На фоне сумасшедших федеральных вложений к саммиту АТЭС Приморье занимает крайне низкое 32-е место в рейтинге 40 регионов России по развитию малого и среднего бизнеса. Как бы парадоксально это ни выглядело, но миллиарды вливаний в край довели местных предпринимателей до края. Приморские власти готовятся с помпой провести очередной Тихоокеанский международный экономический форум, призванный распиарить «инвестиционную привлекательность» города, а представители малого бизнеса Владивостока жалуются на беспредельный уровень коррупции и неподъемный фискальный гнет. Кто останется здесь после саммита АТЭС?..

 

Уничтожить как класс

 

Позорное место в рейтинге, уверены его авторы, во многом демонстрирует объективную ситуацию в экономике Приморья. Индекс условий для развития малого и среднего бизнеса рассчитывался по следующим критериям: недвижимость и инфраструктура, людские и финансовые ресурсы, административный климат и безопасность. По всем этим показателям «расцветающий» Владивосток далеко позади России всей.

 

— Индекс по Приморскому краю по многим позициям отражает неблагоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса. Например по данным, которые относятся к коррупции. В большинстве сфер, где она проявляется, показатели по Приморью выше, чем среднероссийские, — комментирует председатель Приморского отделения общественной организации «Опора России» Игорь Савинов. — Кроме того, чрезвычайно высоко давление со стороны контрольно-надзорных органов. Из ярких негативных моментов можно отметить ограниченный доступ к земельным участкам и создание объектов инфраструктуры для малого и среднего бизнеса.

 

Приморские предприниматели не знают, откуда ожидать беды — она может грянуть отовсюду. Власти будущего города-сада словно поставили цель «зачистить» территорию от вредного элемента, уничтожив малый бизнес как класс. Когда мэрия Владивостока под прикрытием подготовки к саммиту АТЭС с остервенением начала массовый снос объектов предпринимательства, в дело была вынуждена вмешаться Генпрокуратура.

 

— После проверки Генпрокуратуры появилась неофициальная информация о том, что администрацией Владивостока было снесено в общей сложности более 400 различных объектов, в том числе около 150 объектов малого и среднего предпринимательства. Приводить мелкорозничную торговлю в порядок, конечно, необходимо, но не столь варварским способом, сокращающим количество малого бизнеса и рабочих мест на территории края, — продолжает Игорь Савинов. — Безусловно, многочисленные хаотично стоящие ларьки не украшают облик города, готовящегося к встрече саммита АТЭС. Но, во-первых, многие из снесенных объектов имели цивилизованный вид и все необходимые разрешения на свою деятельность. Во-вторых, скорость и способ демонтажа этих объектов больше напоминали тотальную зачистку, нежели плановую работу по благоустройству города. В-третьих, эта «зачистка» носила крайне избирательный, несистемный характер и не коснулась многочисленных сомнительных объектов. Остается открытым и вопрос о будущем освободившихся земель — кто будет вести свой бизнес на этой территории?

 

Вопрос, как принято говорить, интересный. Член правления Гильдии предпринимателей Владивостока Александр Юртаев утверждает, что на место разорившихся и выселенных предпринимателей приходят «свои люди» из администрации:

 

— Недаром в крае проводятся митинги предпринимателей. А в сфере земельных отношений просто царит хаос.

 

Сейчас Владивосток снова накален до предела. После последней кадастровой оценки приморских земель налог на них и, соответственно, аренда поднялись в разы. Представители малого бизнеса прогнозируют, что окончательно загнутся  под таким прессом. «Кадастровая стоимость земельных участков во Владивостоке увеличена более чем на 300 %. В связи с этим не только размер земельного налога, но и плата по договорам аренды увеличилась более чем на 300 %, — говорится в обращении к мэру краевого центра Игорю Пушкареву и губернатору Приморья Сергею Дарькину. — Высокие затраты предпринимателей отпугивают инвесторов, перерастают в высокие тарифы и наценки, сокращают предпринимательскую активность и заставляют думать об элементарном выживании, а не о развитии».

 

Строительный «бум»

 

Самое парадоксальное, об элементарном выживании вопиют представители самой востребованной сегодня в крае отрасли — строительной. И это во Владивостоке, переживающем, с точки зрения жителей, полный коллапс, а по мнению властей — строительный бум. Похоже, этот самый «бум» больше напоминает звук удара по каске. Кто не надел, сам виноват — не стой под стрелой.

