В Южно-Сахалинске второй день необъявленный траур. Жители города приносят цветы к монументу в сквере пограничников, зажигают свечи. Южносахалинцы скорбят. Море забрало жизнь у десяти человек. Пока не названы причины, по которым 24 января на рейде острова Кунашир перевернулось плавсредство с пограничной досмотровой группой. Это трагическое ЧП вызывает всё новые и новые вопросы.
 
Списки погибших пока не опубликованы*. Удалось найти тела только четверых человек. Остальные шестеро считаются без вести пропавшими. На месте происшествия продолжаются поисково-спасательные мероприятия на море и с воздуха. Для проведения разбирательства, в Южно-Курильск 25 января вылетела комиссия во главе с одним из заместителей руководителя пограничной службы ФСБ РФ.
 
Однако никто уже не надеется найти пропавших живыми. Даже если кто-то из них умел хорошо плавать, температура воды не дала бы ему шансов выжить. По факту гибели людей военным следственным отделом СКР по гарнизону Горячие Ключи, дислоцированным в Сахалинской области, 25 января возбуждено уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности гибель двух и более лиц).
 
На сегодняшний день об этом трагическом ЧП у берегов Кунашира известно не так много. Начнем с официального сообщения ФСБ России:
 
«24 января около 22 часов в бухте Южно-Курильская в пяти кабельтовых юго-западнее Южно-Курильска при доставке осмотровой группы сотрудников пограничного управления ФСБ России по Сахалинской области в сложных метеоусловиях (снежные заряды, порывы ветра) произошло опрокидывание бортового плавсредства, на котором находились 10 человек. На месте происшествия организованы поисково-спасательные работы, в которых задействованы 8 кораблей и судов и 2 вертолета».
 
Пограничники должны были досмотреть судно «Астор» под флагом Сьерра-Леоне, что стояло на рейде, в 600 метрах от берега, под присмотром корабля наших морских пограничников. Согласно сообщению ФСБ России, накануне пограничный сторожевой корабль задержал судно «Астор» за незаконный улов в территориальных водах РФ. Для досмотра со сторожевого погранкорабля было спущено плавсредство, на борту которого находились семеро военнослужащими досмотровой группы. Позднее это же плавсредство приняло на борт еще троих сотрудников южнокурильской зональной инспекции ПУ ФСБ России по Сахалинской области. Затем плавсредство направилось к задержанному судну для проведения досмотра. Спустя некоторое время с ними была потеряна связь.
 
Далее - одни вопросы. Так, задержанное судно не могло само заниматься незаконным ловом рыбы или крабов. Как сообщил в своем блоге морской эксперт Михаил Войтенко, «Астор» - это не рыболовное, а грузовое судно. Он привел и данные «Астор»: «дедвейт 547 тонн, постройки 1980 года Япония, флаг Сьерра-Леоне. Владелец East Shine Shipping, Busan Korea». Все это, понятно, не исключает, версию, что «Астор» могло заниматься транспортировкой браконьерского улова. За что и было задержано для досмотра.
 
Удивляет другое: пограничники отправились на досмотр, как сообщалось, на «резиновой лодке». Звучит, согласитесь, абсурдно. Ведь на ее борту находилось 10 человек, причем семеро пограничников с оружием. Интересно, что это за лодка, какая у нее грузоподъемность?
 
«Скорее всего, лодка была типа «Зодиак», большая резиновая лодка военно-десантного типа, с мощными подвесными моторами, - считает главный редактор электронного издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко. - Поначалу все СМИ писали, что погода была спокойной. Позже в официальном сообщении появились «снежные заряды и порывистый ветер». В любом случае, с порывами или без, причина опрокидывания лодки видится в неправильном управлении. Очень мощные моторы при легком корпусе лодки требуют при ее управлении, особенно на волне, сугубой осторожности и немалого опыта. Чуть переборщил с газом - лодка выходит на глиссирование и буквально взлетает, и при неспокойном море легко опрокидывается. Если погода была, действительно, неблагоприятной, и непосредственным виновником трагедии стала именно она, то тут уже недосмотр командования, отправившего легкую лодку на досмотр в темные время суток при опасных для такой лодки ветре и волнении...».
 
