Ерофей Головчак в день принятия воинской присяги. Фото из семейного альбома |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
В газету «Приамурские ведомости» обратились ветераны завода «Дальдизель», которых задело выступление мэра. Оказывается, он не упомянул, что город уже преодолевал названный демографический рубеж. Было это в 1987 году, когда в семье Василия и Ольги Головчак, работавших на «Дальдизеле», родился первенец, который стал 600-тысячным жителем Хабаровска.
Фотография с мэром
От остановки «Депо-2», что в Северном округе, по заснеженному тротуару спускаюсь
в одноименный микрорайон, который застраивался заводом ОБД - объемно-блочного домостроения. На торце серой высотки читаю: ул. Тихоокеанская, д. 174-а. Открываю дверь подъезда, поднимаюсь по ступенькам - и вот она, квартира семьи Головчак. Василий Юрьевич и Ольга Васильевна дома, Ерофей на работе, его сестра Ирина собирается на занятия: она учится в Дальневосточном государственном гуманитарном университете.
Четверть века назад Ольга работала в отделе главного энергетика. Василий - в отделе надежности оборудования, специалисты которого выезжали на судостроительные и судоремонтные заводы страны для выполнения пуско-наладочных и ремонтных работ на выпускаемых «Дальдизелем» двигателях. Оба пришли на старейшее в Хабаровске предприятие, получив среднее специальное образование. Ему предоставили койку в мужском общежитии, ей - в женском.
Когда познакомились ближе и стали доверять друг другу, выяснилось, что судьбы их родителей схожи. С Украины на Дальний Восток они приехали не по своей воле. В село Кизи Ульчского района семья Головчак, в село Найхин Нанайского района семья Верхоляз были сосланы как политически неблагонадежные. Работали на лесозаготовках, голодали и замерзали, но все преодолели. Построили дома, обзавелись хозяйством, вырастили детей. Не озлобились, не потянулись к рюмочке, жили постоянным трудом и верой в лучшее.
После свадьбы Василию и Ольге выделили комнату в общежитии. Их первенец появился на свет 22 декабря 1987 года в родильном доме на улице Истомина. Это был День энергетика, с чем коллеги не преминули поздравить Ольгу. Но когда позвали в кабинет главврача, она сообразила, что вряд ли разговор пойдет о профессиональном празднике, и напугалась. Неужели с маленьким что-то не так?.. Вообще-то он порадовал родителей и медиков: вес - 3300 граммов, рост - 57 сантиметров. Тогда от главного врача родильного дома Ольга в первый раз узнала, что сын стал 600-тысячным жителем Хабаровска. Не обошлось без намека: если папаша с мамашей новорожденного назовут Ерофеем, то завод и город гарантируют им квартиру в новом доме в микрорайоне Депо-2.
- Вот мэр с нами на регистрации Ерофея, - показывает фотографию Ольга Васильевна, где представители дирекции и общественных организаций «Дальдизеля» рядом с Александром Панченко, возглавлявшим исполнительный комитет городского совета.
Завод «Дальэнергомаш», выпускавший и детские коляски, презентовал 600-тысячному жителю эксклюзивную коляску, выделявшуюся от других цветом и отделкой. Еще семье подарили палас, дефицитный в то время товар. Он оказался как нельзя кстати: в двухкомнатной квартире, которую получила семья по распоряжению мэра, было холодновато. Впрочем, как и в других квартирах только что введенного в эксплуатацию дома. К счастью, Ерофей избежал простудных заболеваний, и когда ему стукнуло полтора года, мама возвратилась к работе, а сын отправился в ясельную группу детского сада, построенного напротив дома.
Микрорайон Депо-2 прирастал соцкультбытом, рядом с детсадом поднялось школьное здание. Сюда, в 7-ю гимназию, пошел Ерофей Головчак, которого учителя называли, как правило, по имени. В компании пацанов торжествовала иная лексика: Сергей был Серым, Ерофей - Ерым. Разумеется, Василий и Ольга приводили сына на привокзальную площадь Хабаровска, показывали памятник Ерофею Хабарову, объясняли, что в честь его, первооткрывателя амурских земель, они дали своему мальчику звучное имя.
К бабушке на каникулы
Ерофей подрастал, появилась на свет Ирина, которая на шесть лет младше брата, но семья Головчак пребывала в смятении и печали: умирал их завод, основанный при царе, ставший символом промышленного развития Хабаровска в советскую эпоху.
- К нам приезжали представители Николаева, других центров судостроения, чтобы дождаться, когда будут собраны и отгружены двигатели. И вдруг эти двигатели, которые я устанавливал на судах, строившихся и ремонтируемых, оказались не нужны. Как и сам «Дальдизель», как пять тысяч его работников, - с болью рассказывает Василий Юрьевич.
Шеф-монтажник с завидным стажем, он соглашался на любую работу, поскольку надо было кормить жену и детей. Почти одновременно с «Дальдизелем» прекратили существование заводы им. С.М. Кирова и А.М. Горького, швейная и мебельная фабрики, стройтресты №35 и №36: тысячи инженеров и рабочих оказались невостребованными. Хабаровск, с момента своего рождения в 1858 года прираставший населением, стал его терять, как это было в пору гражданской войны и иностранной интервенции. Вот почему спустя четверть века после рождения 600-тысячного жителя город с нетерпением ждет его снова. Жаль, что власть предержащие не осмеливаются говорить о печальных последствиях либеральных новаций.
- Когда мы остались без работы, от голода семью спасли наши родители. Из Найхина и Кизи мы везли картошку, мясо, рыбу, - не скрывает Ольга Васильевна. - Да и сына с дочкой на летние каникулы отправлялись к ним…
Ерофей, учившийся в физико-математическом классе 7-й гимназии, поступил в Тихоокеанский государственный университет. Но осилив четыре курса, решил оставить учебу и пойти в армию. Служил в Комсомольске-на-Амуре в воинской части, которая дислоцируется на территории авиационного завода. Замечаний от командования не имел, как и конфликтов с сослуживцами. Может, это имя Ерофей по-своему выправило начало жизненного пути 600-тысячного хабаровчанина, ведь его тезка, запечатленный в камне у железнодорожного вокзала, предпочитал поступать вопреки?..
Отслужив, Ерофей вернулся в родной город. Без участия родных устроился на работу в частную компанию, которая занимается системами вентиляции и кондиционирования. В конце декабря ему исполнилось 25 лет. Ходит в холостяках, не курит и не пьет. Он скромный парень, без машины и без квартиры, и вряд ли родители купят ему это. Ольга Васильевна на пенсии, Василий Юрьевич работает в речном порту механиком.
- Когда еще был «Дальдизель» и туда приехали японцы, направили их к нам домой. Видно, посчитали: семья известная, пусть принимает гостей, - замечает Ольга Васильевна.
Тогда Ерофей ходил в детский сад. С тех пор не вспоминали ни о нем, 600-тысячном жителе Хабаровска, ни о его родителях. Может, пригласить их на какое-нибудь торжественное мероприятие городского масштаба? Я думаю, их встретят аплодисментами…
Михаил Карпач
«Приамурские ведомости», 04.02.13
.