Возглавляемый Виктором Горчаковым комитет по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморского края провел семинар с участием ведущих ученых Владивостока |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Бурное обсуждение сумело перетечь в нормальное русло в минувшую пятницу, когда возглавляемый Виктором Горчаковым комитет по экономической политике и собственности Законодательного собрания Приморского края провел семинар с участием ведущих ученых Владивостока.
Приглашая собравшихся к разговору, Виктор Горчаков отметил: «Речь идет о формировании в стране некой структуры, называемой «Восточная корпорация». Предполагается, что это позволит сконцентрировать возможности государства, частного бизнеса и инвесторов для того, чтобы экономически активизировать Сибирь и Дальний Восток, то есть огромную территорию от Красноярска до Тихого океана. Эти материалы уже стали поводом для дискуссий, хотелось бы услышать и ваше мнение».
Не комментируя экспертных мнений, мы, с помощью агентства PrimaMedia, вкратце приводим то, что сказали ведущие представители научного сообщества.
Михаил Терский, доктор экономических наук:
— В оценке проекта эксперты разделись на два лагеря. Те, кто против госкорпорации, обеспокоены тем, что региональные органы власти лишатся возможности участвовать в освоении федеральных бюджетные ресурсов. Вторая группа экспертов, к которым отношусь и я, считает, что недостатки носят временный характер. Я думаю, что при движении вперед какие-то госкорпорации отомрут, какие-то — трансформируются, появится оптимальная модель управления. То, что госкорпорация создается в Сибири, это правильно, потому что основной объем ресурсов, который будет проходить через нашу транспортную систему, это сибирские ресурсы. Меня прельщает то, что впервые объявлено о создании межрегионального проекта, какого никогда ранее не было, если не считать газо- и нефтепроводы.
Ярослав Семенихин, генеральный директор ОАО «ДНИИМФ»:
— Радует, что кто-то из власть имущих понимает необходимость сохранения Сибири и Дальнего Востока. Не радует то, что у государства нет четко продуманной стратегии развития страны. Такое понятие, как «Ост-Индская компания», о которой упоминают авторы проекта, — это старинный инструмент, в современной жизни это не лучший показатель зрелости государственного мышления. Для развития Дальнего Востока и Сибири нужен общенациональный и общепризнанный проект, подобный сталинским стройкам коммунизма, способный стать мобилизующей национальной идеей. Ощущение такое, что мы находимся в преддверии чего-то очень интересного. Но проект может вылиться в использование богатств страны в интересах отдельных людей.
Александр Абрамов, генеральный директор ДВЦЭР ДВФУ:
— Я провел консультации с экспертами и понял, что это будет ОАО и появится специальный закон об этой структуре. Это просто бизнес. Какое будет взаимоотношение власти и бизнеса, в чьих интересах создается корпорация, пока не решено.
Как известно, в зоне предполагаемого активного освоения региона есть нераспределенные месторождения. У меня такое ощущение, что именно об этих месторождениях и идет речь, что за созданием ОАО стоит крупный бизнес. Можно предположить в этой связи, что центрами возможного развития станут Красноярск, где будет развиваться металлургический кластер, и Иркутск, где может создаваться комплексный нефтегазовый и металлургический кластер, но это пока лишь гипотезы. В основном это Восточная Сибирь; Дальний Восток рассматривается лишь как транспортная зона. Но корпорация — это лишь один из институтов развития территории, среди других есть так называемый Центр стратегического развития. Считаю, что нам надо побороться за то, чтобы таким центром стал ДВФУ.
Петр Бакланов, директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН:
— Не вполне ясно, что содержит в себе предлагаемая модель «распечатывания кладовой». Если это освоение как можно большего объема природных ресурсов, то вряд ли это окажется эффективным. В России еще более возрастет сырьевая направленность экономики. В связи с этим данное предложение может быть скорректировано. Добычу природных ресурсов необходимо существенно увеличить, но с созданием глубокой переработки, не менее 50 % их добычи. На этой основе в зоне Транссиба, БАМа и на морском побережье нужно построить крупные производства по нефтегазопереработке, деревообработке, металлургии, рыбообработке, биотехнологические центры и наукоемкие предприятия с ориентацией на освоение ресурсов океана. Сеть таких предприятий от Забайкалья до Ванино и Находки может стать своеобразными точками роста экономики региона.
