Заксобрание ЕАО |
|
В понедельник, 18 ноября, в областном парламенте было сразу два значимых мероприятия. Во-первых, совместное заседание комитетов. Во-вторых, внеочередное пленарное заседание Заксобрания. На повестке дня - всего десяток вопросов, но важность их нельзя недооценивать. Достаточно сказать, что в первом чтении был принят областной бюджет на 2014 год. Разумеется, наша газета не могла обойти вниманием то, что происходило 18 ноября в стенах областного парламента.
Нам было важно засвидетельствовать не столько официоз пленарного заседания, сколько работу в комитетах, где все вопросы детально обсуждаются. Увы, нашим планам не суждено было сбыться. Попасть на совместное заседание комитетов не удалось, допуск был предоставлен только на «пленарку». Не помогли ни просьбы, ни требования. Как ни старался депутат Владимир Ефимович Фишман мне помочь, - все тщетно! Уж очень серьезные вопросы обсуждались на комитетах. Вход журналистам был заказан.
В отчаянной попытке я последний раз потребовал кого-нибудь из пресс-службы Заксобрания. Спустилась госпожа Антонова, начала что-то объяснять о порядке допуска прессы. В этот момент я включил диктофон, и она прекратила свой монолог. Я пытался задавать вопросы ей вдогонку. Но было уже поздно: вдали засверкали изящные каблучки, не оставившие и следа на красной ковровой дорожке парадной лестницы областного правительства. Госпожа Антонова была такова…
Шло время, снег за окном повалил хлопьями. Совместное заседание комитетов затягивалось. С четвертого этажа периодически прибегали работницы аппарата Заксобрания и сообщали об обстановке. Журналисты и члены областного правительства, собравшиеся к назначенному часу, совсем заскучали. Некоторые чиновники начали открыто сетовать на то, что проходящая параллельно церемония встречи олимпийского огня обойдется без них. И в самом деле, какой там бюджет, когда такое событие разворачивается. Однако депутаты все заседали, а чиновники все ворчали.
И вот наконец наверху послышался топот, означавший, что комитеты закончили работу. Большой зал правительства начал заполняться депутатской публикой. Открывается заседание Законодательного собрания. Но уже первый вопрос повестки дня не сулит никакого консенсуса. Правительство ЕАО вносит законопроект, которым предполагается приостановить возмещение убытков организациям, поставляющим тепло для нужд населения. Нетрудно догадаться, что в условиях рыночной экономики поставщики тепловой энергии платить компенсации из собственных прибылей не будут. Отсюда следует, что в самое ближайшее время вырастут цены на тепловую энергию. И когда население получит очередные «письма счастья», то оно «горячо» будет благодарить депутатов Законодательного собрания ЕАО. Конечно, не всех, а только тех, кто за этот законопроект проголосовал: единороссов и примкнувших к ним жириновцев. Депутаты фракции КПРФ поддерживать антинародный закон отказались, представитель «Справедливой России» воздержался.
Отвлечемся немного от официальной повестки дня. Перейдем к вопросу о бюджете, который, вне всякого сомнения, был главным. Как бы ни показалось это странным, но ключевой финансовый документ области в первом чтении по-нормальному даже не обсуждался. Во всяком случае, не было ни докладов от правительства, ни заключений от контрольно-счетного управления, ни выступлений руководителей комитетов. Председатель Законодательного собрания Анатолий Тихомиров, что называется, с места в карьер собрался уже было ставить вопрос на голосование, как слово потребовал лидер фракции КПРФ Владимир Фишман.
- Мы каждый год говорим, - начал свое выступление Владимир Фишман, - что предлагаемый бюджет принимать не надо. Господин Тихомиров и вся его компания заявляют, что коммунисты то ли от нечего делать, то ли из вредности голосуют против. Мы всегда говорили, что принимаемый бюджет нищенский. Но сегодня мы с товарищем вынуждены заявить, что этот бюджет не просто нищенский, это - бюджет вымирания, уничтожения нашей области.
Привожу примеры. Безработица не уменьшается, а, наоборот, растет. Уже 37 тысяч жителей области нигде не работают и не учатся официально. Уровень жизни, и это подтверждено всеми, - один из самых низких в стране. По сельскому хозяйству вообще завал. Мы не находим денег и даем всего 45 миллионов селу. В прошлом нищенском году давали 60. На дороги тоже выделяем в два раза меньше. Мы не решаем вопросы развития промышленности. Нельзя считать один ГОК всей нашей промышленностью. И каждый год нам обещают, что ГОК нас будет финансировать, но мы пока не видим этого. На три года впереди ничего не светит.
