28 октября 2012 года после выхода из порта Киран Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края пропал сухогруз «Амурская», который перевозил золоторудное сырье в Охотск. Всего на борту, по данным ДВТП было «700 тонн руды». Однако месяц назад, 22 сентября, все в том же районе побережья Охотского моря при выходе из порта Киран перевернулась баржа с золотосодержащей рудой в 3,7 тысяч (!) тонн. Человеческих жертв тогда не было, и правоохранительные органы почему-то не стали расследовать это ЧП. По крайней мере, мы о тех результатах ничего не слышали. От утонувшего золота все открестились. Между тем, баржу эту прибило к Шантарским островам. И вот, снова, в районе Кирана пропал на этот раз уже сухогруз. Причем владельцы и арендаторы этих судов, похоже, одни и те же лица.

 

Сухогруз «Амурская» уже попадал в неприятности - 5 июня 2012 г. он сел на мель в районе реки Кухтуй (Охотск). Фото: Игорь Савицкий, Охотск.  Все права на изображение защищены. Копирование запрещено.
Сухогруз «Амурская» уже попадал в неприятности - 5 июня 2012 г. он сел на мель в районе реки Кухтуй (Охотск). Фото: Игорь Савицкий, Охотск. Все права на изображение защищены. Копирование запрещено.


Сухогруз «Амурская». Фото: Игорь Савицкий, Охотск. Все права на изображение защищены. Копирование запрещено.
Сухогруз «Амурская». Фото: Игорь Савицкий, Охотск. Все права на изображение защищены. Копирование запрещено.

 

Киранский груз

 

Редакции «МК в Хабаровске» стало известно, что сухогруз «Амурская» - сообщением портпункт Киран - порт Охотск, шел с перегрузом, предположительно, в сто тонн. Именно это судно вторые сутки ищут в акватории Охотского моря. До сих пор спасатели не нашли никаких следов. На борту находилось предположительно 9 членов экипажа. Их судьба не известна тоже.

 

Генеральный директор ООО «Морпорт» Евгений Селезнев - арендонаниматель (судовой агент) сухогруза «Амурская» в телефонном разговоре подтвердил, что именно с таким названием (женского рода) судно с грузом пропало утром 28 октября после выхода из порта Киран Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края.

 

Тот самый судовладелец шаланды «Амурская» - гендиректор ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» Александр Шильцин.
Тот самый судовладелец шаланды «Амурская» - гендиректор ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» Александр Шильцин.

Кроме того, он пояснил, что сухогруз «Амурская» имеет порт приписки Николаевск-на-Амуре, его судовладелец - ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт», где гендиректором Александр Шильцин.

 

Что касается груза, перевозимого теплоходом, то Евгений Селезнев затруднился сообщить, кому он принадлежит, так как все договоры оформлял судовладелец - ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт». По его словам, судно работало на одну из дочерних компаний  - российской горнорудной компании «Полиметалл».

 

Представитель ОАО «Полиметалл» в Хабаровске - Валерий Почекунин - начальник центра по связям с общественностью по Хабаровскому краю ОАО «Полиметалл» заявил, сухогруз «Амурская» был действительно задействован в технической операции по транспортировке руды с золоторудных месторождении Авлаякан и Киранкан в Охотск для переработки на Хаканджинской золотоизвлекательной фабрике (ЗИФ).

 

- Что с сухогрузом, мы не знаем, - говорит Валерий Почекунин. - Всю информацию контролирует диспетчер ОАО «Охотская горно-геологическая компания» (ОГГК).

 

Как сообщили в Дальневосточной транспортной прокуратуре «сухогруз «Амурская» был загружен золотосодержащей рудой в количестве 700 тонн». Как стало известно «МК в Хабаровске», сухогруз «Амурская» имеет дедвейт (грузоподъемность) всего 611 тонн. Получается, что около 100 тонн на судне были лишние?

 

Судовой агент сухогруза «Амурская» - гендиректор ООО «Морпорт» Евгений Селезнев на этот вопрос ответил, что «возможно какой-то перегруз и был, но надо все точно выяснять».

 

В связи с исчезновением в Охотском море в районе Шантарских островов сухогруза «Амурская» Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой проводится проверка.

