В понедельник, 6 августа, прошло заседание краевой комиссии по предотвращению ЧС правительства Хабаровского края. В заседании КЧС через видеоконференцсвязь принимали участие представители администрации города, межведомственной рабочей группы, которая была создана краевой КЧС и работала на КНПЗ с 1 августа, а также технический директор нефтезавода В.И. Линев.

 

КНПЗ. Фото Юлии Волковой
КНПЗ. Фото Юлии Волковой

 

Представители государственных контролирующих органов говорили о том, и с этим согласился технический директор КНПЗ, что при эксплуатации установки замедленного коксования на некоторых технологических циклах использовалась непроектная схема. Это и могло привести к выбросу веществ, вызывавших на протяжении трех недель неприятных запах в Комсомольске-на-Амуре. Предположительно, эти вещества - меркаптаны.

 

Пока речь идет именно о предположениях, так как, по словам участников заседания, технологических возможностей у лабораторий края и КНПЗ для точного выявления этих веществ и определения их концентрации в воздухе нет.

 

По словам господина Линева, на заводе приняты исчерпывающие меры по снижению выбросов этих веществ, хотя запах, пусть и не такой сильный, как раньше, остается. Завод будет и дальше ужесточать мероприятия по контролю над работой установки и лабораторным контролем атмосферного воздуха. Сейчас завод усиленно ведет работу и консультируется с проектировщиками установки. Те отклонения, которые были допущены в работе УЗК, по словам технического директора, носили объективный характер.

 

Ольга Щербакова,

«Наш город», 07.08.12

http://www.komcity.ru/news/?id=13500

------------

 

Установка замедленного коксования КНПЗ. Фото Олега Фролова
Установка замедленного коксования КНПЗ. Фото Олега Фролова

Комсомольский нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ) не намерен прекращать пусконаладочные работы на установке замедленного коксования (УЗК), названной экспертами «одним из возможных источников загрязнения атмосферы индустриального центра Приамурья». Губернатор Хабаровского края, завершая минувшую рабочую неделю в городе Юности, лично выяснял ситуацию и на предприятии, и в окрестных микрорайонах.

 

УСТАНОВКА НА СЧЕТ УСТАНОВКИ

 

Решение краевой КЧС от 30 июля о приостановке оборудования КНПЗ оказалось в итоге лишь «документом рекомендательного характера». На самые острые вопросы комсомольчан ответа со стороны компании не звучало вплоть до приезда Вячеслава Шпорта. Прокуратура и суд также пока не спешат пресекать деятельность ОАО «Роснефть - НПЗ». У правоохранительных органов недостаточно фактов. Действительно, попытка впервые провести объективные исследования городского воздуха срывается по причине полного отсутствия в городе современных анализаторов.

 

Зато власти всех уровней вдруг озадачились тревожными вопросами. Один ли КНПЗ на территории многоликой промышленной кузницы бьет по самочувствию людей? Взвесь красноватого оттенка, периодически нависающая в окрестностях «Амурметалла», как довели намедни до сведения губернатора комсомольчане, также не дает покоя обитателям близлежащих микрорайонов. Только ли зловонный H2S, объявленный в начале июля «ядом для города», является причиной ухудшения здоровья населения?

 

Почему химические исследования проб воздуха, доставленных от ограды КНПЗ в сертифицированную лабораторию Хабаровска, не выявили превышения ПДК по сероводороду? Неужели искомый элемент, как предполагают некоторые сотрудники краевых надзорных органов, улетучился при доставке спецконтейнера из «зоны вредного влияния КНПЗ»?

 

Почему начальник управления Роспотребадзора по Хабаровскому краю Владимир Отт лишь в начале августа по сути разоблачил «передовой мониторинг» экологии Комсомольска-на-Амуре, проинформировав власть и СМИ о недостаточном контроле за воздухом: «К сожалению, мы рассматриваем пробы только по 11 показателям. А по проектной документации их 56…». Именно это признание в минувшие выходные вновь породило в мировой сети шквальный упрек общественности: «Почему «РН-КНПЗ» вкладывая под тихое одобрение мэрии колоссальные средства в коммерческие проекты и PR, не удосужилась купить и задействовать сертифицированный современный анализатор»?

