До выхода в свет альбома «Художники Хабаровского края» в 2011 году никто не прогнозировал столь масштабной его популярности у творческой интеллигенции Комсомольска-на-Амуре. Издание, посвященное 70-летию региональной организации Союза художников России (СХР), оказалось на пике спроса неспроста. Ажиотаж возник  в ходе пристального его изучения богемой города юности.

 

Павел Лукич Фефилов в раздумьях...
Павел Лукич Фефилов в раздумьях...

 

Умышленный подлог?

 

...А Евгения Быкова в творческом порыве
...А Евгения Быкова в творческом порыве

Впрочем, к качеству самого альбома, вобравшего данные о творческом пути и фоторепродукции произведений 168 ваятелей Приамурья,  претензий быть не может. Книга  весом более 2 килограмм отпечатана во Владивостоке тиражом 2 000 экземпляров, каждый из которых этой осенью оказался на радость распространителям весьма востребованным, и не только муниципальными учреждениями. А скандал вспыхнул  еще до  официальной презентации печатного издания в конце сентября.  83-летний лидер местных художников и скульпторов Павел Лукич Фефилов объявил на весь край и московскому руководству СХР о дерзком присвоении его интеллектуальной собственности искусствоведом Евгенией Быковой.

 

В итоге городское правление союза художников (КОСХ) поставило  к концу этой осени на повестку дня вопрос об исключении работницы Музея изобразительных искусств  из членов организации. А заодно решило отозвать рекомендацию для вступления Быковой в ВТОО «СХР», которую, кстати, в  недавнем прошлом и выдал активной работнице Музея изобразительных искусств сам Пал Лукич. Он же – ветеран труда, корабел с 40-летним стажем работы на АСЗ, почетный член Приамурского географического общества, академик ДВ НАН, член писательской организации имени Хлебникова, обладатель губернаторской стипендии «За развитие культуры и искусства края», живописец, чье имя уже увековечила страница в Лейпцигской энциклопедии «Всемирного лексикона художников».

 

Впрочем, дело не в заслугах человека, незаслуженно вычеркнутого из списков авторов замечательной книги. И даже не в том, что в новорожденном издании творчеству комсомольчан выделена лишь шестая часть и при этом, по убеждению членов КОСХ, цинично забыты имена десятков наиболее выдающихся местных основоположников дальневосточной живописи и графики. «Допущенная Быковой самовольная компиляция биографических зарисовок без согласия автора преследуются Законом», -  таково резюме профильных экспертов и юристов, помогавших составлять письмо министру Александру Федосову и обращение в столичный аппарат СХР.  

 

- Авторство текстов о художниках Комсомольска в юбилейном альбоме передано человеку, умышленно допустившему подлог, - констатирует  Фефилов, демонстрируя нашему корреспонденту главное доказательство обвинения – сигнальный экземпляр другой внушительной и полноцветной книги-альбома «Художники Комсомольска 1932-2012 года», согласованной для печати еще в 2007 году. – Действительно, к 75-летию города юности не хватило средств на издание моего многолетнего труда, к  компьютерному набору которого  я привлек в порядке служебного задания Евгению Быкову.

 

Правления  КОСХ и писательской организации имени Хлебникова  подтверждает автору этого материала факт: к 2009 году скомпонованная  книга Фефилова,  включающая календарь знаменательных дат в культурной жизни Комсомольска за 80 лет, была уже «отцифрована» на дисках. Официальные рецензии ей после корректив и поправок  дали  профессор Н. И. Дубинина, доктор культурологи Т. А. Чебанюк, академик ДВ НАН, действительный член профессорского клуба ЮНЕСКО В. И. Ремизовский. Оставалось лишь передать выверенную информацию в краевой альбом, коль не получилось с городским. Именно такой вариант и предложил тогда министр культуры Александр Федосов в письме на имя Фефилова. Но в момент отбора материалов для юбилейного издания автор труда находился в экспедиции по Крайнему Северу.

 

- Увы, на этот раз «бдительное око» явно недоглядело, говоря простым языком, вопиющего  нахальства со стороны наборщицы моих текстов, - не скрывает перед коллегами, СМИ и земляками свою непреодолимую  обиду Пал Лукич. – Сколько раз нам помогали, казалось бы,  в безвыходных ситуациях  и Виктор Иванович Ишаев еще на посту губернатора, и Вячеслав Иванович Шпорт, будучи депутатом Госдумы. Даже в самые трудные для края времена  они быстро и без всякой бюрократии находили средства на восстановление наших мастерских и выставочных залов после урагана, всегда шли навстречу всем нашим творческим начинаниям. Все, казалось бы, при содействии власти по плечу. Но как быть теперь? Кого сейчас просить защитить от унизительной пощечины - даже не знаю.

 

Как Фефилов стал «графоманом»?

 

«Неужели Фефилову, в его возрасте и статусе, придется ходить по судам, отстаивая свое авторское право»?  Обороняясь от жгучего вопроса коллег на заседании КОСХ, Е. В. Быкова, процитировала в пылу, якобы, позицию главного правительственного куратора юбилейного издания: «Мы графоманов не печатаем». Безусловно, никто из художников Комсомольска не поверил, что подобную характеристику мастеру евразийского масштаба, а также автору многих известных публикаций  и соавтору ряда книг мог себе позволить кто-либо из хабаровских руководителей проекта. Возможно, соавтору юбилейного альбома  придется ответить и за этот «творческий домысел», хотя в недавнем прошлом она вроде бы искренне писала о Фефилове обширный хвалебный очерк  для научно-исторической брошюры.