 

На днях Альянс строителей Приморья обратился к губернатору Сергею Дарькину с открытым письмом. В нем изложены требования дать пересчитать нынешние индексы на заработную плату, которые «ставят под угрозу дальнейшее существование отрасли».

 

«Во втором квартале 2009 года КГУП «Приморский РЦЦС» снизил индексы на заработную плату рабочим в среднем на 40 %. В 2010 году и первой половине 2011 года их увеличили в среднем на 5 % в год. Такой «рост» на фоне повышения цен на все товары и услуги, ежегодно составляющего 10–15 %, обесценивает труд строителей. Также с 2011 года выросла налоговая нагрузка на организации. В 2010 году только в Альянсе строителей Приморья обанкротилось 10 компаний, по итогу этого года их количество вырастет», — отмечается в письме. «Индексы, принятые во втором квартале 2011, позволяют платить разнорабочему около 15 тысяч рублей, квалифицированному — 20 тысяч. Расчет на иностранцев провалился — в 2011 году норма зарплаты у северокорейских рабочих была не менее 45 тысяч рублей, а рабочие Китая готовы работать при зарплатах около 22 тысяч рублей у разнорабочих и не менее 40 тысяч — у квалифицированных. Дальнейшее развитие ситуации грозит банкротством всего строительного комплекса Приморья и остановками строек АТЭС», — говорится в обращении к губернатору.

 

Как утверждают строители, индексы были снижены во многом искусственно. А хитрость заключается в том, что таким образом местные власти обдирают компании как липку. Более того, эксперты уверены, что ситуация с понижением индексов на зарплаты — это не что иное, как «выдавливание строителей с рынка с последовательным разделением на своих и чужих».

 

— Строители минимизируют затраты на всем, в том числе и на заработной плате. С 1 января 2011 года в России действует новая система налогообложения и в фонд оплаты труда идет бешеный налог — 34,2 % так называемых социальных выплат. Соответственно, многие строители вынуждены уходить с рынка, а если индексы оставят на прежнем уровне или снизят, то большинство компаний попросту свернет свой бизнес. Выигрывают лишь те, кто находится под надежным административным крылом и может получить любое согласование по одному звонку. — Директор Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС Александр Латкин уверен в том, что процесс идет под административной «крышей».

 

По мнению экспертов, сегодня краевые власти слишком привыкли «жировать» на федеральные деньги, но, понимая, что вскоре поток средств резко закончится, начинают постепенно «закручивать гайки». Отсюда такие непомерные кадастровые оценки, именно поэтому выпускаются такие невыгодные индексы — власть выжимает налоги откуда только может. Профессор ДВФУ, советник Российской академии архитектурных и строительных наук Владимир Смотриковский замечает, что по цене владивостокские земли уже переплюнули иные мировые курорты: «Хотя чего-либо стоить может лишь та земля, которая в результате пользования дает какой-то положительный эффект. Мало кто из инвесторов сегодня считает, что она стоит именно столько. С такими постановлениями мы идем к деградации городской среды, поскольку в ее развитие перестают вкладываться деньги». «При этом «свои» компании получают заказы за счет бюджетов разных уровней. Кто-то будет отапливать Владивосток, кто-то — обеспечивать его водой, кто-то — строить за госсредства. В свою очередь, «не наши» вынуждены конкурировать друг с другом в диких африканских условиях», — заключает профессор Латкин.

 

Система «свой — чужой»

 

В джунглях приморского бизнеса действует четко отлаженная система «свой — чужой». Заместитель начальника аналитического отдела Ассоциации российских банков Сергей Григорян, прогнозируя в этом году отток капиталов из страны как минимум 35 миллиардов долларов, отмечает в традиционном процессе новую тенденцию. Если раньше главную роль в бегстве финансов играли олигархи, то в последние годы деньги за границу выводят преимущественно представители малого и среднего бизнеса. Что касается особенностей «приморского сафари», то вместе с капиталами утекают и сами предприниматели. Например в Китай.