 

- Сегодня нет смысла закрывать УЗК, - подытожил Вячеслав Шпорт закрытое совещание в Комсомольске. - Если отключить установку прямо сейчас, мы просто не сможем изучить происхождение вредных выбросов. Нужно собрать полную информацию по всем параметрам работы технологических цепочек УЗК. Какой именно газ одолевает комсомольчан - достоверно неизвестно.

 

Как сообщили постфактум делового визита на КНПЗ первые лица правительства Хабаровского края, губернатор намерен поставить точку в дурно пахнущем деле как можно быстрее. Для этого придется, возможно, корректировать сам проект УЗК. Именно на этом предложении акцентирует внимание прессы и аппарат региональных управленцев, которых вместе с приглашенными по особому списку журналистами вкусно накормили в хорошо вентилируемом зале заводской столовой. Уже за обедом стала известна четкая позиция Вячеслава Шпорта: «Даже если этот газ не вреден, надо найти способ выбрасывать его за пределы города».

 

Авторы проекта установки из США и Украины, как информировали участники экстренного вневедомственного заседания на КНПЗ, уже посвящены в эти планы. Только разработчики в очередной раз могут напомнить производителям бензина о геологических особенностях местоположения Комсомольска-на-Амуре, окруженного по большей части его периметра горными хребтами, образующими своеобразный котел с непредсказуемой «розой ветров» над заводскими трубами и факелами.

 

ЗАЗЕРКАЛЬЕ «СЕРОВОДОРОДНОЙ ПЯТНИЦЫ»

 

В поисках большей объективности информации о происхождении вредных выбросов, наш корреспондент поинтересовался мнением работников, непосредственно строивших УЗК. Выяснилось, что большинство компетентных специалистов, участвовавших в этом процессе, в прошлом году вдруг резко уволилось с Комсомольского «нефтяника» и трудоустроилось в газодобывающей компании на Сахалине.

 

С экс-начальником установки Виталием Козыревым и его бывшим замом Игорем Самойловым связаться не удалось, но, судя по комментариям их подчиненных, эти грамотные, опытные инженеры покинули КНПЗ еще в прошлом году вовсе не из-за того, что американский работодатель предложил им зарплату на порядок выше. По словам немолодых представителей заводской строительной фирмы, такую «грязную технологию» и «необоснованную экономию», как при монтаже УЗК, они применяли на территории нефтяника впервые.

 

Дешевые насосы, якобы, китайского производства вместо дорогостоящих западноевропейских или рекомендуемых белорусских аналогов сразу вызывали сомнение у инженеров, изучавших аналогичное оборудование за Уралом. Недоумение вызывали и технологические трубы, на которых вместо одного сварного шва наблюдалось сразу несколько продольных «спаек». Именно эти «косяки», удешевляющие американско-украинский проект, по мнению команды строителей УЗК, могли стать причиной непредусмотренных выбросов.

 

Безусловно, прежний ритм монтажа установки нарушил и поспешный уход с завода грамотных кадров ИТР, которых руководство КНПЗ наспех заменило на кадры с меньшим опытом. А как быть? В начале июля нынешний персонал установки не скрывал того, что новый начальник УЗК Максим Ященко как раз в канун «газовых атак» мог распорядится увеличить мощности переработки сырья...

 

Однако специалисты тут же опровергли версию о том, что ПДК по вредным веществам стали следствием коксования некачественного сырья. Установка, по убеждению работников нефтяника, перерабатывает только предусмотренный инструкцией гудрон. Однако технологическая грязь от УЗК после введения ее в режимную эксплуатацию, как прогнозируют инженеры, проходившие обучение на аналогичном оборудовании в Ангарске, еще более увеличится при выемке кокса из установки. На Ангарском заводе обучающиеся комсомольчане привыкли к тому, что после отработки очередного цикла коксования приходится отмываться от гари и долго отплёвывать техногенную взвесь.

