В. Шпорт
В. Шпорт

В регионах Дальнего Востока не хватает квалифицированных кадров практически во всех сферах деятельности: в экономике, образовании, здравоохранении. В промышленности Хабаровского края дефицит технарей: рабочих, техников, инженеров. Эту проблему мы обсуждаем с губернатором края Вячеславом Шпортом.

 

— Вячеслав Иванович, недавно правительство края провело совещание в режиме видеоконференции с главами муниципальных районов по вопросу: «Обеспечение предприятий Хабаровского края рабочими кадрами, вопросы подготовки кадров и решение проблем занятости населения». Еженедельно на аппаратных совещаниях вы также заслушиваете отчеты по проблеме занятости. Почему вы уделяете такое внимание этому вопросу, как оцениваете положение с занятостью населения в крае?

 

— Задачи власти вообще и правительства края и губернатора, в частности, заключаются в чем? Сделать так, чтобы люди, которые здесь проживают, могли обеспечить себе достойную жизнь. Как они могут это сделать? Очевидно, они должны иметь возможность зарабатывать деньги и тратить их на себя и свою семью.

 

Но если этого основного нет, то и другого в жизни не получить. Будут глобальные проблемы — бедность, нищета, разлад в семье, поэтому я много времени уделяю, чтобы довести это до глав районов, городов, поселений. Они несут ответственность на подведомственных территориях за занятость населения.

 

Работа для населения — самое главное. У нас зарегистрированы около трех процентов безработных, до 23 тысяч человек. И есть до 18 тысяч вакансий. Казалось бы, люди из категории безработных должны заполнить имеющиеся вакансии. Но в жизни так не происходит, потому что вакансии не отвечают потребностям тех, кто ищет работу. Начинаем разбираться. На учете стоят разные категории людей, в том числе и молодые специалисты, только что закончившие вузы. И получили они там специальности, которые не востребованы в экономике края. Между тем число выпускников вузов ежегодно в 4,7 раза превышает потребности экономики края.

 

ПТУ, средние специальные учебные заведения также готовят много специалистов для сферы обслуживания. Они нужны, но не в таких количествах. А у нас не хватает квалифицированных станочников, операторов, сварщиков.

 

На любом уровне образования есть перекосы. Сегодня выделяется достаточно средств для того, чтобы проводить переобучение кадров, заниматься их переподготовкой в рамках федеральных и краевых программ.

 

Наша задача так отрегулировать баланс потребности в трудовых ресурсах, чтобы четко сформировать краевой заказ на подготовку кадров, ведь многие вопросы можно решить изначально.

 

— В экономике края не хватает рабочих и специалистов технических профессий. Опрос выпускников школ края показал, что среди их предпочтений именно эти профессии занимают самое последнее место. Проблема!

 

— Еще какая! А вы по телевизору когда последний раз видели сериал о семье рабочего, его работе, бригаде? Запомнилась ли вам какая-нибудь передача о престиже рабочей профессии, о ценности золотых рабочих рук и его умной сообразительной головы? О том, как высоко ценятся мастерство и настоящее отношение к делу?

 

Хотим видеть умного, квалифицированного работника — нужно его ценить, подчеркивать престиж его труда. Нужно, чтобы уважение к рабочему, технику, инженеру возродилось.

 

— Было бы просто, если проблема решилась только с помощью телевизионных передач.

 

— Согласен. Умный рабочий никогда не пойдет на «грязную» работу. Вернее, нет «грязных» работ. Есть «грязные» рабочие места. Вот их надо уничтожать! И создавать современные. Для этого есть уйма возможностей.

 

Знаете, я видел, где бывшие выпускники ПТУ гордились своей работой. Там, где они работали операторами станков с программным управлением. На современном оборудовании. К сожалению, таких станков еще недостаточно.

 

А создавать такие рабочие места — это задача руководителя предприятия. Легко сказать — нам не хватает кадров. А вы создайте такие рабочие места, куда с удовольствием придут трудиться и молодой парень, и опытный рабочий.

