АЛРОСА в ближайшие годы не намерена форсированно развивать железорудный проект «Тимир». В 2012 году «поддерживающие» инвестиции в этот актив не превысят 1 миллиарда рублей. По неочевидным даже для экспертов отрасли причинам, успешно закончившая 2011 год горнодобывающая компания фактически замораживает реализацию одного из главных мега-проектов «Схемы-2020».
Этим шагом руководство алмазной компании ставит под угрозу срыва большинство других пунктов стратегического плана развития Якутии. Таким образом, бюджет республики в ближайшие годы может недосчитаться десятков миллиардов в виде налогов, одновременно не будут созданы тысячи новых рабочих мест.
АЛРОСА экономит на Якутии
Агентство экономической информации «Прайм» опубликовало в конце прошлой недели сообщение, которое осталось почти незамеченным. Между тем обнародованная информация имеет важнейшее значение для социально-экономического развития Якутии и ее граждан на ближайшие десятилетие.
ОАО АК «АЛРОСА» в ближайшие три года не планирует крупных инвестиций в разработку железорудного проекта «Тимир». Об этом заявил финансовый директор алмазодобывающей компании Игорь Куличик. «Говорить о больших инвестициях в «Тимир» в ближайшие три года не приходится. Проект очень объемный, но длительный», - заявил Куличик. В настоящее время, по его словам, «происходит только разработка документации, уточнение геологии и построение финансовой модели проекта». В 2012 году инвестиции в развитие этого актива составят около 1 млрд рублей. Напомним, АЛРОСА выиграла конкурс на право освоения месторождений еще до кризиса, в начале 2008 года, заплатив за них почти 5,4 млрд рублей.
На газ потянуло
Через несколько дней заканчивается пятый месяц 2012 года, а сделка еще не завершена. Эйфория по поводу освоения якутских руд быстро развеялась. Вместо того чтобы активно инвестировать в железорудный проект в Южной Якутии, руководство алмазной компании решило вкладывать миллиарды рублей в непрофильные нефтегазовые активы за пределами республики.
В конце марта этого года приобрела у банка ВТБ ЗАО «Геотрансгаз» ООО «Уренгойская газовая компания» (УГК). Сумма сделки составила более 30 млрд рублей (1 млрд долларов)! Более того, по сообщениям газеты «Ведомости», руководство АЛРОСА намерено за один только год инвестировать в развитие этих предприятий, базирующихся в Ямало-Ненецком автономном округе и Тюменской области, еще 5,6 млрд рублей!
Но почему это делается за счет Якутии? Бюджетообразующая для целого субъекта компания вкладывает тридцать пять миллиардов в нефтегаз Западной Сибири, и всего лишь миллиард – в якутский «Тимир». Кто может объяснить, зачем инвестировать бешеные деньги (по сути государственные, ведь АЛРОСА на 90% принадлежит государству, прим. «НВ») в дорогостоящий непрофильный бизнес, в котором мало что понимаешь, в чужом регионе – вместо того, чтобы добывать руду у себя, в Якутии?
Даже неспециалисту ясно (а уж тем более Федорову и Ко), что специфика добычи различных твердых полезных ископаемых и обогащения руд в целом мало отличается: используется похожая техника, технологии, а инженерно-технические и рядовые работники могут с равным успехом работать и на добыче алмазов и на добыче железной руды. Но добыча газа или нефти - это совершенно другие технологии, и успех новичкам никем не гарантирован. И такая стратегия имеет мало общего со стратегией диверсификации, провозглашенной руководством алмазной компании. Это, скорее, распыление огромных финансовых средств.
«Купи-продай»
Авантюрность планов Федора Андреева напоминает «нефтегазовые увлечения» одного из его предшественников на посту президента АЛРОСА, Александра Ничипорука. Последний тоже то покупал, то продавал нефтегазовые компании безо всякого «выхлопа», но с гарантированными скандалами в прессе. Тем более что история с приобретением ЗАО «Геотрансгаз» и ООО «Уренгойская газовая компания» уходит корнями как раз в эти годы.
При Ничипоруке эти активы впервые были приобретены АЛРОСА в 2005–2006 годах за 440 млн долл. у банка Morgan Stanley - в рамках решения правления АК «АЛРОСА» о диверсификации деятельности. Но затем грянул кризис. В рамках антикризисных мероприятий в 2009 году было принято решение о продаже газовых активов по цене, «равной сумме понесенных к моменту продажи затрат» - 620 млн долл. Сегодня АЛРОСА купила эти же компании за сумму в 1 млрд 37 млн долларов. За три года ВТБ сделал неплохой «гешефт» - 417 млн долларов.
В мае те же «Ведомости» сообщили, в настоящее время АЛРОСА ведет переговоры… по продаже 25% только что приобретенных газовых активов госкомпании «Зарубежнефть». «Представители алмазодобывающей компании полагают, что дополнительные капзатраты повысят привлекательность газовых активов». При этом «успех сделки гарантировать нельзя». Что мы имеем в результате? Возвращение в старые добрые 90-ые, когда все забыли о производстве, и занимались нехитрым бизнесом «купи подешевле – продай подороже»?
К аналогичным выводам приходит автор статьи в «Российской газете» под названием «Туманный менеджмент алмазной компании», опубликованной в федеральном издании в апреле этого года. «Сомнительные сделки с использованием оффшорных компаний вызывают массу вопросов», говорится в статье: «2011 год АК «АЛРОСА» закончила, имея громадные долги - на сумму 92,923 млрд рублей. Теперь к этим 93 млрд рублей добавились почти 30 млрд рублей новых долгов». По сути, компания «купила одни и те же ржавые активы дважды», утверждает автор «Российской газеты» - официального СМИ Правительства РФ!
