Минвостокразвития. Фото: wikimedia.org/Andshel |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Власти обсуждают возможность радикально решить проблему неэффективности самого молодого ведомства - Министерства развития Дальнего Востока. Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в правительстве, вопрос был поднят после того, как Минвостокразвития представило проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».
Как выяснилось в ходе совещаний у первого вице-премьера Игоря Шувалова, документ, являющийся, по сути, основным для работы ведомства, не был согласован ни с одним из ключевых министерств. Так, предложения Минвостокразвития, которое возглавляет по совместительству полпред президента на Дальнем Востоке Виктор Ишаев, стали новостью для Минфина и Минэкономразвития. Объем запрашиваемый ассигнований - более 5,7 трлн рублей - значительно превышал возможности казны. Кроме того, были нарушены утвержденная методология разработки ФЦП (федеральных целевых программ) и программно-целевого подхода, предложения напрямую противоречили Бюджетному кодексу. Принцип включения объектов в программу также остался неясен правительству, аргументированно объяснить его Минвостокразвития не смогло.
- Такое ощущение, что проект писали школьники, - возмущается федеральный чиновник, знакомый с ситуацией. Документ был возвращен в Минвостокразвития с формулировкой «для доработки».
В результате под угрозой срыва оказалось поручение президента Владимира Путина о подготовке госпрограммы развития Дальнего Востока в I квартале 2013 года.
По итогам совещаний Игорь Шувалов направил главе государства докладную записку, рассказывает источник «Известий» в правительстве. Вице-премьер считает, что работа над проектом показала неспособность Минвостокразвития подготовить сколько-нибудь качественный документ. При формировании госпрограммы предлагается сосредоточиться на развитии транспортной и энергетической инфраструктуры, здравоохранения, образования и жилого фонда.
- Но финансирование этих мероприятий необходимо увязать с предложениями отраслевых министерств и ведомств, в том числе с их бюджетами. В записке Шувалова говорится, что в связи с очевидной неэффективностью системы управления развитием региона целесообразно рассмотреть вопрос о повышения роли таких институтов, как Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Фактически такая позиция - это постановка вопроса о самом существовании Минвостокразвития, - рассказывает источник в правительстве.
Представитель секретариата Игоря Шувалова отказался комментировать существование докладной записки и не стал обсуждать возможное предложение о расформировании Минвостокразвития, подчеркнув, что такое решение может быть принято только президентом.
Вопрос о целесообразности существования Минвостокразвития ставился еще до его создания в мае прошлого года. Сторонники отдельного ведомства полагали, что его создание позволит повысить управляемость процессом и эффективностью расходования средств в рамках дальневосточной программы. Их оппоненты, среди которых был и Игорь Шувалов, высказывались за повышение инвестиционной привлекательности территории с помощью госкорпорации. Это более эффективный механизм - подконтрольная государству компания успешнее справится с созданием инфраструктуры и привлечением частных инвесторов. Чиновникам сложнее договариваться с бизнесом, полагали оппоненты идеи создания Минвостокразвития.
Профильный Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона был создан еще до появления Минвостокразвития - в ноябре 2011 года. Его основная цель - способствовать реализации крупных инвестиционных проектов. На первом этапе ВЭБ внес в уставный капитал корпорации 500 млн рублей. Предполагалось, что к 2015 году ВЭБ выдаст компаниям под проекты общей стоимостью 350 млрд рублей до 70 млрд рублей кредитов. В 2012 году речь шла о докапитализации фонда на сумму 15 млрд рублей, в конце прошлого года Владимир Путин заявил, что уставный капитал фонда должен быть увеличен до 100 млрд рублей. Вопрос докапитализации сейчас активно прорабатывается, говорит источник в правительстве. Симптоматично, что в конце января фонд получил нового руководителя - гендиректором компании стал бывший глава «Уралкалия» Павел Грачев. Осенью на заседании президиума Госсовета Владимир Путин жестко раскритиковал работу Виктора Ишаева и его ведомства.
Очевидно, что в случае ликвидации Минвостокразвития свое влияние потеряет и Виктор Ишаев. Для налаживания эффективной работы здесь нужен профессиональный, «горящий идеей руководитель», одновременно обладающий политическим весом, а таких не слишком много, говорит собеседник «Известий» в правительстве. В качестве примеров он называет нынешнего министра обороны Сергея Шойгу, вице-премьера Игоря Шувалова, главу Сбербанка Германа Грефа и президента Татарстана Рустама Минниханова. Стоит отметить, что Сергей Шойгу был активным сторонником идеи создания госкорпорации по развитию Дальнего Востока в начале 2012 года, его прочили в руководители этой структуры. Эти люди зарекомендовали себя как предельно эффективные управленцы, но для перехода на новый фронт работы, конечно, потребуется их личное желание, отмечает собеседник «Известий».
Связаться с Виктором Ишаевым, офис которого расположен в Хабаровске, вчера не удалось, его заместитель в Москве Иван Благодырь находится в отпуске. В Минэкономразвития, Минэнерго и Минтрансе оперативно ответить на запросы «Известий» не смогли. В Минпромторге «Известиям» сообщили, что плотно взаимодействовали с Минвостокразвития на всех этапах подготовки госпрограммы, но от дальнейших комментариев отказались.
Министерство ничем особым себя не проявило, чиновники так и не сформулировали принципы строительства жизнеспособных и экономически эффективных проектов на Дальнем Востоке, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. Впрочем, действующие госкорпорации пока тоже оказываются не слишком эффективными, добавляет эксперт. В случае расформирования Минвостокразвития Виктор Ишаев может уйти в тень, покинув политическую арену, предполагает он. Впрочем, сейчас есть и другой вариант: Ишаев покинет правительство в результате «политического размена» - ему, например, может быть предложено кресло главы наиболее экономически развитого региона Дальнего Востока - Хабаровского края, предполагает эксперт. Полномочия же действующего губернатора Вячеслава Шпорта, находящегося в натянутых отношениях с Виктором Ишаевым, истекают уже весной.
Сергей Исполатов, Маргарита Казанцева
«Известия», 01.03.13