 

Призраки Охотского моря

 

Как нам стало известно, еще недавно, в Охотском море золото возили на баржах-призраках и без документов.

 

Так, 22 сентября 2012 года на побережье Охотского моря при выходе из порта Киран перевернулась баржа «СБ-14» с рудой с высоким содержанием золота (18,5 г/т). Всего на барже могло быть около 3,7 тыс.т руды. Баржа с большим перегрузом шла до судна, которое стояло на рейде, чтобы далее транспортировать золотой груз в Охотск, однако попала под высокую волну и перевернулась. Выясняется, что баржа «СБ-14» - призрак, и в Охотском море их две.

 

В дирекции ОАО «Амур-Порт» (Комсомольск-на-Амуре) косвенно подтвердили факт опрокидывания баржи. По их информации, капитан судна «Амурского пароходства» был свидетелем инцидента в Охотском море с баржей. Баржу с перегрузом толкал морской буксир «Булат», который из-за поломки застопорил ход. Попав под высокую волну баржу с золотым грузом оторвало и перевернуло. По свидетельству капитанов, баржу прибило к Шантарским островам. Буксир на одном двигателе дошел в Охотск.

 

Также в дирекции ОАО «Амур-Порт» заверили, что на самом деле баржа СБ-14 (самоходная речная баржа), которая перевернулась, и от которой все открещиваются, имеет совсем другую маркировку. Известно, что настоящая СБ-14 - самоходная баржа - трюмная и оснащена двигателем, ее грузоподъемность всего 500 т. и она не нуждается в буксире. Эта же баржа «СБ-14», которая задействована на перегрузе золотой руды - на самом деле имеет настоящую маркировку МБ-2517 (металлическая бункерная), ее грузоподъемность до 2500 т.

 

«Бункерная баржа с двойным дном и двойными бортами, оборудованная устройством для вождения методом толкания была угнана в прошлом году у настоящих владельцев - Комсомольского речного порта - ОАО «Амур-Порт». Ни одна из таких барж не имеет права по документам выходит из Амурского лимана и работать в море», - заявили в ОАО «Амур-Порте».

 

И.о. капитана порта Охотск В.Я. Клешнин ранее сообщал, что на баржу СБ-14 при оформлении прихода в порт не предоставлялись документы. Из объяснений капитанов буксиров МБ «Булат» и МБ «Сахалиннефть» следовало, что баржа СБ-14, груженая рудой, была взята на буксир в пункте Киран, и доставлена в порт Охотск по распоряжению руководителя ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» Александра Шильцина. Собственник баржи до сих пор не установлен.

 

«Вызывает подозрение и тот факт, что название «СБ-14» на борту баржи нанесено свежей краской, и, по-видимому, недавно. Другой факт, вызывающий сомнение - наименование данной баржи и наличие у причала порта Охотск еще одной баржи под таким же номером «СБ-14», но уже с документами о собственнике и РМРС», - писал и.о. капитана порта Охотск В.Я. Клешнин.

 

Настоящая баржа СБ-14
Настоящая баржа СБ-14


Баржа-призрак СБ-14, на которой возили золото в Охотск, имеет настоящую маркировку МБ-2517
Баржа-призрак СБ-14, на которой возили золото в Охотск, имеет настоящую маркировку МБ-2517


Та самая баржа - МБ-2517, перекрашенная под «СБ-14», перевернулась в Охотском море
Та самая баржа - МБ-2517, перекрашенная под «СБ-14», перевернулась в Охотском море

 

Теперь понятно, почему и от баржи и от груза все открестились, а сам инцидент в Охотском море тогда замалчивался...

 

Сколько это стоит?

 

Известно, что оборот золоторудных месторождении в порте Киран на уровне 30-50 тыс.т в год. Если учесть, что на барже в руде содержания золота было около 18,5 г/т, то общий объем золота мог составить под 66 кг. И стоимость груза, который утонул в Охотском море на барже может достигать почти 100 млн рублей. Добавьте к этому еще недавний случай с пропавшей рудой сухогруза «Амурская», где золота может быть под 12,6 кг. (еще почти 22 млн рублей).

