Покровка-Жаохэ. Единственный в нашем крае международный автопереход сотрясают скандалы |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
С 1 июня с.г. переход бесцеремонно захватило ООО «РосТранс-ДВ» из Владивостока, оставив не у дел перевозчиков Хабаровска. Посыпались жалобы, проверки. Сегодня конфликт грозит вспыхнуть вновь: в краевом правительстве группа чиновников организованно «сдала» переход двум, но тоже «своим» фирмам. За красивые глаза?
Вот предыстория событий, изложенная в газете «Хабаровский экспресс» №26 от 29 июня 2011 г. под заголовком «Покровка – переход раздора».
Все последние годы переход стабильно и привычно работал в режиме нерегулярных пассажирских перевозок, т.е. набрала фирма группу туристов, оформила документы, усадила в автобус – и в Китай через Покровку. Удобно было всем: 19 хабаровских предприятий, имея статус международных перевозчиков и 64 лицензированных автобуса, возили туристов в приграничный Жаохэ.
Туры эти всегда пользовались спросом, но особенно - зимой, когда на фуюаньском направлении закрывался до весны речной пункт пропуска в Хабаровске.
Где спрос, там и рейдеры. С июня в Покровке воцарилось автомобильное предприятие «РосТранс-ДВ», которое, в отличие от хабаровских компаний заявило себя как «регулярный перевозчик». Через Минтранс России ловкие приморцы попали в реестр международных перевозчиков и утвердили себе расписание.
Это позволило им, образно говоря, оккупировать единственный у нас пункт пропуска в Китай. «Оккупанты» тут же перекроили устоявшуюся и выгодную для всех схему – исключительно в свою пользу!
Как результат, рухнули нерегулярные пассажирские перевозки из Хабаровского края, и население лишилось привычной, хорошо организованной возможности съездить в Китай через Покровку. Как монополист, «Рос-Транс-ДВ» ограничил людей в их законном праве выбора.
Тогда, после шквала протестов, руководитель УФАС по Хабаровскому краю Валентин Бодров выразил озабоченность ситуацией: «На автопереход Покровка – Жаэхэ внедрилась одна приморская компания, насколько известно, не пройдя должного согласования. Действует на рынке просто по-браконьерски. Будем разбираться!»
Министр промышленности и транспорта правительства Хабаровского края Владимир Быченко подтвердил несоответствие законодательству маршрутов ООО «РосТранс-ДВ»: «Эта компания стала монополистом и практически лишила 19 других компаний, работавших по разрешениям АСМАП, возможности работать на данном международном направлении…»
В июле редакция получила весьма едкое письмо от хабаровчанки Лёли Светловой, озаглавленное «Таможенный пункт Покровка: мы тут люди или скот?!»
«…Перед въездом на таможенную зону путь нашему (хабаровскому нерегулярному – Ред.) автобусу преградил шлагбаум. Закрытый на амбарный замок. За шлагбаумом стояла полицейская машина, где сидел майор, рядом с машиной курил целый полковник (!) полиции, а капитан снимал всё происходящее на видеокамеру. Неподалеку присел на рессоры микроавтобус, набитый омоновцами.
Затем появился следователь прокуратуры. Объявил, что шлагбаум закрыт незаконно. Пригласил руководителя группы подписать акт об этом правонарушении... Я спросила: часто тут такой дурдом? Оказалось, идут разборки, приморская компания в Покровку вцепилась, а таможенники им подыгрывают – хабаровские автобусы всячески тормозят.
Действительно, в тот день контролеры Бикинского таможенного поста пропустили в Китай всего-навсего две группы (на регулярных приморских автобусах – Ред.). Остальные - по домам! Народ возвращался в Хабаровск злой. Даже не потому, что поездка сорвалась, а потому, что обошлись с нами на пункте пропуска не по-людски.
Мы ведь платим налоги, за счет которых живут и таможенники, и полицейские, и чиновники. Китайцам свои кровные отдаем, но хоть что-то взамен получаем, как говорится, и волки сыты, и овцы целы. А на нашей, родной стороне, получается, только волки всегда сыты?..»
