Лидер КНДР Ким Чен Ир побывал в Хабаровске и во Владивостоке в августе 2001 г. И ничего не боялся. Может быть потому, что встречал и сопровождал его тогда полпред президента РФ в ДФО Константин Пуликовский (на фото в центре). |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Информация о готовящихся переговорах между Москвой и Пхеньяном появилась во вторник. Южнокорейское агентство Yonhap и японская газета Mainichi Shimbun сообщили, что Ким Чен Ир намерен в конце недели прибыть во Владивосток, где в это же время будет находиться Дмитрий Медведев — для проведения совещания по подготовке саммита АТЭС в 2012 году. Однако вчера Кремль опроверг информацию о том, что стороны готовят первый с 2002 года российско-северокорейский саммит. Как заявила пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова, во время рабочей поездки на Дальний Восток у Дмитрия Медведева не будет никаких международных мероприятий и встреч. Уточнять, планировалась ли такая встреча ранее, пресс-секретарь не стала.
Между тем, как сообщили источники «Ъ» в Кремле, возможность переговоров двух лидеров действительно рассматривалась, причем по просьбе Пхеньяна. «Специально к поездке президента РФ во Владивосток не подверстывалось никаких встреч. Однако у северокорейской стороны был интерес к такой встрече,— рассказал собеседник «Ъ».— Мы были готовы к ней, поскольку используем любую возможность для контакта, если она предоставляется и если Пхеньян готов к переговорам».
Причину срыва саммита источник «Ъ» объяснил озабоченностью северокорейской стороны вопросами безопасности. «Сообщения японских и южнокорейских СМИ о том, что такой саммит может состояться, сыграли не последнюю роль в том, что власти Северной Кореи передумали»,— сообщил он.
О том, что идея саммита по крайней мере обсуждалась, косвенно подтвердил и помощник президента РФ Сергей Приходько, заявив, что Москва продолжает контакты с Пхеньяном и Сеулом по северокорейской ядерной программе. «Эти контакты носят регулярный характер и будут продолжаться и дальше»,— отметил господин Приходько.
Помимо урегулирования северокорейской ядерной проблемы у Дмитрия Медведева и Ким Чен Ира была, по данным «Ъ», еще одна важная тема для обсуждения — двусторонние экономические проекты. Их реализация могла бы продвинуть примирение КНДР с Южной Кореей.
В сентябре прошлого года на проходившем в Иркутске заседании российско-корейского комитета по сотрудничеству в Сибири и на Дальнем Востоке Москва передала список из 312 проектов для южнокорейских инвесторов. Как рассказал «Ъ» источник в МИД Южной Кореи, к апрелю Сеул отобрал 105 проектов, многие из которых подразумевают участие Пхеньяна. Это подтвердил и высокопоставленный собеседник «Ъ» в МИД РФ: «Южные корейцы хотят, чтобы большинство совместных проектов затрагивали КНДР — дабы заинтересовать северян в интеграции. Мы не возражаем. Эта тема наверняка будет затрагиваться на ближайших переговорах».
Сеул особенно интересует строительство газопровода из РФ мощностью до 10 млрд кубометров в год. «Реализация трубопроводного проекта могла бы улучшить наши отношения с КНДР. Вариант маршрута через Северную Корею был бы для нас предпочтительнее любых других»,— признал в недавнем интервью «Ъ» посол Южной Кореи в Москве Ли Юн Хо. В Сеуле полагают, что проходящая через КНДР труба дала бы Пхеньяну доход от транзита и сделала бы северян заинтересованными в поддержании стабильности. «У нас была бы более надежная страховка от возможной войны, чем американское военное присутствие»,— говорит источник «Ъ» в южнокорейском МИДе.
Правда, в «Газпроме» к предложению Сеула относятся скептически. «Политические риски в КНДР слишком высоки. Куда надежнее отправлять те же объемы не по трубе, а в виде сжиженного или сжатого газа,— заявили «Ъ» в газовой монополии.— Строить трубу можно только при наличии железобетонных гарантий со стороны Пхеньяна».
Вполне возможно, что такие гарантии Дмитрий Медведев мог бы попытаться получить у Ким Чен Ира — если бы встреча во Владивостоке все же состоялась.
Владимир Соловьев, Александр Габуев
Газета «Коммерсантъ», №117 (4658), 30.06.2011