 

Я недавно встречался со студентами вузов края. Семьдесят процентов из них хотят стать бизнесменами и работать в офисе. Они же по телевизору видят, какой прекрасный труд в офисах.

 

Но в жизни все не так. Есть страны и побогаче нашей, но там и рабочий, и техник гордятся своей работой.

 

Подготовке рабочих нужно придать новый импульс, развивать все, что было хорошего в этой сфере.

 

— Соседство с Китаем, в котором избыток рабочей силы, неизбежно заставляет краевое правительство вырабатывать политику в отношении иностранных специалистов разных профессий. Что происходит в этой сфере, можете вы назвать плюсы и минусы, которые «привозят» гастарбайтеры в экономику края?

 

— Мы стараемся вести добрососедскую политику с КНР во всех сферах. У них избыток рабочей силы, у нас — дефицит. Это факт. В прошлом году попробовали провести эксперимент. У нас была квота 48 тысяч работников-иностранцев. Решили: вот сократим ее в два раза, и на освободившиеся места гастарбайтеров придут наши безработные. Ан нет! Квоты сократили, а наши работать вместо иностранцев не пошли.

 

В результате мы получили проблемы с теми нашими бизнесменами, кто привык работать с иностранцами. Они потеряли какой-то объем продукции, недодали налогов в бюджет.

 

Мы сделали вывод — напрямую количество наших безработных не зависит от числа мигрантов.

 

В крае работают представители нескольких десятков стран. Мы ведем в этой сфере разумную политику. Ужесточили меры по приему иностранной рабочей силы. Но в то же время считаем, что иностранцы должны быть на рынке труда. Сейчас уже в основном ездят те, кто несколько лет работает, зарекомендовали себя хорошими специалистами. У нас есть специальная комиссия, которая рассматривает заявки каждого работодателя. Главное — мы смотрим, чтобы те, кто принимает иностранцев, решали вопросы с оплатой труда, социальными проблемами.

 

Наша политика — открывать новые возможности для наших граждан, но и не закрываться от иностранцев. Пусть работают.

 

— В лесном комплексе края из числа работающих 80 процентов составляют местные кадры, 14 — иностранцы, четыре — другие территории РФ. В отрасли действует жесткое правило: взял десять иностранцев — заключай договор с учебным заведением на подготовку своих кадров. Через три года планируют полностью заместить гастарбайтеров.

 

— Правильно. Каждая отрасль должна иметь свои подходы. Единого рецепта нет. Сегодня нормальные предприятия хотят стабильности. Чтобы были постоянные кадры, чтобы они качественно работали. Лучше всего это делают местные специалисты. Но местного надо научить, поэтому в Шелеховском леспромхозе, например, создали свое учебное заведение на 50 человек. Будут готовить кадры для себя и для отрасли. Просто появилась такая потребность, и предприятие не живет одним днем. И будет этот леспромхоз для своего учебного заведения базовым предприятием. Подобное же учебное заведение для своих нужд создает и Сибирская угольно-энергетическая компания в Чегдомыне.

 

Подготовка специалистов с опорой на базовые предприятия — очень важное дело. И оно не новое, а напрасно забытое старое. Это одно из наших направлений в подготовке кадров. На крупных предприятиях края оно всегда сохранялось, сегодня нужно придавать этому новый импульс.

 

— Вячеслав Иванович, давайте на примере одной отрасли внимательно рассмотрим проблему кадров. Возьмем сельское хозяйство. Сами сельчане, отвечая на вопрос о том, почему они не идут трудиться в свою отрасль, назвали следующие причины: низкая зарплата, устаревшие техника и технологии, непрестижность профессии. Что делается для того, чтобы устранить вот эти негативные тенденции?

