В нем была затронута проблема дискриминации граждан нетитульной национальности в Республике Саха (Якутия). Публикация вызвала болезненную реакцию местных властей и бурную дискуссию как среди жителей республики, так и за ее пределами. "Признаки экстремизма" чиновники Россвязьохранкультуры обнаружили на основании выводов "комиссии специалистов-лингвистов", проводивших исследование текста публикации. Кто эти специалисты и какие научные организации они представляют — информация об этом в документе отсутствует. На нашу просьбу назвать их работники ведомства ответили "Известиям", что это возможно по запросу в письменной форме. В настоящее время редакция готовит официальный запрос с целью выяснить, на выводы каких экспертов опирались чиновники Россвязьохранкультуры, вынося свое решение. Кроме того, нам хотелось бы узнать, является ли внимание ведомства именно к этой публикации результатом его собственного мониторинга или это произошло вследствие обращения каких-либо общественных сил или организаций.
Редакция не согласна с выводами неназванных "специалистов-лингвистов" и готова аргументированно защищать свою позицию. Дело в том, что "высказывания, содержащие признаки экстремизма", определены чиновниками по чисто формальному признаку. Например, эксперты сочли экстремизмом упоминание того факта, что получить бесплатное высшее образование детям русских жителей республики практически невозможно. Или что только в последнее время в городе появились ночные клубы, где русским реально пройти фейс-контроль. При этом чиновники не задались главным вопросом — а соответствуют ли все эти факты действительности. И если соответствуют, то разве можно называть журналиста экстремистом лишь за то, что он предал их огласке?
"Признаки экстремизма", на наш взгляд, содержатся не в словах, которыми мы описали то, что увидели в Республике Якутия. "Признаки экстремизма" содержатся в самой реальности, которая сложилась в этом регионе в эпоху парада суверенитетов. "Известия" лишь попытались исправить эту ситуацию и тем самым способствовать межнациональному миру и согласию.
Тема дискриминации "нетитульного населения" в некоторых национальных республиках России поднималась в федеральных СМИ неоднократно, в том числе и в "Известиях". Мы считаем ее важной и востребованной. Мы уверены, что власти должны реагировать не на лингвистику, а на факты, затронутые в подобных публикациях, и способствовать тому, чтобы в корне решить проблему "титульного национализма". Если следовать логике чиновника, — то СМИ не имеют права вообще браться за серьезные конфликтные темы, потому что в них неизбежно противостояние сторон по какому-либо признаку — национальному, социальному, территориальному, половому. Если цивилизованные попытки разобраться в этих проблемах признать экстремизмом, то завтра пресса будет писать лишь об аквариумных рыбках и заседаниях правительства, а послезавтра страна споткнется, ослабленная теми самыми болезнями, которые оказались вовремя не замечены.
Мы надеемся, что наметившаяся сегодня тенденция расширительной трактовки понятия "экстремизм" будет вовремя пресечена, потому что иначе "экстремистом" может оказаться каждый второй житель страны. Это очень скользкий и опасный путь.
А теперь о приятном. На днях в "Известия" позвонили представители русской диаспоры города Якутска и выразили нам благодарность. Среди прочих фактов дискриминации в отношении нетитульного населения Республики Якутия мы писали о том, что недавно из названия Русского национального театра исчезло слово "русский". После нашей публикации его вернули на место. Кроме того, накануне Конгресса народов России, прошедшего недавно в Якутске, под надуманным предлогом лишилась регистрации местная русская община. По мнению ее лидеров, это было сделано для того, чтобы не дать местным русским доступа к трибуне. Как сообщил нам один из ее лидеров Сергей Юрков, во вторник власти республики пообещали зарегистрировать общину в течение недели.
"Известия" продолжат следить за этой темой.
«Известия», 29.08.07.