 

КОНЕЦ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ДЛЯ КНПЗ?

 

Уже 3 августа, когда газетная публикация «Я спросил у облака...» распространилась по мировой сети, интернет-сообщество бурно и неоднозначно отреагировало на журналистское расследование. Сотни комментаторов разделились на два непримиримых лагеря. В первую очередь, кстати, отреагировали на статью защитники интересов акционеров «РН-КНПЗ», откорректировав обобщение репортера в части «предстоящего банкротства».

 

«Чего врать-то! Банкрот не КНПЗ, как заявил журналист, а КНЗРС (Комсомольскнефтезаводремстрой) - главный подрядчик строительства УЗК и газохранилища».

 

«Эта статья стала самой первой острой публикацией в СМИ по данной проблеме. Возможно, банкротство внутреннего предприятия действительно связано с качеством строительства указанных объектов вследствие отмывания денег? В России - это самое распространённое экономическое преступление... Но так ли это?»

 

«Всегда узнаю под любым изощренным псевдонимом типа Жоры Казарянца почерк Комсомольского журналюги Ковалева. Только этот тип может в официальной прессе так прямо об.…ать власть и бизнес».

 

«…По поводу «якобы» отклонений от проекта и «неправильных трубах» - обращайтесь в Ростехнадзор!!! Он выдал заключение о соответствии проекту».

 

«Не так важны цифры, как обнародование самого факта. А те, кто считает, что этот ужасный аромат не вреден, скорее всего, имеет прямое отношение к этой газовой атаке. Спасибо изданию, которое первым откликнулось на SOS».

 

«А где ссылки журналиста на достоверные источники?»

 

«Какие достоверные источники! Мы, жители Комсомольска, уже месяц бьемся, что бы нас хотя бы услышали! Впервые за две минувших пятилетки на КНПЗ нагрянула полноценная межведомственная комиссия. Все что написал ваш репортер – даже чересчур мягко! Что на самом деле творится - просто страшно...»

 

«Прошел месяц потрав. Так и  не нашли виновника, периодически травящего Ленинский округ. Запах тухлых яиц, кстати, как утверждает журналист, это не то. Чем и кто нас травит - неизвестно. Центральные телеканалы упорно молчат. Не из-за того ли, что у них контракт на долгосрочную рекламу компании?»

 

НЕ ОДНИМ ДНЕМ

 

Маршрут рабочей поездки Вячеслава Шпорта в Комсомольск не случайно пролегал через жилмассив, именуемый «6-го участок». Именно отсюда с начала июля поступает наибольшее количество тревожных сообщений. Губернатор внимательно выслушал претензии комсомольчанок Светланы Коваленко, Ирины Мачихи, Елены Власенко, Веры Фалалеевой и многих других об ухудшающихся условиях жизни микрорайона.

 

- Школу закрыли в связи с резким подушевым финансированием, чистого воздуха лишили в ходе замедленного коксования, - информировали Вячеслава Ивановича жительницы «6-го участка», - Ни медпункта, ни центра досуга. Один магазин на 1 200 человек - и все! Осталось нас здесь на отшибе потравить. Мы по 13-14 раз в сутки неотложку сюда с начала июля вызываем. Как спасать 200 детей, проживающих в микрорайоне?

 

Зато представители компании, почитаемой от Москвы до самых до окраин, продолжают настаивать: «Установка построена точно по проектной документации, нарушений технологии нет». Сопровождавший губернатора и.о. гендиректора КНПЗ Александр Истамгулов обратил внимание губернатора и на чистый воздух у здания заводского управления. Ветер в этот день, действительно, относил выбросы УЗК в противоположную сторону. Но комсомольчане, как напомнил Вячеслав Шпорт, живут не одним днем.

 

Юрий Ковалев

«Приамурские ведомости», 08.08.12

.