 

— Без хвастовства скажу — делается многое. Мы в год тратим более 1,5 миллиарда рублей на поддержку сельского хозяйства. Мы дотируем выпуск яйца, молока. Покупаем удобрения, семенной фонд, субсидируем закупку техники и ГСМ. Это поддержка для того, чтобы создать нормальные условия для работы.

 

У нас край не сельскохозяйственный, климат жесткий. Выращивать можем только фуражное зерно, которого не хватает на корма. Их приходится завозить. Пока привезем — очень дорожают.

 

Оплата труда действительно оставляет желать лучшего. Только наши дотации помогают хозяйствам более-менее выстраивать экономику. Мы посчитали — по некоторым видам сельхозпродукции в ее стоимости зарплата составляет всего шесть процентов. А корма — 50 — 60 процентов. Чтобы вписаться в рынок, хозяйства и вынуждены резать зарплату. Транспортные и энерготарифы ведь не срежешь.

 

Но у меня есть убеждение: там, где не воруют, там, где рачительно относятся к хозяйству, — там получаются нормальные показатели, зарплата.

 

Если нашу поддержку соединить с рачительным хозяйствованием — будет хороший результат.

 

Мы и технику современную закупаем для наших сельхозпредприятий: картофелепосадочные комплексы, зерновые комбайны, молочные комплексы. Сейчас стимулируем хозяйства на развитие переработки молочной продукции у себя. Это и товар, и рабочие места.

 

Недавно на одном из совещаний с сельхозпроизводителями встретился с двумя фермерами. У них только один вопрос — помогите взять кредиты. Оказывается, банк много бумаг требует. А еще что? — спрашиваю. А дальше, отвечают, мы сами все сделаем. Вот хозяева, вкладывают свои деньги, считают. Таким мы будем помогать, потому что инициативных людей мы поддерживаем. Они и сами будут работать, и других делом займут.

 

Для подготовки работников сельского хозяйства мы специально открыли сельхозтехникум. Но перестройка на селе — дело не скорое, требуется время.

 

— Вячеслав Иванович, я прошу вас остановиться на одном моменте. Чтобы повысить рентабельность продукции в сельском хозяйстве, необходимо резать заработную плату. И до такого уровня, когда она уже становится непривлекательной для работника. Приезжает иностранец или работник из другого региона РФ — ему этой зарплаты хватает на жизнь дома. А хабаровчанину, чтобы достойно жить здесь, этих денег мало. И так во многих отраслях. Неконкурентная зарплата, неконкурентная работа, естественно, такая же и жизнь. Просто алгеброй жизнь и работу на Дальнем Востоке уже не измеришь — получается тупик?

 

— Почему тупик? Проблема, и очень острая. Мое отношение к этому такое — на Дальнем Востоке, в нашем крае в частности, ценен каждый человек. Мы много говорили о том, что может повысить конкурентоспособность продукции предприятий Дальнего Востока, поднять уровень жизни дальневосточников. Снижение транспортного и энерготарифов. Я думаю, это уже должно стать предметом серьезной озабоченности и интереса государства.

 

— Вы авиастроитель с огромным стажем, доктор технических наук. Самолетостроение знаете и как практик, и как теоретик. Какой должен быть стаж у работника авиазавода, чтобы вы с ним говорили как с коллегой, уважительно?

 

— Лет десять, не меньше... Именно за это время он не только прикоснется к профессии, он узнает ее. И три дня отработаешь, в трудовой книжке запишут — самолетостроитель.

 

Авиастроение — это такая отрасль, где все теоретические выкладки необходимо проверить на практике. Все знают, что такое аэродинамическая труба. Продули модель, сделали расчеты. А потом все это надо испытывать — рвать, ломать. В авиации очень много испытаний — статических, наземных. Прежде чем самолет поднимется в воздух, его несколько раз поломают, проверят все продувки и расчеты, которые были сделаны конструкторами. Чтобы все это знать, надо немало лет потрудиться.

 

— Я к чему задал этот вопрос? Тогда и на производстве надо продолжать обучение работника. Ему ведь нужен наставник?