Виктор Ларин, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН:
— У меня настроение крайне скептическое. В этом проекте есть несколько ключевых слов, в частности «распечатывание кладовой», «Ост-Индская компания», которые характеризуют проект не с лучшей стороны. Если мы вспомним методы, которыми действовала Ост-Индская компания, то увидим, что это было чисто колониальное использование ресурсов, которые принадлежали зависимым народам. Эти слова показывают, какое место отводится Дальнему Востоку и Сибири. У меня сложилось впечатление, что это попытка группы предприимчивых людей воспользоваться ресурсом государства для того, чтобы «прихватизировать» вот эти нераспечатанные ресурсы Дальнего Востока. Для жителей региона предлагаются смешные льготы. Речь идет не о том, чтобы удержать население, а о том, что будут сюда везти рабочих на вахту, а коренное население пусть уезжает. Мы регулярно проводим опросы и знаем, что уже сегодня до 70 % населения в городах Дальнего Востока готово отсюда уехать, и такими программами людей не удержать.
Валентин Сергиенко, председатель президиума ДВО РАН:
— Сам документ и подход к его созданию абсолютно не представляют системы. Основная цель этого проекта — распечатать кладовые, а что будет потом — никого не интересует, никто не смотрит даже на 15 лет вперед. Там нет ни слова о научном сопровождении. То, что делалось в России с привлечением иностранного капитала на нашу сырьевую базу, можно увидеть на Колыме и Чукотке, где прибыль от «распечатывания» получают канадские компании. По большому счету, нужны какие-то согласованные ходы, регионы должны быть едины в том, что такая программа ничего хорошего для них не несет. Отток населения с Дальнего Востока продолжается, в год уезжает по нескольку тысяч человек, которых, похоже, намерены заместить таджиками и узбеками.
Владимир Кузнецов, директор Школы региональных и международных исследований ДВФУ:
— Обратите внимание на одну важную деталь: все наши последние мегапроекты — Олимпиада в Сочи, Универсиада в Казани, форум АТЭС во Владивостоке — это все технологии распила бюджета, по сути дела, направление бюджетных денег в нужные места. Все это происходит без всякого участия местного населения, общественности, прессы. В этом демонстрируется просто презрение к людям, которые живут на Дальнем Востоке и должны участвовать в устройстве своей жизни. Создание корпорации — это реализация частных интересов и обеспечение им доступа к природным кладовым, и не более того. Ни одна из созданных ранее госкорпораций не доказала своей эффективности. В данном случае это не подход XXI века, даже не XIX или XVIII века, а подход XVII века. Совершенно очевидно, что «Восточная корпорация» — это канализация бюджетных средств в нужном направлении, и развитие Дальнего Востока здесь ни при чем.
Виктор Белкин, директор Школы экономики и менеджмента ДВФУ:
— Это игра некой бизнес-элиты, которую мы не знаем по фамилиям, и можно только догадываться, что за персоны закинули этот пробный шар. Учитывая социально-политическую ситуацию в стране, мне кажется, что этот проект далеко не пойдет, я в это не верю. Хотя группа, которая готовила проект «Восточная корпорация», сможет что-то себе отщипнуть на какой-то части территории Восточной Сибири и Дальнего Востока.
В обсуждении принял участие и автор вызвавшей такую бурю публикации, главный редактор «Новой газеты во Владивостоке» Андрей Островский. «Не будучи экономистом, я не берусь говорить о глубине проработки данного проекта, — отметил он. — Но точно знаю, что пока подобные проекты обсуждаются нами здесь или в Москве, сотни, а то и тысячи наших земляков размышляют: не пора ли складывать чемоданы? В этой связи глубоко убежден, что подготовка подобных решений, их обсуждение должны проходить с максимальной гласностью, публичностью. Люди должны твердо знать: что их ждет завтра? Повернется ли государство лицом к жителям дальневосточных регионов, предложит ли им какие-то реальные и привлекательные льготы (в виде земли, налогов, бесплатного пролета и т. д.) или так и будет рассматривать местное население как своеобразный природный ресурс — наравне с углем, рудой, нефтью? Человек не может жить без уверенности в завтрашнем дне. А эту уверенность ему могут дать не тайные игры власти, а ясное понимание того, что его ожидает».
Все высказанные на семинаре мысли Виктор Горчаков твердо обещал донести до губернатора. На фоне произошедшей кадровой рокировки возникает вопрос: услышит ли депутата Владимир Миклушевский? И хватит ли у последнего властно-административного ресурса, чтобы довести эту позицию до Москвы?
Кузьмичев Егор,
«Новая газета во Владивостоке», №125, 01.02.12