Н. Поличка |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Высказать своё мнение по поводу целесообразности модернизации городского Стратегического плана вообще, и модернизации его по тюменскому варианту в частности, мы попросили директора Дальневосточного научного центра местного самоуправления Нину Петровну Поличку.
- Модернизировать такие долгосрочные политические документы как Стратегический план развития города конечно надо. Это бесспорно, потому что «всё течёт - всё меняется». Изменяются внешние условия, происходят перемены и в городе. А значит цели и задачи, поставленные несколько лет тому назад, надо проверять на соответствие сегодняшнему дню. И не только. Есть повод ещё раз подискутировать на тему «Какие цели можно ставить в Стратегическом плане города, который принимает наша Хабаровская городская дума?»
Лично я считаю, что ставить надо цели, достижение которых зависит от нас - горожан, от нашей местной власти, а не от губернатора, президента страны или Организации Объединённых Наций. Да и по закону городская дума может принимать решения только в рамках своей компетенции. Если же мы хотим, чтобы в Стратегическом плане Хабаровска были записаны задачи по развитию Хабаровска для краевых и федеральных органов власти, то такой план должен приниматься совместным решением всех этих органов. Однако такого совместного решения нет, и никогда не было, но при этом Стратегический план содержит в себе задачи, выходящие за пределы компетенции местной власти. И это противоречие о котором говорю не только я, но и другие эксперты. В частности, специалисты московского Института реформирования общественных финансов, которые в прошлом году разрабатывали бюджетную стратегию Хабаровска, написали: «…из почти 300 мер, обозначенных в Стратегическом плане, не более 25 прямо содержат сведения о необходимости осуществления действий, требующих финансового обеспечения за счет средств бюджета города». Поэтому действующий Стратегический план в значительной мере утопичен и его, конечно, надо править, «спускать с небес на землю».
К сожалению, тюменские специалисты так не считают. Более того, они хотят записать в наш план ещё более амбициозные задачи для краевой и федеральной власти по развитию Хабаровска. А для их реализации надо потом «обивать пороги», просить, уговаривать, настаивать, требовать … «В конец концов вы всех «достанете» и вам всё дадут, только чтобы вы отстали» - считают эксперты из Тюмени. В качестве доказательства эффективности такого подхода приводят Казань. Пример Казани, конечно, впечатляет. Но что будет, если все города страны последуют её примеру? Видимо, тогда заработает принцип «кто не успел - тот опоздал».
Одним словом, я остаюсь при своём мнении, что начинать надо с себя, с тех задач, которые находятся в компетенции местной власти. И здесь у нас огромное поле для деятельности, поскольку сложившуюся в городе практику решения многих вопросов местного значения надо менять с учётом ситуации сегодняшнего дня.
Вот, к примеру, есть у органов местного самоуправления Хабаровска задача «организация предоставления дошкольного образования». Традиционно она решалась и решается путём строительства и содержания муниципальных детских садов, а потому Управление образования Администрации города занимается только ими (см. Положении об Управлении). Но ситуация в городе сегодня такова, что детей дошкольного возраста 43 тысячи, а мест в муниципальных детских садах около 20 тысяч. Очевидно, что при стоимости строительства одного нового детского места в 1,2 миллиона рублей, проблему не решить, потому что нет таких денег ни у города, ни у края. Значит надо искать другие формы дошкольного образования и создавать условия для прихода на этот рынок других немуниципальных поставщиков. Можно ещё «откупиться» от тех, кому город не может предоставить место в муниципальном детском саду. Таким путём пошли Чебоксары, предложив очередникам с детьми в возрасте до 3-х лет компенсацию в размере 4300 рублей в месяц. И 76% родителей согласились на это решение.
Или другая проблема. В городе и в крае сегодня сложилась очень тяжёлая ситуация с молодёжной безработицей. По данным Хабаровскстата, её уровень по методологии МОТ в первом квартале 2011 года имеет следующий вид:
Нетрудно видеть, что основную долю граждан, не имеющих работы и активно её ищущих, составляет сегодня молодёжь в возрасте от 15 до 29 лет. И с этим что-то надо делать.
Если заглянуть в эту проблему поглубже, то обнаружится, что её корни лежат в общеобразовательной школе, которая плохо выполняет одну из своих основных целей - адаптация личности к жизни в обществе. В условиях рыночной экономики под адаптацией к трудовой деятельности следует понимать не только знакомство школьников с профессиями, востребованными на рынке труда, но и знакомство с другой стратегией трудовой деятельности – предпринимательством, поскольку работа по найму - самая уязвимая профессиональная стратегия и не даёт гарантии постоянной занятости. А предприниматель сам себе хозяин, его никто никогда не уволит и на пенсию не отправит, кроме его самого. Таким образом, знание основ предпринимательства становится базовой компетенцией, которой должна владеть молодёжь, выходящая в самостоятельную жизнь.
Однако школа сегодня таких знаний не даёт даже в социально-экономическом профиле, который реализуется в 17-и из 81-й хабаровских школах. В рамках этого профиля преподаётся учебный предмет «Экономика», где на знакомство с предпринимательством отводится 4 часа, и где, например, обсуждается вопрос: «Можно ли каждого бизнесмена назвать предпринимателем?». Аналогичная ситуация в ПТУ, техникумах и даже в вузах. О каких благоприятных условиях для развития предпринимательства в такой ситуации можно говорить?
Считаю, что старшеклассников можно и нужно учить разрабатывать бизнес-проекты, как минимум, для самозанятости (индивидуального предпринимательства) с учётом их интересов, знаний и умений, полученных в различных школьных предметах (технология, информатика, биология и т.д.), в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности. При этом не надо из каждого школьника делать бизнесмена. Задача школы сформировать в ходе этой проектной работы у подрастающего поколения представления о предпринимательстве; о качествах личности, знаниях и умениях, которые требуются для ведения собственного дела; показать какие ниши для бизнеса есть в городе, а какие рынки уже высококонкурентные и поэтому «ходить туда не стоит». Это исключительно важно старшеклассникам для осознанного выбора будущей профессии. Тогда, очевидно, не будет на бирже труда выпускников вузов с красными дипломами и с двумя иностранными языками.
И таких земных проблем, которые находятся в компетенции местной власти, у нас десятки. На мой взгляд, именно задачи по их решению должны составлять основу Стратегического плана города, основная цель которого – повысить качество жизни хабаровчан. Вспоминаю, как несколько лет тому назад вызвал меня один из заместителей полпреда в ДФО и попросил помочь сделать инвестиционно-привлекательными два дальневосточных муниципалитета. Оказывается, инвесторы поставили условия, что придут туда со своими проектами только в том случае, если в муниципалитетах будет сформирована необходимая нормативная правовая база и будут нормально работать отрасли социальной сферы. И это понятно, так как любому инвестору нужна правовая защита своих инвестиций, и он не хочет получить «в нагрузку» к своему бизнесу бытовые проблемы своих работников.
Одним словом, я бы модернизировала наш Стратегический план города по-другому. Сначала надо обеспечить эффективную работу местной власти, что, очевидно, приведёт к повышению качества жизни хабаровчан. Тогда и народ перестанет уезжать, и инвестор к нам потянется, и «журавлей в небе» можно будет половить.
«Хабаровский новостной портал», 12.06.11