 

— Убежден, что от системы наставничества и уходить не надо было. Это хороший метод воспитания молодых ребят и подготовки из них специалистов. И система подготовки и переподготовки кадров на предприятии должна быть. Там, где думают о будущем, такие системы работают. Повышение квалификации для рабочих должно быть, для техников, инженеров — обязательно. Появляются новые материалы, технологии, новые разработки ученых. Надо быть в курсе. Главное ведь — это кадры. «Железо» любое можно купить.

 

— Как демографическая ситуация отражается на кадровой проблеме в экономике?

 

— Сегодня экономика испытывает ту отрицательную демографическую нагрузку, которую принесло нам начало девяностых годов прошлого столетия. Тогда останавливались предприятия. Молодые, энергичные работники уходили из цехов, как принято сейчас говорить, на рынок. Уходили по разным причинам, осуждать их нельзя — они искали возможность заработать, чтобы кормить семьи. Когда предприятия заработали, оказалось, что вернуть людей с рынка снова в цеха очень не просто. Спросите сегодня руководителя любого предприятия, он ответит, что трудятся на производстве в основном ветераны, не хватает прослойки работников сорока-пятидесяти лет, самого умелого и квалифицированного возраста.

 

И в те же девяностые из-за нестабильности жизни упала рождаемость. А сейчас именно это поколение начинает вступать в профессиональную жизнь. Если в 2000 году в крае было 16000 выпускников школ, то в 2011 — около шести тысяч. Есть в нынешнем поколении умные, даже талантливые ребята, уровень образованности повысился. В этом году в крае 14 выпускников получили сто баллов по ЕГЭ, в прошлом было всего четверо стобалльников. А выпускник из Комсомольска-на-Амуре Сергей Угрюмов сто баллов получил сразу по двум предметам — физике и математике. Такое у нас впервые.

 

Но выпускников школ физически не хватает экономике края. Вот в чем проблема! Поэтому мы и поднимаем кадровые вопросы, а не потому, что конъюнктура такая.  

 

— По-моему, чтобы решить многие кадровые проблемы, нужно сделать то, о чем постоянно говорит президент Дмитрий Медведев — провести модернизацию. Будут хорошие кадры — модернизация состоится. Задержится она — невостребованные специалисты разъедутся.

 

— Конечно, все взаимосвязано. Но модернизация — это не значит купить и завезти новые станки. Президент не это имел в виду. Модернизация в большом смысле — модернизация мозгов. Если есть у человека понимание, что ее проводить необходимо, он проведет модернизацию. А если надеется прожить на старом багаже, на устаревших станках вытачивая детали, то его дело долго не протянет.  Если руководитель понимает, что обновление необходимо, что нужно идти в ногу со временем, внедрять новые технологии, новые методы труда, безопасный труд, социальные гарантии для работника — это предприятие имеет будущее.

 

В подготовке кадров очень важна модернизация образования. Мы сегодня уже в школе начинаем говорить ученику — будь готов применять свои знания, силы, умения в условиях рынка. Сегодня студент должен впитать в себя максимум знаний, и когда выйдет из вуза, ему придется с такими же как он бороться за рабочее место, более высокую зарплату. Чем больше он будет знать, тем больше он будет востребован на производстве.

 

— Как ускорить модернизацию?

 

— Только сверху — невозможно. Президент задал нам рамки, провозгласил необходимость модернизации. Теперь каждый на своем рабочем месте должен ею заниматься.

 

А если раньше не занимались развитием предприятия, сегодня это делать сложнее. Возьмем Амурский судостроительный завод в Комсомольске-на-Амуре. Хорошее предприятие, выпускало раньше атомные подводные лодки. Кто им только в последнее время не руководил — все «отжимали», «отпиливали». Потом владельцы вообще скрылись, завод был на грани исчезновения. Только вмешательство премьер-министра В. Путина спасло предприятие. Сейчас проводим реанимацию предприятия, заказами его загрузили. Заказов сегодня достаточно, но завод даже «проглотить» их не может. Одна из причин — он продолжает работать на старом оборудовании. Модернизацией руководство в то время не занималось.