Действия руководства АЛРОСА расходятся с заявлениями ее президента Федора Андреева. Так, в интервью «Ведомостям» в марте прошлого года он заявил: «Если бы я начинал с чистого листа, то фокусировался бы только на алмазодобыче. В свое время был создан миф о диверсификации: даешь ее — и хоть ты сдохни!». И что мы видим – покупка дорогостоящего непрофильного актива в чужом регионе.
Почему «Тимир» не нужен?
Сегодня ситуацию с нежеланием АЛРОСА вкладываться в якутский «Тимир» осложняет то, что сделка по продаже 51% акций ГМК «Тимир» компании «Евраз» все еще не завершена.
«Евразу», полагаем, не без помощи АЛРОСА также удалось выторговать для себя более мягкие лицензионные условия по срокам реализации проекта. Предполагается, в ближайшие 8-10 лет реализация проекта ограничится добычей железной руды и транспортировкой ее до металлургических предприятий «Евраза». И только после 2020 года партнеры должны будут приступить к строительству металлургического комбината в Якутии. Изменение условий лицензионного соглашения уже выходит за временные рамки, обозначенные в «Схеме-2020» в разделе «Комплексное развитие Южной Якутии». С учетом необъяснимых задержек с началом активного освоения и сокращением финансирования железорудного проекта его перспективы становятся еще более туманными.
Хуже всего, что заявления высших руководителей АЛРОСА свидетельствуют о том, что они вообще не хотят заниматься «Тимиром». Так, вице-президент Игорь Куличик летом прошлого года заявил, «безусловно, было бы интереснее выйти из проекта полностью, отдав все 100%».
«Тимир» ударит по всем
«Схема-2020» при всей ее гармоничности и глубине проработки имеет слабые места. Многие из мега-проектов, запланированных к реализации, взаимно увязаны. Торможение или замораживание одних может привести к задержкам или вовсе к приостановке реализации других. Здесь все взаимосвязано. Этот, так сказать, «мультипликативный эффект наоборот» представляет серьезную угрозу для выполнения стратегических планов развития экономики и промышленности Якутии на ближайшие 10-20 лет.
Не будет АЛРОСА добывать руду на ГМК «Тимир» и строить металлургический комбинат, значит, отпадает необходимость строительства Канкуской ГЭС, а также не будут востребованы угли Нерюнгри и Эльги для металлургического завода. Не будет построена ГЭС, не хватит энергетических мощностей для другого мега-проекта - Эльконского уранового месторождения. А это означает, как мы сказали в начале нашего материала, десятки миллиардов недополученных налогов в бюджет, тысячи не созданных новых рабочих мест, миллиарды уже потраченных впустую государственных средств на проектирование и ТЭО.
Хуже всего из перечисленных перспектив, что не будут задействованы тысячи и десятки тысяч квалифицированных работников. Из самой АЛРОСА в результате снижения объемов добычи неизбежно придется сокращать численность трудовых коллективов. Аналогичная ситуация в Нерюнгри. Там сотни и тысячи рабочих рук, не дождавшись работы после сокращения уезжают. А кого будут набирать на работу потом, когда рабочие руки, наконец, понадобятся? Гастарбайтеров вместо своих?
Вот к чему может привести желание топ-руководителя рискнуть десятками миллиардов, вкладываясь в непрофильные бизнесы за пределами республики.
Андреев финансирует Навального?
К такому выводу можно прийти, изучив факты, обнародованные на ряде интернет-сайтов. Так, популярное издание «Newsru.com» спонсором скандально известного блогера, идеолога протестных движений в Москве Алексея Навального является управляющий партнер Alcantara Asset Management Сергей Гречишкин. Штаб-квартира фирмы находится в Лондоне, на Нью Кавендиш-стрит, 65. С ним у нынешнего президента АК «АЛРОСА» Федора Андреева - давние партнерские отношения и свыше 20 совместных крупных проектов. Фирма Гречишкина является партнером АК «АЛРОСА» в области инвестиционного консалтинга, и получает за свои услуги серьезные деньги.
В статье «Алмазные бароны» на сайте Скандалы.ру, кроме всего прочего, сообщается, что глава АК «АЛРОСА» Андреев является «давним, проверенным временем, кризисами, другом и единомышленником» Гречишкина. Таким образом выходит, что президент фактически государственной компании поддерживает человека, который выступает против государства и его руководства – Владимира Путина и Дмитрия Медведева. Вкупе с фактическим отказом АЛРОСА заниматься реализацией одного из важнейших элементов «Схемы-2020» (также утвержденной Путиным) проекта «Тимир», действия Федора Андреева напоминают саботаж, или корыстный умысел. Ведь в непрофессионализме такого матерого финансиста и управленца вряд ли можно заподозрить.
***
Накануне стало известно, что 21 мая на совещании с руководителями структурных подразделений АК «АЛРОСА» президент компании Федор Андреев сообщил присутствующим, что за последнее время цены на алмазное сырье на рынке снизились на 2%. По мнению президента АЛРОСА такое поведение рынка опасно для компании, что «появляется неотложная надобность в срочной продаже части нефтегазовых активов, недавно приобретенных АК «АЛРОСА». Соответствующим службам компании дано указание искать инвесторов на данные активы». Это лишний раз подтверждает наличие сумбура, поспешности и непоследовательности в принятии решений о покупке и продаже нефтегазовых месторождений.
Константин Ребров,
«Наше время», 01.06.12