Когда речь шла о выборе даты проведения саммита АТЭС во Владивостоке, руководитель Приморского управления гидрометслужбы Борис Кубай предупреждал, что саммит нужно проводить в 20-х числах сентября, когда заканчивается сезон выхода тайфунов на Приморье.
Не послушали, и в результате имели лужи в здании аэропорта и в гостевых апартаментах на острове Русском. А лазерное шоу замутил проливной дождь.
Природа работает циклами, и предыдущие 7-8 лет Приморье отдыхало от тайфунов, но в 2012 году как раз начался очередной активный цикл, что и наблюдалось 30-31 августа в лице тайфуна «Болавен».
Прогнозировать тайфуны, выходящие на Японское море, крайне сложно. Они там начинают, что называется, «петли вить и круги нарезать», иногда несколько суток, решая, куда повернуть: на Приморье или на Сахалин. А тут еще незадача случилась: ученые в Хабаровске, которые выдают на своем суперкомпьютере прогнозы на весь Дальний Восток, не смогли вовремя получить исходную информацию для прогноза этого тайфуна.
Дело в том, что эту информацию ученые берут с сайта американского центра данных, который принимает ее со всех видов наблюдения за климатом планеты: спутников, всевозможных наземных станций, морских судов, буев… Вся эта информация анализируется, оцифровывается и выкладывается на сайт для общего пользования, поскольку получена на деньги американских налогоплательщиков. В случае с тайфуном «Болавен» выложили поздновато… И на том спасибо, ибо наша российская система наблюдений хиреет год от года.
Из 42 станций, проводивших измерения на побережье Японского моря в предыдущие годы, осталось только 18. Одну из них саммит не обошел вниманием...
САММИТ СТРАШНЕЕ БЕЛЫХ И КРАСНЫХ
Первый пункт наблюдения за температурой воздуха, воды и ветром на побережье Японского моря был создан российскими моряками на берегу бухты Золотой Рог в 1860 году – сразу же, как только они бросили якорь. И с тех пор он не мешал здесь ни японцам, ни белым, ни красным, ни Сталину, ни Ельцину… А вот проведению саммита помешал.
5 июня 2011 года его оттуда убрали, а наблюдения стали вести на временном пристанище в 200 метрах от прежнего. Через год демонтировали и его. И в период с 5 августа по 31 октября 2012 года, впервые за весь, более чем столетний период, наблюдения в бухте Золотой Рог не проводились вообще. К 1 ноября 2012 года строители, согласно договору, сдали вновь отстроенный пункт наблюдения, расположив его на этот раз опять на новом месте – на территории строящейся гостиницы.
Сотрудники гидрометслужбы зашли туда и, что называется «прослезились». В новой блочной будке нет ни воды, ни света. Через порог перекинут электрошнур от времянки, к которому подключены и импортным датчики уровня, работающие в режиме он-лайн по системе оповещения о цунами. Но и это еще полбеды, главная головная боль – как была установлена рейка измерения уровня, по которой и маркируются уровень на этих самых импортных датчиках.
Эти современные дорогостоящие приборы установили всего три года назад. Помогла беда. После того как в Индийском океане в декабре 2004 года цунами унесло более 200 тысяч жизней, наше правительство сообразило, что «петух клюнул».
Начали срочно создавать систему оповещения цунами на побережье дальневосточных морей в рамках МЧС. Дело в том, что предсказать цунами нельзя, поскольку оно – следствие подводных землетрясений, которые пока никто в мире предсказать не может.
Зато когда землетрясение произошло, то можно мгновенно рассчитать, куда пойдет гигантская масса воды, именуемая цунами, и направить об этом предупреждение. Вот для этого создана система оповещения. А для отслеживания самой волны цунами на прибрежных станциях дальневосточных морей Росгидромета, включая и Владивосток, сотрудники гидрометслужбы поставили 18 датчиков непрерывного измерения уровня. Вся система хорошо сработала во время прохождения цунами у побережья Японии.
Приборы дорогие, но очень нужные, по ним, кроме цунами, можно измерять rолебания уровня моря, измерять величины нагонов и сгонов вод, высоту приливов и отливов. Но для этого нужно делать дополнительные наблюдения по специальной рейке. Ее установка требует водолазных и высокого уровня геодезических работ, что стоит немалых денег. Строители деньги вложили, но эту рейку и трап-спуск к ней расположили так, что измерять уровень теперь можно только с Золотого моста. К тому же еще и проход к этому трапу заварили леером!
В довершение весь подход к зданию завален строительным мусором, пробираться сквозь который можно только по перекинутой через ров фанеру. Каково это зимой после 8 вечера?
В таких условиях за символическую плату наблюдения возобновлены, поскольку вся суть их – в непрерывности, а перенос места наблюдений – ЧП.