 

Сейчас, конечно, процесс пошел, завод включен в федеральную программу техперевооружения, но дело это долгое, требует времени.

 

Много найдется сегодня охотников работать на устаревшем оборудовании? Хорошо, что еще сохранились высококвалифицированные кадры, на них большая надежда, они все сейчас и спасают, но их мало. Нужна молодежь. Завод постоянно испытывает кадровый голод. А возьмите, например, Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (КнААПО). Здесь модернизацией, техперевооружением занимались всегда. Реинвестировали в это дело средства. Заказчик должен видеть — на предприятии современная техника, технология, подготовленный персонал.

 

Все решают кадры. На КнААПО руководство было озабочено перспективой развития. После разработки программы развития искали технику и технологии для ее воплощения в жизнь. Сразу же к производителям техники посылали своих специалистов: рабочих, ИТР, чтобы изучать ее. Когда их монтажники приезжали на предприятие монтировать технику, мы уже знали, что это за оборудование. После монтажа еще полгода наши у них учились, потом начали работать самостоятельно.

 

Важно ведь не просто купить и привезти современный станок. Главное, чтобы он эффективно работал. Для этого и необходимо своевременно готовить умных рабочих, квалифицированных технологов и инженеров.

 

— Вы выше упоминали о фермерах, пришедших на совещание с губернатором. Если бы их спросить о модернизации, они бы непременно вспомнили и снижение ставок по кредитам?

 

— Правильно, нужен рынок банковских услуг. Ставки снижаются, правда, не так, как за границей. Но уже некоторые банки работают на грани ставок рефинансирования.

 

Если вернуться к тому совещанию, то разговор с фермерами состоялся примечательный. Были на совещании представители двух банков. На один фермеры жалуются — больно много бумаг для получения кредита нужно оформлять. Тут представитель другого банка заявляет — приходите к нам, у нас проще оформить. Первый не уступает — через три месяца и мы не будем требовать лишних бумаг. Я же понимаю, что у них головной офис в Москве, чтобы принять решение потребуется этих три месяца.

 

А если бы было не два, а четыре банка?

 

Вот тогда бы рынок заработал. Когда доступны финансы, кредиты, тогда и ставки будут снижаться.

 

— Вячеслав Иванович, в свое время вы высказывали идею проведения инженерного форума. В чем ее смысл? Как форум сможет помочь решению кадрового вопроса?

 

— У меня эта идея остается и сейчас. Нет желания проводить ее сверху, хочу, чтобы все созрели.

 

Идея такая — привлечь внимание общественности к работе инженерно-технических специалистов, потому что все, что сегодня инновационно,  современно, закладывается, задумывается, производится технарями. Они конструируют, изобретают, пишут технологии. Хотелось, чтобы все увидели инженерный труд в нашем крае.

 

У каждого младшего школьника сегодня есть мобильный телефон. Так пусть он узнает, как его изобрели, разработали, в чем принцип его работы. А сделали это инженеры!

 

Труд инженера — очень интересный! Может быть, форум позволит привлечь ребят в эту профессию. Одна из целей такая. В технических учебных заведениях, на предприятиях будем потихоньку готовиться к форуму.

 

Хотим пригласить и зарубежных гостей, потому что многие иностранные инженеры, с кем приходилось мне встречаться, допустим, по линии «Сухой Суперджет-100», а это специалисты из США, ФРГ, Франции, Канады, Италии, часто восхищаются теми решениями, которые принимаются нашими инженерами. Это факт! Иногда, казалось, патовая ситуация, выхода не найти, а наши технари принимали решения всем на зависть. Например, было дело — немцы восхищались, хотя у них инженеры, должен сказать, сильные.

