судно дало полный ход, но капитану не хватило часа-двух, чтобы выскочить на чистую воду.
 
От чистой воды «Шокальского» отделяли тогда всего три километра. Однако, увы, судну ледового класса оказались не по зубам тяжелые льды, в блокаде которых оно оказалось. Более того, ни один из трех ледоколов (французский, австралийский, китайский), что были в том районе, тоже не смог пробиться к «Шокальскому». В итоге его 52 пассажира и 22 члена экипажа (всего 74 человека) встретили католическое рождество и новый год на борту судна, зажатого льдами.
 
Только 2 января все 52 пассажира «Академика Шокальского» были переправлены вертолетом с китайского ледокола «Снежный дракон» на борт австралийского ледокола «Aurora Australis».
 
«Это была именно эвакуация, а не спасение, но мировые СМИ подняли такой шум, что можно подумать, спасли пассажиров «Титаника», - подчеркнул главный редактор электронного издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко, который уже не первый год живет за пределами России. - На самом деле, как только выяснилось, что в пределах досягаемости есть вертолеты, так стало понятно, что реальной угрозы людям - нет. Пассажиров сняли потому, что делать им было уже больше нечего, и на судне они были просто помехой, поедая припасы, необходимые экипажу для того, чтобы вывести судно из ледового плена. Большинство пассажиров являются учеными - ну, во всяком случае, с их слов. Они отправились в эту экспедицию, чтобы добыть дополнительные доказательства разрушительного действия всемирного потепления. Если застрять во льдах, это доказательство потепления, то экспедиция завершилась несомненным успехом. Причем глава экспедиции продолжает утверждать, что да, мол, это следствие потепления, на потеху общественности. Общественность на Западе, давно уже критически относящаяся к теории всемирного потепления, вовсю ехидничает над незадачливыми борцами с потеплением».
 
Члены экипажа «Шокальского» (в основном это моряки из Приморья) в полном составе отказались от эвакуации. Что будет с ними и судном дальше?
 
«Все зависит от погоды, течений и судьбы или бога, кому как угодно, - считает Михаил Войтенко, который является экспертом по морским вопросам. - Если судно не сумеет выйти из льдов до того времени, как кончатся все припасы, экипаж придется эвакуировать. А «Шокальский» может превратиться в «Летучего Голландца» Антарктики. В зависимости от состояния корпуса, он может оставаться на плаву еще годами, если корпус не раздавят или не повредят льды».
 
Говорят, как вы лодку назовете, так она и поплывет. Между тем, это уже не первое судно, которое назвали «Академик Шокальский».
 
Первое судно с таким названием погибло вместе со всем своим экипажем 20 лет назад, 2 августа 1983 году. Случилось это на Байкале. Причем не был обнаружен ни один из членов экипажа погибшего теплохода, не нашли и само судно. Его местонахождение неизвестно до сих пор.
 
Хотя были проведены все необходимые поисковые и следственные мероприятия. В постановлении о прекращении уголовного дела следователь В.М. Серегин записал: «... в районе Красного Яра у западного берега озера Байкал, теплоход «Академик Шокальский» попал в зону действия непрогнозируемого, крайне редкого локального опасного явления с образованием смерчей и скоростью ветра, значительно превышающей (до 50 м/с) ограничения для данного судна по ветру, указанные в судовых документах, в результате которого судно перевернулось и затонуло».
 
Что касается академика Юлия Шокальского - не теплохода, а человека, то жаль, что о нем самом во время этого реалити-шоу никто даже не упомянул. А тут как раз было о чем вспомнить. Достаточно сказать, что выдающийся русский географ, океанограф и картограф, академик Юлий Шокальский (годы его жизни: 1856 - 1940) был любимым внуком Анны Керн, которой Александр Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье...». А в его маму (дочь Анны Керн) был влюблен наш великий композитор Глинка, который в память о своем чувстве сочинил музыку романса на слова Пушкина. Детство Юлия Шокальского прошло у бабушки в знаменитом Тригорском. В 1880 году Юлий Шокальский блестяще окончил Николаевскую морскую академии. 24-летний морской офицер начал самостоятельную жизнь. Он в совершенстве владел французским и английским языками, был хорошо образован, любил науку и, главное, умел работать. Осенью 1880 года началась его служебная деятельность сначала в Главном гидрографическом управлении. Исследовательские интересы Юлия Шокальского по преимуществу сосредоточились на физической географии, океанографии, гидрографии, картографии и метеорологии.
 
Как будто бы по злой иронии судьбы, и первое, и второе судно «Академик Шокальский» так, или иначе, стали жертвами непредсказуемых «сюрпризов» погоды, только в первой случае - локальных, а во втором - глобальных.
 
Ирина Харитонова.