 

— С точки зрения безопасности, в том числе личной, после России Китай действительно кажется раем. Налоги порадовали: первые три года их вообще нет, государство дает возможность встать предприятию на ноги. Да и сами начисления просты и мизерны до смешного: у нас в России предприятие держит целый финансовый аппарат, чтоб отбиваться от фискальных проверок, а там я даже в лицо не знаю своего бухгалтера. Это чисто техническая функция, — делится опытом знакомый предприниматель Александр, который перебрался жить в соседнюю страну и открыл там собственное производство. — У нас открыть бизнес в несколько раз дороже и в тысячу раз более проблемно. Но и потом ты в России не будешь «спокойно спать», даже если заплатил все налоги, — обязательно что-то найдут и за что-то «наедут». Самое главное — отношение. Там чиновник очень высокого ранга говорит о предпринимателе — «это очень уважаемый человек…». И чиновники там буквально пашут на бизнес, создают экономические зоны, предоставляют льготы, чтобы больше шло инвестиций… Им без разницы: русский ты, немец или китаец — главное, чтобы вкладывал в страну деньги. Вы у нас себе представить подобное можете? Да у нас каждый столоначальник — «перец», а все остальное — мусор.

 

— Рейтинг условий для бизнеса просто сравните с другими рейтингами — у какого губернатора самая богатая жена, у какого мэра братский бизнес в списке «Форбс»… Сопоставьте с перечнем компаний, которые берут главные подряды и являются основными поставщиками материалов для строек АТЭС. Узок их круг, и страшно далеки они от народа — ТМК, «Востокцемент», «Примавтодор»… И все станет предельно понятно. — Как и многие, собирается навсегда покинуть Приморье другой знакомый бизнесмен, Сергей. — По сути, весь бизнес здесь строится на распределении собственности и освоении госконтрактов, и допускаются к жирному пирогу только «свои». Но им и этого мало. Надо ведь еще и бюджет наполнять — для того же софинансирования гигантских строек. Получается, за наш счет. Потому что всех остальных выжимают до нитки. К саммиту АТЭС здесь останется выжженная земля.

 

Население Приморья сокращается из года в год. Только за одно полугодие 2010-го, по оценке Приморскстата, его численность уменьшилась почти на полторы тысячи человек. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года отток населения увеличился почти в пять раз. Причем львиную долю составляют молодежь и люди, вполне состоявшиеся.

 

По информации профессора Латкина, рост валового регионального продукта в Приморье в минувшем году составил 8 %. Это почти в два раза больше, чем в целом по России (3,8 %). За 8,5 % перевалил рост промышленного производства. Но эти цифры вызывают  энтузиазм только у властей. Если покопаться в деталях, то экономическая картина рисуется не столь яркими красками. «Увеличение ВРП связано с увеличением роста платных услуг: транспортных перевозок, строительства зданий, дорог и мостов, — отмечает эксперт. — Реальные доходы населения в 2010 году выросли на 4 %, тогда как инфляция превысила 8 %, а потребительская корзина из 33 наименований и вовсе подорожала в два раза».

 

Эксперты видят два варианта развития экономики Приморья — оптимистичный и реалистичный, склоняясь к последнему. Согласно ему после саммита АТЭС отток населения из Приморья не прекратится. Стоимость жилья продолжит расти, делая приобретение квартиры во Владивостоке окончательно невыгодным по сравнению с западными регионами и тем более — с соседним Китаем. Сектор малого и среднего бизнеса окончательно похоронят выросшим социальным налогом и местными поборами. Как результат — вырастет безработица.

 

— Кроме государственных инвестиционных проектов в инфраструктуре, других драйверов оживления инвестиционного спроса не просматривается. А что потом? — задается основным вопросом Латкин. — Замедление темпов финансирования уже началось. В 2009 году объем инвестиций по сравнению с 2008-м вырос в 2,2 раза, в 2010-м — в 1,7 раза. В 2011-м, по самым оптимистичным прогнозам, приток инвестиций в основной капитал окажется на уровне нуля.

 

Оптимистичный прогноз — скорее имиджевый. Он сводится к тому, что после 2012 года Владивосток станет магнитом для инвесторов: тут начнут воплощаться международные инвестиционные проекты с участием китайского, корейского, японского и американского капиталов, будет строиться «дешевое» социальное жилье. Благодаря бюджетным субсидиям удастся победить «островной синдром» и снизить цену авиа- и железнодорожных билетов, а программам по поддержке молодых семей — преодолеть демографический спад…

 

Но в это не верят даже отъявленные оптимисты…

 

Распутный Алексей,

«Новая газета» во Владивостоке», № 96, 04.08.11

http://www.novayagazeta-vlad.ru/96/Ekonomika/Dushilidushili

.