 

Вот такие вещи, я считаю, нужно показывать нашим людям, особенно молодым. И родителям не помешает. Ведь многие из них говорят своим детям: не ходите в инженеры, давайте на финансиста учиться — всегда будете с деньгами.

 

В этом есть доля правды. Но только доля.

 

— А правда еще в том, что без квалифицированных кадров мы не выполним никаких инвестиционных проектов, которые уже претворяются в крае. Что вы можете сказать о перспективах юноше, обдумывающему житье?

 

— Я буду называть по отраслям наши значимые инвестиционные проекты.

 

Машиностроение: авиапром и судостроение — современные интеллектуальные отрасли. Корабелам предстоит глубоко модернизировать свои предприятия. Предполагаются серьезные инвестиции.

 

Лесопереработка. Намечено несколько серьезных инвестиционных проектов. В Ванинском районе развивается современнейшее производство — ООО «Аркаим». Безотходная переработка леса. Производство пеллет, к примеру, еще не начато, а японцы уже готовы брать продукцию. Ее уровень — мировой.

 

Предприятие «Римбунан Хиджау», выпуск плит МДФ. Это, пожалуй, лучший подобный проект в России.

 

Предприятия лесопереработки проектируются в Амурске, Солнечном.

 

— Где брать кадры для таких современных производств?

 

— Ко всем инвесторам у нас одно кадровое требование — преимущество при приеме на работу местному населению. Они занимаются этим, но иногда обращаются к нам — не хватает специалистов на месте, можно пригласить своих? Какую-то часть они завозят, но и наших готовят. По поводу подготовки кадров для таких современнейших производств выскажу одно наблюдение. Чего уж греха таить, у местных людей появляется боязнь ответственности перед новейшим оборудованием и современными технологиями. Лучше в лесу да на рыбалке будет перебиваться, чем работать в компьютеризированном цехе.

 

К новому более восприимчивы молодые, поэтому наша необходимость и даже обязанность — готовить свою молодежь к работе на современном производстве. Нас жизнь заставляет завозить передовые технологии с запада, потому что собственных у нас нет. Процесс этот верный. Это подготовка нашей молодежи к жизни, к модернизации страны.

 

Серьезно развивается у нас горнорудный комплекс. Горняки нарасхват, оказалось — это штучная профессия. Строит свои предприятия «Полиметалл», пришел инвестор в Солнечный и начал поднимать знаменитый ГОК.

 

Рыбопереработка. Бывшие рыболовецкие колхозы и артели, преобразованные в рыночные формы, не только ловят рыбу, но и перерабатывают ее на своих же заводах. Там тоже труд уже переходит в рамки современного, квалифицированного.

 

Мощнейшее направление — Советская Гавань — Ванино, крупное портовое хозяйство, терминалы, логистические центры. В Советской Гавани заложили ТЭЦ с перспективой на развитие свободной портовой экономической зоны. В этом районе судостроение ушло, люди будут заняты работой в порту.

 

Металлургия. До сих пор не выберется из кризиса «Амурметалл». Оказываем ему поддержку. На предприятии современное производство, но есть идея еще провести модернизацию, наладить производство листа судового. В соседнем Приморье есть в нем потребность.

 

Транспорт. Строим Кузнецовский тоннель. Откроем новые возможности для доставки грузов к нашим портам. А это значит, будет развиваться БАМ, надо строить пути, возрождать станции. Нам уже поступило заявок на перевалку грузов в объеме до ста миллионов тонн в год.

 

У нас серьезная программа строительства школ, мощнейшая программа модернизации здравоохранения, развития дошкольного воспитания.

 

Будем подтягивать зарплату бюджетникам. Этот показатель у нас пока ниже, чем в экономике.

 

Вот направления, которые влияют и на подготовку кадров, и на их закрепление.

 

Перспективы есть, люди у нас хорошие, задачи нам по плечу.

 

Будем жить в ногу со временем.

 

Анатолий Кикоть,

«Приамурские ведомости», №№ 93-94, 29.06.11

http://priamurka.ru/node/8082

.