КРАСНЫЕ ВАНТЫ ЗАКУДРЯВИЛИСЬ
Глядя на эту, мягко выражаясь, небрежность, задаешь вопрос: слышали ли бывшие менеджеры-саммитяне хотя бы что-нибудь о гидрометеорологическом обеспечении гидротехнических сооружений, каковыми являются мосты Русский и Золотой во Владивостоке? Из того, что удалось почерпнуть в Интернете, строители Золотого моста, похоже, в курсе. Во всяком случае, заложенная ими гарантийная скорость ветра в 48 м/cек имеет отношение к реальным наблюдениям.
Благодаря длительному ряду наблюдений известно, что на берегу бухты Золотой Рог наблюдались ветры со скоростями 34 м/сек. А ученые расчитали, что раз в 50 лет ветер может достигать 43 м/сек. На высоте он, как правило, выше.
Высота пилонов Золотого моста — 226,25 м. При этом расположен он в бухте Золотой Рог – тихом месте, чего не скажешь о месте расположения Русского моста, у которого и пилоны намного выше – 324 м. Но какие там заложены критерии ветра и температуры, обнаружить не удалось. Судя по наблюдениям расположенной на сопке метеостанции, ветер может быть под 50 м/сек.
Вся эта тема заинтересовала меня после сообщения, что оболочка нескольких вант Русского моста слегка закудрявилась. Заинтересовала не в смысле истерики, что мост рухнет, а в качестве небольшого экскурса в погодные и климатические характеристики под мостами.
Во-первых, по аналогии с электрошнуром сразу возник вопрос: оболочка вант стала длиннее или металлический стержень короче? Мостовики сказали, что длиннее стала оболочка из-за перепада температур.
Без труда нашла на сайте Примпогоды эти перепады температур, которые действительно были немалые: в период между 30 января и 2 февраля температура воздуха менялась от +1,2 0С днем до минус 13,3 0С ночью. Колебания значительные, но не катастрофические, если иметь в виду исторический минимум.
А он, как известно, наблюдался во Владивостоке 10 января в 1931 году и составил минус 31,4 0С. При том, что 4 января того же, 1931 года, была оттепель (+1,8 0С). Таким образом, в 1931 году за 5 дней перепад температур составил 33,2 градуса. В феврале температура вообще может повышаться до +8,6 0С и опускаться ниже минус 25 0С. Есть, над чем поразмыслить.
Заметим, что ветры во время февральской оттепели, деформировавшей оболочки вант, не превышали 10-15 м/сек. А какие они могут быть зимой под Русским мостом – одному Богу известно, т.к. российские моряки, не зная о саммите, не озаботились открыть здесь еще один пункт наблюдения.
В Интернете можно найти основные причины деформации вант: «Во-первых, угол наклона вант. Он должен быть не меньше 300, иначе могут возникнуть большие усилия в балке и провисание тросов. Во-вторых, высокая гибкость и малая уязвимость перед ветровыми нагрузками. В-третьих, возможность сильного колебания вант. Если эти колебания накладываются на колебания от нагрузки, может произойти явление резонанса и, как следствие, обрыв вант.
Поэтому железнодорожные вантовые мосты практически не строятся. Для уменьшения колебаний предусматриваются демпфирующие устройства различного типа. Последними двумя проблемами занимается молодая наука – аэродинамика мостов. При проектировании обязательным является испытание модели моста в аэродинамической трубе».
А Русский мост, с моей точки зрения, как раз и висит в месте, которое очень напоминает природную аэродинамическую трубу. Это самое узкое место между двумя заливами, с огромными зимними вертикальными перепадами температур «вода-воздух», а значит, и высокой турбулентностью и ветровым кручением. Словом, идеальное место для испытания.
Если вам случалась проходить во Владивостоке в узком месте между домом-высоткой и сопкой, то вы без труда поймете, о чем речь.
И еще позволю сделать одно собственное предположение насчет того, почему ванты Русского моста провисли, а на Золотом – нет. Не является ли причиной провисания исключительно красных вант слабая отражательная способность красного цвета, из-за которой они перегрелись, когда подпалило февральское солнышко? И не «заволнуются» ли следом за ними синие ванты, у которых тоже слабая отражательная способность? Не подвел ли тут патриотизм в виде раскраса вант Русского моста в цвета российского флага?
Зато белым вантам Золотого моста это нипочем, хотя он и с «подогревом» благодаря сливу горячих вод с ТЭЦ-2 в бухту Золотой Рог. Кстати, мостостроители это учли?
Что касаемо того, с чего начали, т.е. перспектив получения информации для прогнозов не с американского сайта, а с российского, то тут, похоже, перспектив мало. Не исключено, что проводящаяся в последние годы модернизации наблюдательной сети Росгидромета в рамках программы гидрометеорологической безопасности России скорее всего зависнет. По причине того, что деньги теперь будут пилить на создании системы безопаснолсти россии от метеоритов.
Надежда Алисимчик,
«Арсеньевские вести», №8, 20.02.13