***
Всё это творилось летом. А что делается сейчас? Во-первых, ледовая переправа на Жаохэ открыта на месяц раньше обычного. Во-вторых, накануне в нашем Белом доме родилась весьма странная бумага. Процитируем:
«Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края выражает согласие с позицией китайской стороны по вопросу осуществления международных пассажирских перевозок уполномоченными компаниями с российской и китайской стороны… Для работы по предложенным маршрутам с российской стороны могут являться КГУП «Хабаровскводсранс», ООО «Автолидер».
Данные международные автотранспортные компании имеют собственные и арендованные автобусы… Министерство транспорта края проинформировано этими предприятиями о сформированном парке автобусов для работы в международном сообщении. Номера автобусов: У 462 МЕ 25RUS, М 330 АК 125RUS, Е 222 ЕС 125RUS, А 378 СО 27RUS, М 684 УА 27RUS, М 494 СР 27RUS, АА 992 27RUS, АВ 126 «27RUS, Х 668 МВ 27RUS.
Полагаем, что данный список автобусов будет дополнен. Информировать китайскую сторону о дополнении автобусов в дальнейшем поручено КГУП «Хабаровскводтранс» - по причине непосредственного администрирования им территории перед пунктом пропуска «Покровка» и уполномоченности китайской стороной, владельцем наплавного моста, осуществлять мониторинг проезжающих транспортных средств…»
Сочинил и подписал сию бумагу в адрес китайской стороны, насколько нам известно, первый заместитель краевого министра промышленности и транспорта Сергей Ивашкин. Что тут вызывает опасения все тех же 19 хабаровских международных перевозчиков? Нынешней зимой они боятся повторения летнего «дурдома».
«Отдельные чиновники, я считаю, грубо нарушают наши конституционные права и принципы развития малого бизнеса. Хочу обратить внимание на то, что я и мои сотрудники остаются с невостребованной дорогой техникой, с долгами по кредитам в банке и – без работы…» - писал в августе с.г. руководителю УФАС директор ООО «Конекс-Трансавто» Сергей Минин.
Итак, под дымовой завесой слов про «ответственность перевозчиков», «безопасность пассажиров» на переходе Покровка, похоже, будут «в законе» лишь «Хабаровскводтранс» и «Автолидер». Судьба остальных, не менее уважаемых, ответственных и лицензированных, но почему-то не уполномоченных г-ном Ивашкиным компаний – туманна.
«Банковать», извините – администрировать, информировать китайскую сторону, каким еще владельцам автобусов выпадет счастье возить туристов в Жаохэ, доверено исключительно «Хабаровскводтрансу».
Неужели в краевом Минтрансе не знают, что в марте с.г. это унитарное государственное предприятие прокурор края Виталий Каплунов наказал именно за «администрирование», названное самоуправством? Прокуратура установила факт, что «Хабаровскводтранс» незаконно осуществлял сбор, рассмотрение и утверждение заявок туроператоров на прохождение пункта пропуска.
«Ограничение потока туристов через пункты пропуска действующим законодательством не предусмотрено. … Утверждение графика прохода туристов, на которые в последствии ориентированы контрольные органы пункта пропуска, является самовольным … и способствует ущемлению прав юридических и физических лиц, ограниченных в возможностях пересечения пункта пропуска Покровка».
В той странной бумаге функции «не пущать» аккуратно переложены с России на КНР. Владелец наплавного моста будет мониторить номера автобусов. Понятно, какая судьба ждет перевозчиков, чьих номеров китайский транспортный контролер не обнаружит в заветном списочке от г-на Ивашкина.
Впрочем, главная интрига в нашем сюжете – кто стоит за этими двумя фирмами? кто отстаивает и лоббирует их интересы? и действительно ли имеет место военно-семейный бизнес группы чиновников?
Станислав Глухов,
«Хабаровский Экспресс», 7-14 декабря 2011, №49 (953)