 

Только вот у человеческой жизни нет цены и ее не измерить никаким золотом. Почему же до сих пор никто не остановит судовладельцев-нарушителей, которые пренебрегая правилами, гробят людей? Почему надо было ждать очередного ЧП, чтобы начать проверку соблюдения требований законодательства о безопасности мореплавания?

 

Справка «МК в Хабаровске»

 

Сухогруз «Амурская» - 1973 г. постройки на верфях Японии. В 1999 - 2001 г. судно было переоборудовано для транспортировки генеральных грузов. Ему присвоен класс регистра: КМ ЛУ3 I.

 

Согласно Российского морского регистра, сухогруз «Амурская» относится к I классу, то есть, этому судну разрешается плавание в открытых морях с удалением от места убежища до 200 миль и с допустимым расстоянием между местами убежищ до 400 миль, а также для плавания в закрытых морях. Согласно положению о сроках навигации для флота Дальневосточного бассейна, в Северном побережье Охотского моря местами убежища считаются бухты: Нагаево, Шестакова, Беринга, губа Еринейская, залив Малкаганский и река Кухтуй.

 

Кроме того, у него имеется категория ледового усиления - ЛУ3 - это неарктическая категория, распространяются на суда предназначенные для плавания в замерзающих неарктических морях с толщиной мелкобитого льда до 0,7 м.

 

Список членов экипажа:

 

- Владимир Кучеров, 58 лет, капитан

- Олег Федотов, 33 года, старший помощник капитана

- Владимир Тюкавкин, 61 год, старший механик

- Александр Мартыненко, 49 лет, 3-й механик

- Александр Стукалов, 52 года, боцман

- Павел Холоша, 40 лет, матрос

- Алексей Куприянов, 50 лет, моторист

- Эльвира Ильченко, 41 год, повар

 

Остались на берегу:

 

- Андрей Себеньков, 39 лет, 2-й помощник капитана

- Валерий Марасанов, 38 лет, 2-й механик

- Михаил Хохлов, 26 лет, матрос

 

Открыт телефон «горячей линии»: 8 (42135) 2-24-84. По этому номеру можно уточнить фамилии экипажа сухогруза «Амурская», а также узнать информацию о ходе поисковых работ.

 

Детали

 

Сухогруз «Амурская» (Amurskaya)

(IMO: 7313614, MMSI: 273459820)

Позывной: UGNL

 

- место и год постройки: 1973 г., Япония

- в 1999 - 2001 гг. судно переоборудовано для транспортировки генеральных грузов

- назначение: транспортировка генеральных грузов

- класс регистра: КМ ЛУ3 I

- район плавания: 1-й ограниченный, с ограничением по высоте волны 3%-ой обеспеченности 6,0 м

- длина наибольшая: 59.34 м

- длина по КВЛ: 55.0 м

- ширина по КВЛ: 10.0 м

- высота борта: 4,30 м

- надводный борт: летний 549 мм., зимний 599 мм.

- ср. осадка (mах): летн. 3,751 м, зимн. 3,701 м

- водоизмещение: 1674.5 т

- вместимость р.т. чистая 249 р.т. / полная 830 р. т.

- дедвейт: 611 т.

- экипаж: 18 человек

- кол-во трюмов: 3

- расположение и объем трюмов по судну:

- трюм №1 74-82 шп., 131 м3

- трюм №2 52-74 шп., объем 310 м3.

- размеры люков LхВ 9000x5000 мм.

- трюм №3 30-52 шп„ объем 310 м3

- размеры люков LхВ 9000x5000 мм.

- высота комингсов груз, трюмов = 1800 мм.

- грузовое оборудование: 1 кран типа КЭ3214, грузоподъемность: 6,5 тонны, при вылете стрелы от 2-х до 6 м, и 3,2 тонны, при вылете от 2-х до 14 м. Кран установлен на верхней палубе в р-не 51-53 шп. и смещен на 1 м. на левый борт.

- мощность ГД: 2x221 кВт или 2 х 300 л.с.

- скорость: 8 узлов.

 

Константин Пронякин, Ирина Харитонова,

«Московский комсомолец в Хабаровске», 29.10.12

http://hab.mk.ru/article/2012/10/29/767364-zolotoy-peregruz.html

.