Не решаются вопросы и с жильем, и с детскими садами. Не удалось переломить общую демографическую тенденцию. Люди продолжают вымирать и уезжать. И прошлый бюджет нисколько не помог в решении этой проблемы. Не решаются вопросы здравоохранения. И хотя целая группа депутатов - это медики, врачей катастрофически не хватает и медицина гибнет. В сфере культуры уже дожились до анекдота. Волочаевский Дом культуры не может оплатить счета за свет. По крайней мере, такая прошла информация. А сколько Домов культуры в аварийном состоянии? В некоторые даже людей пускать опасно. Денег ни на что нет.
Напомню про долги. Это позор! Мы идем к полному банкротству. Поэтому голосовать за такой бюджет нельзя, - резюмировал свое выступление Владимир Фишман.
Картину развала и деградации области дополнил в своей речи депутат-коммунист Сергей Тонких.
- Мы обанкротили последнее государственное предприятие в области - это молокозавод. Теперь, по-видимому, цель заключается в окончательном банкротстве области. По всем прогнозам через три года мы придем к такому размеру государственного долга, который составит сумму в половину бюджета ЕАО. Через пять лет область окажется банкротом. Поэтому за такой бюджет голосовать, я считаю, преступно! - заявил Сергей Тонких.
Проблему пополнения бюджета, по мысли руководителя фракции КПРФ Владимира Фишмана, нельзя отделять от проводимого федеральной властью политического курса.
- Когда вы, Анатолий Федорович [Тихомиров, председатель Заксобрания ЕАО. - Ред.], периодически задаете вопрос: где взять деньги, то я хочу вам ответить: деньги брать надо у себя, со своей головы. Вы для того тут и сидите и получаете бешенные зарплаты, чтобы думать о том, как развивать область. А вы ничего сделать не можете, киваете на Москву. Но ведь именно вы вместе со всей своей единороссией агитировали за Путиных, Медведевых, которые нас до этого довели. Позор вам! - завершил свою речь Владимир Фишман.
Выступления депутатов-коммунистов оказались гласом вопиющего в пустыне. Причем остальные парламентарии как страусы зарыли головы в песок. Молчали не только депутаты от «Единой России». Ни одного слова не проронили и представители т.н. «оппозиции» - либерал-демократы и единственный справедливоросс. Безмолвствовали также и члены правительства области. Тишина стояла гробовая. По-видимому, сказать было уже нечего. Все аргументы исчерпаны. На этом фоне политически расквасившемуся большинству оставалось только собрать последние силы и автоматически поднять руки, проголосовать «за». Против были только коммунисты.
Заседание 18 ноября продемонстрировало непреодолимую пропасть между властью и настоящей принципиальной оппозицией в лице КПРФ. Практически ни по одному серьезному законопроекту коммунисты и единороссы не сошлись во мнениях. Так, например, фракция КПРФ отказалась поддерживать внесенный губернатором проект закона, предусматривающий приостановление компенсационных выплат собственникам лейкозного скота. При нынешнем положении в сельском хозяйстве мера крайне непопулярная и вредная. Поэтому коммунисты проголосовали против этого закона, вышедшего из недр аппарата губернатора. Кроме того, депутаты фракции КПРФ не посчитали возможным поддерживать бюджет фонда медицинского страхования.
Из вопросов мелких, но болезненных для оппозиции следует отметить пересмотр закона о равном доступе для политических партий к эфирному времени на местных телеканалах. Удивительно и то, что вместе с «Единой Россией» законодательные изменения поддержали и представители ЛДПР. Трудно сказать, чем руководствовались депутаты-жириновцы, голосуя за политически невыгодное решение. Отныне КПРФ, как и другие парламентские партии, будет получать 10 минут эфирного времени на телеканале СТС-Биробиджан не ежемесячно, как прежде, а ежеквартально. При этом, конечно же, с экранов не будут сходить давно поднадоевшие физиономии местных единороссов. Вероятно, смысл равного доступа «Единой Россией» понимается весьма своеобразно.
На примере последнего внеочередного заседания Законодательного собрания удалось еще раз убедиться, что правящее большинство пребывает накануне политического банкротства. Это, кстати, я почерпнул и из общения председателя Законодательного собрания Анатолия Тихомирова с прессой. В ходе беседы с журналистами он демонстративно избегал моих вопросов. Отворачивался, делал вид, что не замечает. По-видимому, сказать, действительно, нечего. Аргументы исчерпаны.
Владимир Сахаровский,
«Голос Биробиджана», № 46, 20 ноября 2013 г.