 

Между тем, корреспондент «Приамурских Ведомостей», добиваясь полной объективности, посетил рабочий кабинет искусствоведа Быковой. Излагая контраргументы, Евгения Витальевна, прежде всего, открыла свой внушительный архив, где собраны исчерпывающие на ее взгляд сведения о всех известных художниках Комсомольска. Продемонстрировала также более 30 своих статей в известных дальневосточных и общероссийских каталогах и журналах. Напомнила вскользь и о том, сколько времени ей пришлось потратить, перепечатывая рукописи и набирая  текст будущей книги под диктовку Павла Лукича, который на восьмидесятом году жизни так целиком и не освоил блиц-набор в «Microsoft Word» .

 

-  Никто не может оспаривать моих личных трудов, - убеждает Евгения Быкова. – Решившись на авторство текстов о художниках-земляках  для краевого юбилейного альбома, я осознавала всю ответственность при подготовке материалов.  Открываем «Комсомольский раздел» издания. Я ведь  лично знакома с большинством из представленных здесь талантов. Почти с каждым из них работала напрямую, устраивая их персональные выставки. Хорошо знакомы мне и их творческие лаборатории, пришлось по долгу службы побывать во многих мастерских, даже у Георгия Ли Гирсу и Евгения Короленко. И мне здесь даже с таким авторитетным деятелем, как Фефилов, делить нечего. Конечно, в альбом не вошли все многочисленные живописцы, графики, скульпторы, ювелиры, прикладники Комсомольска. Но уверена: все, что было в моих силах, я для этого альбома сделала.

 

Сегодня активная, целиком поглощенная своей текущей выставочной деятельностью женщина мечтает только об одном -  чтобы ее оставили в покое «злопыхатели», а с местным репортером Валерием Благодатским, якобы опорочившим ее достоинство  в «заказной заметке»,  она, мол, готова сразиться в суде. Однако на примере недавних прецедентов  я  спрогнозировал Евгении Валерьевне исход задуманного процесса. Как правило,  подобные скоропалительные иски в поисках «стрелочника от пера» завершаются в соответствии с Законом о СМИ не в пользу чересчур эмоциональных «жертв прессы», а внимание  телеканалов лишь раздувает неприглядную историю по стране.

 

И все же при прощании с журналистом в музейном зале, где выставлены чудные эксклюзивные куклы, в выразительных глазах Евгении Быковой  читалась печаль марионетки, задерганной в чужом представлении. «Так что же мне теперь, по вашему мнению, делать»? - искренне спросила  меня искусствовед. Не задумываясь, посоветовал:  «Попробуйте, если сможете, без всякой агрессии объяснить общественности истинную причину  отсутствия фамилии вашего бывшего наставника среди авторов этой книги. Надеюсь, что СМИ такую возможность вам предоставят. Надо, чтобы вас услышали и в Союзе художников, и в Министерстве культуры».  

 

Город гудить

 

Комментариев по поводу «обиды Павла Лукича» редакция не  заждалась. На электронный адрес собкора «Приамурских Ведомостей» еще до публикации этого материала стали поступать письма художников и почитателей их творчества, а на возмущенные телефонные звонки по факту присвоения интеллектуальной собственности Фефилова пришлось отвечать однозначно: «Утвердить либо опровергнуть обвинение в плагиате – дело компетентной комиссии, которая по нашим сведениям уже создается. Надеемся, вскоре обнародовать ее заключение».

 

Кстати, точка зрения большинства комсомольчан, вышедших на  северный  корпункт краевой газеты, не совпадает. Замалчивать ее - не имеем права. Вот показательные цитаты, зафиксированные корреспондентом:

 

- Фефилов не раз говорил Евгении: «…это ведь наша книга…», имея в виду совместную работу над её созданием, – пишут в коллективном письме работники музея. - У Быковой хватает знаний и совести не списывать с других изданий, а высказывать свои собственные мысли, делать собственный анализ, давать свою характеристику каждому художнику. Информация, представленная в книге Фефилова,  не является его интеллектуальной собственностью, не обладает новизной и уникальностью,  а находится в свободном доступе для всех желающих и может быть использована и впредь всеми интересующимися искусством. Если взять в руки хабаровское издание и сравнить его с записями Павла Лукича, можно понять, что ничего общего между ними  нет, кроме основных дат (родился, женился, учился). Неужели нам тоже теперь надо бояться  писать  статьи о художниках? Вдруг кто-нибудь и нас потом обвинит в плагиате?

 

- Даже без особой экспертизы очевидно, что особых литературных изысков формат альбомного текста не предполагает, поэтому о каком-то масштабном воровстве интеллектуальной собственности речи нет, -  считает член правления КОСХ, художник Игорь Грабовский. – Но есть истина: Пал Лукич лично знал всех своих именитых коллег, по крупицам собирал с середины прошлого века эксклюзивный материал о  талантливых земляках, вместе с ровесниками развивал уникальный творческий потенциал Комсомольска, продвигая его по музеям России. Поэтому  отсутствие его среди соавторов этого альбома наводит на печальные мысли. Остается надеяться, что будущая полноценная книга Фефилова о наших прославленных художниках, которую мы, возможно, увидим к 80-летию  родного города, восполнит этот провал.

 

Юрий Ковалев

фото автора

«Приамурские ведомости», 23.11.11

.