Насколько хватит веры Шевякова в административный ресурс? |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Лабиринт Шевякова
— Последние двадцать три года занятия авиаклуба проводятся в частном гараже, который не позволяет вместить всех желающих конструировать и летать, — констатирует Шевяков. — Своей наружной неприглядностью гараж просто чужд авиаторскому духу, не даёт осознания в умах детей и их родителей значимости становления юноши, постигающего азы конструктора и летчика. На все прежние обращения к нашим властям помочь с помещением — в ответ или тишина, или просят деньги, или категорический отказ.
«...Желание и умение российского народа работать в технической сфере, это, в конечном счете, экономическая, научная и — самое главное — оборонная безопасность Родины».
Под этим сегодняшним напоминанием Шевякова, завершающим его официальное обращение к власти, уже поставили свои подписи более 700 комсомольчан и жителей Комсомольского района. Впрочем, «Приамурские ведомости» седьмой год периодически публикуют хронологию выживания клуба «Стриж» в одном из гаражных кооперативов на окраине краевого индустриального центра. В прошлом году наш корреспондент пытался порадовать читателей известием о победе шестидесятилетнего конструктора и детского наставника О.В.Шевякова в открытом конкурсе «СТАРТ-10», объявленном государственным «Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».
Однако даже признание на всероссийском уровне и солидный грант не подвинули муниципальных чиновников и краевых депутатов к созданию нормальных условий развития масштабного процесса. А руководству завода им. Гагарина, с которым коллектив «Стрижа» мечтал связать свою судьбу, как оказалось, пока действительно не до «детских проектов» и малых летательных аппаратов.
Только энтузиасты не намерены впадать в депрессию и складывать крылья. Команда неистребимых креативщиков под руководством Олега Шевякова продолжает рассылать по региону и стране официальные письма, знакомя со своей идеей правительственные структуры, руководство предприятий и организаций, должны быть заинтересованными в том, чтобы прививать любовь детей к моторам, крыльям и заводским станкам.
Откуда растут рабочие руки?
— Надеюсь, что и городская полиция поддержит инициативу «Стрижа», ведь молодежь надо как-то вытаскивать из ночных клубов и притонов, включать в индустриальную жизнь Комсомольска-на-Амуре, — говорит Олег Валентинович, с которым наш собкор случайно встретился намедни у порога УМВД. — Увы, все местные производственники слишком заняты крупными заказами, а городские политики — говорильней о векторах роста. Правда, и те и другие также охают по поводу острейшего дефицита рабочих рук на КнААПО и АСЗ, приглашая вместо тысяч потерянных за последние двадцать лет заводчан бригады специалистов с запада. Почему же никто из топ-менеджеров холдингов и корпораций не желает создавать простейшие условия для возрождения смолоду рабочего класса и инженеров-технарей в индустриальном центре Хабаровского края?
Никто, казалось бы, и не спорит с главным аргументом Шевякова: только участие в «коротких» производственных проектах позволит юношам и девушкам сполна испытать результаты своего труда в действии. Причем «Стриж» не навязывается заводам и государству с пустыми руками. В арсенале старейшего авиаклуба Приамурья, как демонстрирует чиновникам Олег Валентинович, есть почти все необходимое для спецподготовки классных технарей: заводские станки, комплекты деталей, узлов и агрегатов, комплектующие двухместных самолетов первоначального летного обучения, другая многочисленная винтокрылая и колесная техника.
Без содействия управленцев все перечисленное выше богатство покоится пока в двух совмещенных гаражных боксах. Между тем удостоверения, выданные юным авиаконструкторам и пилотам-любителям у ворот гаражных боксов, без участия власти и бизнеса вряд ли станут настоящей путевкой в жизнь для воспитанников полулегального клуба. Хотя Олег Валентинович с 1990 года обучает молодежь, кроме прочего, летать на мото-дельтапланах и готов приступить к подготовке пилотов для безопасного автожира-амфибии, который уже запатентован, успешно испытан, но не запущен в производство.
Суммы гранта, полученного от государства на развитие новорожденного предприятия по выпуску инновационных винтокрылых «джипов», может хватить, по подсчетам автора этих строк, лишь на покупку дополнительного гаража. Но этих денег явно не хватает для создания конвейера и продвижения уникального продукта на мировой рынок. Ведь по меркам авиастроительных компаний, аналогичные проекты еще до постановки на линию оцениваются в десятки миллионов долларов.
Впрочем, до прошлого года «Стриж» под руководством пенсионера Шевякова (с ежемесячным доходом девять тысяч рублей) вообще обходился зачастую без каких-либо инвестиций, создавая принципиально новые аппараты на голом энтузиазме. Зато местные представители системы образования, исходя из собственных «экспертных заключений», оценивали деятельность городского авиаклуба как якобы «не соответствующую современным программам Минобрнауки». А подготовка спецов для заводов, патриотическое воспитание нового поколения комсомольчан плюс настоящий прорыв в сфере малой авиации, видимо, не в счет.
Что же ответит Кадыров?
Безуспешно пытаясь наладить в родном городе и регионе серийное производство инновационных летательных аппаратов, Олег Валентинович решился в 2012 году раздвинуть границы распространения своих обоснований. Продолжая ожидать внимания и понимания на востоке России, Шевяков решил начать обращаться с предложениями об организации производства в федеральные округа на другом конце страны. В том числе написал соответствующее письмо и в аппарат Рамзана Кадырова:
«...С целью создания в республике Чечня новых рабочих мест, популяризации авиации в молодежной среде и выпуска престижной продукции, прошу вас рассмотреть возможность создания предприятия по выпуску двухместных автожиров-амфибий с вертикальным взлетом и посадкой. Готов выехать в Грозный и принять посильное участие в становлении производства, которое не потребует дорогостоящего станочного оборудования, сложных технологий, дорогих материалов, высокой квалификации рабочих и больших финансовых затрат. Себестоимость одного аппарата — менее 1,5 миллиона рублей, но при этом их рыночная стоимость намного выше. Никто в мире их серийно не производит из-за нерешенной конструктивно аэродинамической проблемы. Мы с коллегами в Комсомольске-на-Амуре эту проблему успешно решили. Построен опытный образец, проведены его опытные испытания. Конструкция автожира-амфибии с вертикальным взлетом защищена двумя соответствующими патентами. Наиболее актуально его применение в регионах с горно-лесистой местностью, множеством водоемов и отсутствием любых взлетных посадок».
— Почему бы и нет?! — восклицает конструктор Шевяков, реагируя на легкое недоумение журналиста по поводу географической отдаленности его нового адресата. — Это ведь все наша родная страна! Но даже в одном большом государстве могут быть разные руководители, с разным отношением к инициативам соотечественников. А за кордон я, как неисправимый патриот России, продавать свое изобретение пока не решился.
Между тем к продукции Шевякова под лейблом «сделано в гараже Приамурья» более внимательно, чем в России, присматриваются крупные фирмы из-за рубежа, намереваясь активизировать переговоры с комсомольским Сикорским. И итог их во многом зависит не только от патриотического ресурса самого дальневосточного конструктора Шевякова. Как бы ни упустить очередные замечательные мозги, золотые руки и уникальные проекты из страны?
Юрий Ковалев,
фото автора.
«Приамурские ведомости», 01.03.12
Людей, небезразличных к проблеме земляков и всех соотечественников, авиаклуб «Стриж» предлагает звонить по тел. (4217) 53-19-63; 8-909-864-8803, зайти на сайт: