А Владимир Владимирович ничего и не знает о хабаровской жертве наводнения.
А Владимир Владимирович ничего и не знает о хабаровской жертве наводнения.
Вчера, по случаю сбора журналистов к Дню печати, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт с трибуны говорил, что «прошедший год был особенно показательным в плане взаимодействия местных СМИ с властью».
 
В частности, он отметил: «Мы благодарны нашим журналистам за огромную помощь в борьбе с водной стихией и надеемся на их содействие в большой работе по ликвидации последствий наводнения... Во многом благодаря оперативному реагированию СМИ нам удалось избежать жертв во время крупномасштабного наводнения...».
 
Но оказалось, что это была не правда. Жертвы были, и не одна. Хабаровчанин Дмитрий Поляков погиб от удара электрическим током, когда поплыл на лодке к своему дому спасать от большой воды имущество. Боец-контрактник бурят Баир Банзаракцаев погиб при ликвидации последствий стихии на 143-м километре автодороги Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре. На затопленном участке дороги «КамАЗ», которым управлял следовавший в составе военной колонны Баир, сполз с дорожного полотна. Водитель пытался спасти машину. Но буквально рядом с дорогой глубина была свыше пяти метров. Все это было в сентябре злосчастного 2013 года. Но, по статистике, оказывается жертв во время наводнения у нас нет. И губернатор в этом благодарит.... журналистов. Спасибо, что на том сборе нас не было.
 
И если Владимир Путин в новогоднюю ночь прибыл в Хабаровск, пригласив семью погибшего Баира Банзаракцаева на праздник, то вдову Елену Полякову никто туда не приглашал. У нас же нет жертв! А Полякова, получается, лишняя?
 
Редакция «Дебри-ДВ».
* * *
 

Робинзонада семьи хабаровской жертвы паводка


 
Мы находимся в двухкомнатной квартире на «Мелькомбинате». Это жилье Поляковым выделили временно. Больше им некуда было идти. 29-летняя Елена прижимает к груди двухмесячную Карину. Дети - все, что осталось от мужа Дмитрия.
 
- Долго не могла объяснить детям, что их отца больше нет на свете. А когда мы вместе смотрели фильм про призраков, я сказала: «Ваш папа теперь тоже дух...» - Елена горько вздыхает.
 
Дом, где они жили своей семьей, сгорел, а вместе с ним пошла прахом вся жизнь.
 
Пятилетний Владик - худенький мальчишка с пушком светлых волос. Больше всего на свете он любит рисовать. Мальчик верит: все, что он изобразит фломастером, когда-нибудь оживет.
 
- Я сейчас нарисую папу! - твердит он сестренке.
 
Сонечке - три года. В пышном «принцессовом» платье и с расческой в руках малышка вертится перед зеркалом. Услышав слова брата, она становится старше и серьезнее:
 
- Ты разве не знаешь? Папа на небесах...
 
Прошлым летом семья Елены Поляковой жила в небольшом частном доме по адресу: Печерская, 13. Муж работал вахтовым методом, Елена и ее мать следили за детьми.
 
- Обычно Дима уезжал каждое лето, а зимой, когда он возвращался, я подрабатывала в магазинах, - говорит вдова.
 
Злополучным летом-2013 Дмитрий остался дома.
 
- У его начальника тоже затопило дом, поэтому они решили никуда не ехать. Да и мне нужна была помощь. Должен был родиться третий ребенок. Девочка. Мы так ждали... - голос Елены дрогнул. - А стали Робинзонами в собственном доме.
 
Печерская, 13 находится в районе остановки «Кирпичный завод», чуть не доезжая до Красной речки. От остановки до дома идти минут десять-пятнадцать. Он стоит на возвышенности и во время наводнения оказался на небольшом островке.
 
Вода поднялась настолько, что маленький ребенок мог потонуть, если бы свалился в воду. Взрослому человеку уровень воды доходил до груди. Гулять ребятишкам было негде. За продуктами Дмитрий ездил на надувной лодке.
 
- Я была на восьмом месяце беременности. Что было, если бы роды начались на этом «острове»? - продолжает Елена. - Тогда я думала об этом. Если бы знала, что случится, никуда бы не поехала...
 
Решение эвакуироваться принимали всей семьей, долго сомневались. Дмитрий заверил: все будет хорошо. Он остался жить на чердаке - охранять оставленное имущество. А Елена, Павлик, Сонечка и их бабушка Людмила переселились в санаторий «Амурский».
 
В начале сентября Дмитрий погиб. Он случайно прикоснулся к оголенному электрическому проводу. Через несколько дней на дом упал столб линии электропередачи, и он сгорел.
 
- Я не верила, что все это происходит с нами, - Елена едва сдерживает слезы.
 
Молодая женщина рассказывает, как в санатории ей предложили отдать детей в детдом: мол, здесь для них нет места. Затем последовало еще одно любопытное предложение - отправиться на ПМЖ в Якутию.
 
Но уезжать из Хабаровска она не собиралась. Семье все-таки дали «двушку» на «Мелькомбинате». Большую - 52 квадрата, сталинка. Квартира требовала ремонта, была абсолютно пустой. При пожаре на Печерской сгорела вся старая жизнь, и ничего нельзя было принести в новую. На пособие жертвам паводка - 120 тысяч рублей, купили новую мебель.
 
В ноябре родилась Карина. С Дмитрием Елена жила в незарегистрированном браке, в свидетельстве о рождении в графе «отец» у детей стоял прочерк. Так живут сейчас многие. Его отцовство пришлось доказывать через суд. Сейчас Елена хочет оформить детям пенсию по потере кормильца, но решение суда будет в только феврале. А как до этого времени жить?
 
- Карина взрослеет, начинает питаться смесью для младенцев. Одна банка на три дня 300 рублей стоит. А мы с детьми вчетвером живем на 10 тысяч детских пособий? Еще за квартиру нужно «семерку» заплатить, - говорит Елена.
 
А вот и еще одна проблема - Сонечку и Владика пора отправлять в детский сад. Есть места, но нет времени пройти медкомиссию.
 
- С кем Карину оставишь? А места ведь могут отдать другим детям, - беспокоится Елена.
 
По словам женщины, приглашение на празднование Нового года в городском дворце культуры, куда прилетел президент Владимир Путин, она не получила.
 
- Да и куда бы я пошла? У меня дети, - не задумываясь, говорит она. И тут же рассказывает, как их семья отметили Новый год. Карина и Сонечка спали, а она с Владиком смотрела телевизор.
 
- Но перед праздником нас навестили Дед Мороз со Снегурочкой, - говорит Елена, и переходит на скрытный шепот, чтобы дети не услышали и не лишились сказки. - Дедушка и внучка - в лице работников соцподдержки, спасибо им.
 
Но в полном смысле слова новогоднее волшебство в этом году не было волшебством. Нет Дмитрия. В доме не хватает мужских рук. Балконная дверь плохо закрывается, батареи еле теплые. Как со всем этим справится женщина с тремя детьми на руках?
 
- Верю, когда сын повзрослеет, будет помогать мне и своим сестрам, - Елена перебирает пушок волос на голове Владика. - Вот только... не должна мальчишку одна мать воспитывать.
 
- Мама! Я нарисовал папу! - кричит Владик. - Он к нам вернется, правда? Правда?
 
Елена Проколова,
«Хабаровский Экспресс», №3, 15.01.14