Виктор Ишаев. Фото пресс-службы губернатора Сахалинской области
Виктор Ишаев. Фото пресс-службы губернатора Сахалинской области
Итак, все-таки мост.
 
Как сообщили СМИ, «Разработчики технико-экономического обоснования перехода Сахалин - материк определились с конструктивным решением. Предложенный окончательный вариант -двунаправленный железнодорожный мост с уклонной двойной тягой.
 
Как сообщила министр инвестиций и внешних связей Сахалинской области Екатерина Котова, ТЭО разработано институтом экономики развития транспорта по заказу министерства транспорта РФ. Общий объем экономических исследований изложен в 16 томах по 200 страниц в каждом. Законченный труд сейчас направлен на экспертизу. По ее результатам будут сделаны выводы об экономической целесообразности возведения объекта и приняты определенные решения.
 
Напомним, в начале июня минвостокразвития России внесло в проект морской доктрины РФ до 2030 года предложение о строительстве 580-километровой железнодорожной линии от станции Селихино (Хабаровский край) до станции Ныш (Сахалинская область), элементом которой станет мостовой переход на остров Сахалин через Татарский пролив.
 
По мнению министра по развитию Дальнего Востока - полпреда президента РФ в ДФО Виктора Ишаева, ввиду важности данного проекта для Дальнего Востока и России к строительству моста на остров Сахалин необходимо приступить уже в 2016 году, обеспечив выделение финансирования на проектные работы с 2014 года»
 
Автор уже неоднократно отписывался по этой теме: со ссылкой на лучшего специалиста в области по «телодвижениям морских берегов» рассказывал, что мост не лучший вариант.
 
Но насколько велики плывуны в проливе Невельского и как удастся установить на них «быки» - об этом должны спорить исключительно спецы. Для обывателя, типа автора, важны другие вопросы.
 
Во-первых, мост экономически невыгоден? Да. Впрочем, не выгоден был и Транссиб, однако для всего Дальнего Востока он оказался центральной линией связи. И Сахалину мост абсолютно не помешает, наоборот, будет более чем полезен. Например, уж точно начнет работать невельский порт, с которым пока неизвестно что делать.
 
Во-вторых, сколько денег украдут? Да, наверное, столько же, как и всегда. Чиновники возьмут свои «откаты», работяги свои зарплаты. Тут ничего нового.
 
В-третьих, про 2016 год говорить пока не будем - строители будут переброшены на мост после завершения возведения космодрома «Восточный».
 
В-четвертых, если мост будут строить, то для нас важно сделать его не железнодорожным, а автожелезнодорожным.
 
Вот на это последнее обстоятельство надо обращать внимание!
 
Конечно, с самим проектом еще далеко не все решено. Неизвестно, будут ли деньги. Все тот же Виктор Ишаев, выступая на прошлой неделе в Госдуме в рамках «Правительственного часа», заявил, что «для того, чтобы привлечь инвестиции и начать развитие Дальнего Востока, необходимо 10,6 трлн. рублей, из которых 3,8 трлн. рублей составляют средства федерального бюджета».
 
3,8 триллиона рублей - это очень большие деньги. А кроме того, разработчики программы развития региона требуют снять налоговую нагрузку - убрать налог на прибыль, налог на землю, на недвижимость. А это опять же потери для бюджетов.
 
Но Ишаев был категоричен: «Если убрать деньги из программы, то это тоже будет программа, но передачи Дальнего Востока Китаю. А я на такую программу не работаю».
 
То есть идет борьба и борьба серьезнейшая.
 
Однако вот на что хотелось бы обратить внимание. Какие эмоции вызывает тот же уникальный для Дальнего Востока проект соединения Сахалина с материком?
 
А никаких!
 
А уникальный проект строительства космодрома?
 
А в целом госпрограмма развития Дальнего Востока?
 
Десятка два человек поспорят между собой, и все…
 
И, мне кажется, это достаточно тревожный синдром. Большие проекты сами по себе, общество - само по себе.
 
С одной стороны, вроде так и нужно - каждый занимается своим делом: чиновники принимают решения, проектировщики проектируют, строители строят….
 
Но Россия, на мой взгляд, всегда была страной «большого проекта», в который так или иначе было включено большинство членов общества. Такие «большие проекты» могут быть и локальными, регионального характера. Такой «большой проект» был, например, у Фархутдинова - шельф, вокруг него крутилось все и дало определенные результаты.
 
У нынешней власти есть много интересных проектов и хороших программ. Но, как это уже было сказано, создается впечатление, что они существуют сами по себе, а общество - само по себе. И это уже начинает создавать проблемы.
 
С. Морозов,
ИА Sakh.com, 17.06.13
http://www.sakhalin.info/weekly/84499/