А. Соколов - мэр Хабаровска |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
В распоряжении издания «Общая Газета.РУ» оказался документ, который можно квалифицировать как своего рода «черный список» мэров. Документ якобы представляет собой письмо замглавы Администрации Президента Генпрокурору РФ Юрию Чайке, в котором содержится список «глав органов местного самоуправления, о деятельности которых имели место публикации негативного характера в российских средствах массовой информации». «Список сокращен и согласован с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах», - говорится в письме.
К письму прилагается перечень, включающий в себя 35 фамилий глав администраций городов – по 7 в каждом федеральном округе. В частности, в нем фигурируют мэры Архангельска, Рязани, Тольятти, Волгограда, Снежинска, Томска, Владивостока – большинство из них уже находится под следствием, а кто-то проводит время в ожидании суда в СИЗО.
Кроме того, в перечне называются главы администраций Мурманска, Ставрополя, Екатеринбурга, Новосибирска, и ряда других крупных городов.
Наше издание попыталось провести собственно расследование и понять может ли подобный документ родиться в недрах президентской администрации. Корреспондент издания «Общая Газета.РУ» связался с экспертами, попросив их ответить на вопрос, являются ли последние уголовные дела против мэров и их окружения политическим заказом и имеет ли место быть «черный список» глав городских администраций.
Мэр Архангельска Александр Донской: «Сейчас мэры городов – самое слабое звено в политической системе России. Губернаторы с федеральными чиновниками имеют возможность влиять на правоохранительные структуры, прокуратуру, ФСБ и это всячески используется для захвата власти на местах. Мэры стали объектом рейдерских атак со стороны федеральных чиновников и олигархов. Не секрет, что многие губернаторы и чиновники лоббируют личные интересы и им удобно «поставить на место» мэра. Я не вижу другого объяснения уголовным делам, кроме как бизнес-интересы и попытка захватить власть в крупных развивающихся городах, получив доступ к ресурсам».
Замдиректора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский: «На мой взгляд, ситуация имеет объективные причины, так как идет борьба вокруг перспектив реформы местного самоуправления. Политическое обострение этой борьбы произошло в ноябре прошлого года, когда в Госдуму был внесен, а затем отозван законопроект о назначаемости мэров. В Администрации Президента существуют разные позиции по этому вопросу, и нельзя сказать, что имеет место консолидированная позиция Кремля. Есть сторонники предоставления больших полномочий местному самоуправлению, а есть и лоббисты позиции встраивания мэров в вертикаль власти. Активность правоохранительных органов – это одно из проявлений этой дискуссии, этой борьбы. В каждом случае есть и своя специфика, связанная с конфликтом внутри региональной элиты или приходом в регион новых игроков. Так, во Владивостоке действия в отношении Владимира Николаева начались после того, как стало ясно, что Владивосток получит целевую программу развития как будущая столица саммита АТЭС».
Секретарь ЦК КПРФ, депутат Государственной думы Олег Куликов: «Многие мэры, которые являются членами «Единой России», сочли, что они вне рамок закона. Давно были известны прегрешения мэров Владивостока и Волгограда. В какой-то момент критическая масса нарушений в их деятельности превысила терпение властей. В то же время, здесь есть интерес и региональных властей, которые, «сдавая» мэров, пытаются отвести удар от себя».
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: «Я думаю, что уголовные дела связаны с активами, которые контролируют мэры – речь идет о землеотводах, о жилищном строительстве. Эти сферы являются очень коррупционными. Что же касается выбора того или иного пути привлечения глав администраций к ответственности – в этом вопросе может играть роль политика».
Заместитель председателя партии «Яблоко», депутат Московской городской думы Сергей Митрохин: «Должностных лиц в России очень много, а криминал обнаруживается почему-то только в тонкой прослойке выборных лиц. Не без оснований в этом можно усматривать подготовку к назначаемости мэров и завершению строительства вертикали власти. Многие чиновники Администрации Президента и региональных администраций чувствуют себя недостаточно удовлетворенными и стремятся окончательно решить проблему самостоятельности мэров».
Так или иначе, редакция не берется утверждать, что тотальное уголовное преследование муниципальных чиновников, развернувшееся в последнее время, является следствием некоего политического заказа, борьбы за экономически привлекательные регионы либо целенаправленной политики государства по подавлению мэров. Выводы каждый может сделать сам.
"Общая газета.Ру", 24.05.07
------------------------------------
«Черный список» мэров
Похоже, российская пресса приобретает все большее влияние. По нашим сведениям, на основе публикаций в СМИ о деятельности местных чиновников руководство страны на федеральном уровне составило список глав российских городов. Речь идет о деятельности тех, о ком в прессе наиболее часто появлялись негативные статьи.
Разумеется, о любом мэре любого города сегодня пишут не только хорошее. Как правило, их обвиняют в подстраивании под себя местного бизнеса, связях с криминалом, протекционизме, злоупотреблении служебным положением. У кого-то этого «добра» меньше, у кого-то – больше…
По нашим сведениям, еще в конце ноября 2006 г. Ген¬прокуратуре РФ предложено обратить внимание на наиболее часто упоминаемых персон и «принять по ним меры». Приведем полностью этот «черный список» мэров, а наши читатели сами определят, насколько он соответствует реальному положению дел.
В Северо-Западном федеральном округе (ФО) в список попали мэры: Мурманска – М. Савченко (в марте заведено уголовное дело на его двоюродного брата), Вологды – А. Якуничев, Пскова – М. Хоронен, Архангельска – А. Донской (заведено три дела) и Череповца – М. Ставровский (28 ноября досрочно ушел в отставку).
В Центральном ФО в «черный список» попали мэры: Рязани – Ф. Провоторов (в мае заведены два дела), Тулы – В. Могильников (ожидается досрочная отставка), Орла – А. Касьянов (член КПРФ, избиравшийся мэром в марте 2006 г. против воли «Единой России»), Щербинки – С. Дубинин и Клина – А. Постригань.
В Приволжском ФО это мэр Самары В. Тархов (он и избрался-то мэром в октябре 2006 г., а уже через месяц его включили в «черный список»!), Ульяновска – С. Ермаков (в январе осужден помощник мэра), Толь¬ятти – Н. Уткин (арестован в мае), Ижевска – В. Балакин (в декабре заведено дело на подчиненных), Набережных Челнов – И. Халиков.
На Юге России угодили в «черный список» мэр Волгограда Е. Ищенко (пытался опротестовать обвинения в свой адрес, но неудачно), Ставрополя – Д. Кузьмин (во главе с ним «Справедливая Россия» успешно разгромила «Единую» в марте 2007-го), Майкопа – Н. Пивоваров и Новочеркасска – А. Волков.
В Уральском ФО под угрозой оказались мэр Екатеринбурга А. Чернецкий (в мае возобновлено дело, проведены обыски), Кургана – А. Ельчанинов, Сургута – А. Сидоров (в январе заведено дело на подчиненных) и Стерлитамака – С. Ахметов.
В Сибирском ФО в «черный список» попали мэры: Новосибирска – В. Городецкий, Том¬ска – А. Макаров (арестован в декабре), Иркутска – В. Якубовский, Абакана – Н. Булакин, Междуреченска – С. Щербаков.
Наконец, на Дальнем Востоке в списке числятся мэры: Владивостока – В. Николаев (арестован в феврале), Хабаровска – А. Соколов, Магадана – В. Печеный, Благовещенска – А. Мигуля (дело возбуждено в апреле) и Усть-Камчатска – Б. Невзоров.
"Аргументы недели", 24.05.07.