Однако в интернет-комментариях не все согласились с этими предположениями морского эксперта Войтенко. Вот что пишет его оппонент: «Лодок типа «Зодиак» не существует. Есть лодки типа РИБ. Там днище из твердого материала (пластик, алюминиевое и т.д) и надувные борта. Но только не резиновые. Резину уже триста лет никто не использует. Используют ПВХ и более новые материалы, при том армированные. И такие лодки, если они правильно сделаны, нужно еще постараться перевернуть. При том независимо на медленном ходу они, или на глиссированье. Они как раз и были придуманы в такой компоновке, чтоб выдерживать волну. Так что не понятно, что там у них вообще получилось. Может они использовали чисто пластиковый катер?..».
 
Возникает и такой вопрос: когда пограничникам поступила команда: забрать на борт еще троих морских инспекторов? И откуда они их забирали? Неужели с берега, до которого более полукилометра? Представьте ситуацию: с борта сторожевого корабля спускают на воду лодку с пограничниками, которым надо всего-то добраться от их корабля-сторожевика до стоящего рядом на рейде задержанного судна. Согласитесь, тут особых навыков судовождения не требуется. Но совсем другое дело, если пограничной лодке пришлось забрать инспекторов с берега. Это уже гораздо более сложная ситуация для того, кто управлял лодкой. Насколько он был опытен, чтобы справиться с этой более сложной задачей? Задался ли этим вопросом тот, кто дал команду: забрать на лодку еще трех инспекторов? Согласитесь, в мирное время командир, ставя ту или иную задачу, всего должен думать, насколько она выполнима для его подчиненных.
 
Впрочем, морской эксперт Михаил Войтенко заострил внимание совсем на другой проблеме, которую обозначило это трагическое ЧП:
 
«Любое ЧП в военных или силовых структурах, особенно связанное с гибелью людей, привлекает к себе гораздо больше внимания, чем ЧП с гражданскими. Честно говоря, лично у меня эта новость не вызвала особого удивления. Я уже как-то привык к однообразию новостей, касающихся морских погранвойск ФСБ России. То они кого-то задержали, то кого-то расстреляли, не сумев остановить нарушителя другими способами. Последнее само по себе говорит о профессионализме морских пограничников, явно оставляющем желать лучшего. В конце концов, это ударило и по ним...
 
Это все при том, что морские пограничники, это то, что во всем мире называется Береговой охраной. Я, ежедневно работая с новостями по аварийности мирового флота, нахожу информацию по тем или иным происшествиями на сайтах Береговой охраны многих стран, так как эта служба не только фиксирует ЧП в своих водах, но и оказывает непосредственную помощь терпящим бедствие, то есть работает спасателем. Как именно Береговая охрана таких стран, как США или Англия, или Греция, или Корея, или Япония - список можно долго продолжать - осуществляет охрану священных рубежей своей родины, я не знаю. Судя по их новостям, они озабочены спасением людей и обеспечением безопасности мореплавания. О нашей Береговой охране такого категорически не скажешь. Помощь она не оказывает. Бывает, пограничники принимают участие в той или иной крупномасштабной спасательной операции, но не более того. ЧП, связанные с нашей Береговой охраной, это обязательно аресты, расстрелы с потоплением, часто гибель людей. А по идее, должно быть наоборот. По идее, должны быть новости о спасении. Но нет, не получается...».
 
Однако, наверное, некорректно сравнивать береговую охрану США или Англии с нашей. Там у них нет такого разгула морского браконьерства, как у нас. И это при том, что пограничники заняты как раз исключительно тем, что ловят браконьеров. Как так получается? Михаил Войтенко считает объяснение тут простое: «чем больше мути в законах, тем больше та рыбка, которую из этой мутной воды вылавливают». Выходит, даже в этом трагическом ЧП так или иначе всплывает непотопляемая коррупция.
 
Ирина Харитонова, Константин Пронякин.
 
*В распоряжении «LifeNews» оказался предварительный список людей, находившихся на борту затонувшей лодки:
1. Сергей Мещеряков
2. Алексей Корниенко
3. Денис Плэтика
4. Анатолий Кузьмин
5. Алексей Медко
6. Игорь Шевчук
7. Владимир Белоусов
8. Петр Гончаров