«МК в Хабаровске» стало известно, почему такое странное название у сухогруза «Амурская» и к какому типу судов оно относится. Кроме того, спорным моментом стало право перевозки навалом руды. Судно, переделанное под транспортировку штучного товара, вдруг принимает на борт сыпучий груз, да еще с большой влажностью.
Напомним, из порта Киран Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края сухогруз вышел 28 октября в штормовую погоду, при ветре порывами до 17-20 м/сек, волнении на море - 3 м, в дождь. Затем сработал аварийный радиобуй. В Охотск судно не прибыло. На связь больше не выходило. Никаких его следов до сих пор обнаружить не удалось.
Оказывается, сухогруз «Амурская - это шаланда «Амурская». В конце 2007-го шаланда «Амурская» была выставлена на продажу Транспортно-судоходной компанией Калининграда. В 2009 - 2010-м годах принадлежала ООО «Архипелаг», которое специализировалось на перевозках морским грузовым транспортом. Несколько лет подряд компания выигрывала тендеры на поставку различных грузов геологам в Корякию. Потом судовладельцем шаланды, по нашей информации, стал ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт».
Шаланда «Амурская» - это не в обычном понимании (фр. chaland) - небольшая баржа для погрузки и разгрузки крупнотоннажных судов на рейде. Это саморазгружающаяся грунтоотвозная шаланда, предназначенная для транспортировки грунта, извлекаемого со дна водоема земснарядами. При выполнении дноуглубительных работ грунтоотвозная шаланда швартовалась к земснаряду, который производил погрузку на нее извлеченной грунтовой массы с целью дальнейшей доставки на специально отведенную подводную свалку. Грунтовозная шаланда «Амурская» - самоходная.
Несколько лет назад, шаланда «Амурская» была в составе Технического флота Петропавловска-Камчатского. Ее использовали для перевозки обводненного грунта. Затем в 1999 - 2001- гг. в Калининграде шаланда была переоборудована для транспортировки генеральных грузов. И как утверждают специалисты, «совершала довольно дальние рейсы по маршруту Петропавловск-Камчатский - Тиличики Олюторского района Камчатского края, даже зимой в суровых погодных условиях».
Заметим, шаланда была переделана и теперь уже не могла возить без особой подготовки бестарные массовые (сыпучие) грузы. Ее специализацией стали (англ. general cargo) - штучный груз, товар (продукция), которая перевозится в упаковке (ящики, мешки, бочки, биг-беги, контейнеры, тюки, пакеты и другие виды упаковки груза).
Как известно, грузы навалом требуют особой подготовки судна к предстоящей перевозке.
На основании Карты технологического режима безопасности морской перевозки навалом, максимально допустимая транспортабельная влажность для руды - около 10%. Грузоотправитель обязан контролировать влажность в процессе погрузки. Кроме того, грузоотправитель обязан выдать сертификат на каждый вид груза с указанием максимально допустимой транспортабельной и фактической влажности. Концентрат с влажностью, превышающей максимально допустимую, к погрузке на судно не принимается! Но кто контролировал все это? Ведь в тот день, 28 октября, шел дождь!
Шаланда «Амурская», имея дедвейт (грузоподъемность) всего 611 тонн, по данным Дальневосточной транспортной прокуратуры «была загружена золотосодержащей рудой в количестве 700 тонн». Получается, что около 100 тонн на судне были лишние? И не только лишние, но еще и мокрые.
Судовой агент шаланды «Амурская» - гендиректор ООО «Морпорт» Евгений Селезнев на вопрос «МК в Хабаровске» о перегрузе, напомним, ответил, что «возможно какой-то перегруз и был, но надо все точно выяснять».
В связи с исчезновением в Охотском море в районе Шантарских островов шаланды «Амурская» Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проводится проверка.
Константин Пронякин, Ирина Харитонова,
«МК в Хабаровске», 31.10.12