yktpeople, 24.03.11
http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=RSBTN-H6bMQ
------------------
Анафема за анонимку
Владыка Илия ответил на скандальные обвинения
«Проходимец в рясе» - так называлось письмо, присланное в нашу редакцию на этой неделе. Автор письма, аноним, облил грязью высшее духовное лицо республики – епископа Якутского и Ленского Илию, который возглавил Якутскую епархию после смерти владыки Зосимы. В обращении содержится компрометирующая информация (ничем, правда, не подтвержденная) о «махинациях» владыки и – ни много ни мало – коррупции в среде божьих людей.
Возможно, в другом случае мы оставили бы подобную кляузу без внимания, тем более, что на наши призывы подойти в редакцию и пообщаться лично (или хотя бы по телефону), аноним так и не отозвался. Но письмо тем временем отправилось «гулять» по другим газетам и интернет-сайтам, дойдя до Нижнего Новгорода и Москвы. А поскольку владыка Илия фигура публичная, известная не только в Якутии, но и за ее пределами, мы все же были вынуждены взяться за эту скверную историю.
Письмо начинается с информации о ремонте Преображенского храма в Якутске, которым якобы занималась строительная бригада автора. «Осенью прошлого года мы неплохо отработали на Преображенской церкви, - пишет аноним. - Пришло время, я пошел за деньгами. «Расписывайся здесь и здесь и забирай деньги…». Я расписался и когда взял деньги со стола, удивился – вместо 900 тыс. там лежало 700 тыс., хотя я расписался за все 900 тыс. На недоуменный вопрос, где остальные, получил ответ: «а это – мои представительские расходы». «Владыка, вы что делаете, что я скажу людям, где возьму эти 200 тыс., у людей семьи, дети, труд и так рабский». Ответ чуть не убил: «А это твои проблемы, пусть скажут спасибо и за это…».
Далее речь в письме анонима идет о «нецелевом расходовании средств», выделенных на встречу Патриарха Кирилла (в сентябре 2010 года, прим. «НВ»). «На приезд патриарха Кирилла, кстати, там я и работал, было выделено 13 млн рублей, он из этой суммы потратил почти 400 тыс., остальные деньги были обналичены и украдены через несколько недель после отъезда высокого гостя….С этими деньгами он поехал в Нижний Новгород решать свои дела – строить коттедж с двухэтажной баней… В середине декабря он обналичил 4 млн, люди, которые работали в епархии, тогда обрадовались, им больше двух месяцев не выдавали зарплату. Рано радовались, он с этими наличными опять уехал отдыхать, а возмущённый народ написал жалобу на имя президента».
В письме говорится о том, что «зарплата у Николая Петровича (мирское имя владыки, прим. «НВ») 270 тыс. рублей, у его помощников - от 80 до 100 тыс. руб., а также о том, что он купил себе «новенькую AUDI Q5 и достроил квартиру в престижном квартале Нижнего Новгорода».
Ну и так далее. Как говорится, чем дальше, тем страшнее и грязнее.
Это письмо, размещенное также на одном из форумов ykt.ru, враз обросло сотнями комментариев, в основном, естественно, негативного характера. Более того, в довесок к этому «ушату грязи» прозвучала информация о якобы нетрадиционной сексуальной ориентации(!) одного из священнослужителей церкви. Еще один из пользователей рассказал, что к владыке не раз обращался глава Амгинского улуса с просьбой дать разрешение на возведение храма в Амге, но ему в этом было отказано. Якобы потому, что недогадливый глава не дал за это нужную сумму… Кстати, сам глава эту информацию полностью опроверг. «Никаких шести походов к владыке не было. Вопрос давно решен, и решен положительно. К следующему году мы планируем построить храм», - сказал корреспонденту «НВ» глава Амгинского района Александр Артемьев.
А вот что сказал нам сам владыка Илия.
Владыка Илия: «Они не ведают, что творят»
«НВ»: Давайте начнем с ремонта. Скажите, кто выполнял ремонт Преображенского храма в 2010 году?
В.: Ремонт выполнялся в июле прошлого года, а я приехал в Якутск в августе. Все денежные операции по ремонту, так же как и по приезду патриарха, были проведены до моего приезда. Когда я сюда приехал, в епархии не было ни копейки. Какие суммы были на это потрачены, из каких источников, каким образом производились расчеты с подрядчиками, мне неизвестно в силу указанных выше причин.
«НВ»: Кем и в каких объемах были выделены средства на встречу патриарха Кирилла?
В.: Нам никто ничего не выделял, выделяли государству, встречей занималась республика - президент и правительство.
«НВ»: Каковы источники финансирования мероприятий (в том числе ремонта), проводимых Якутской епархией?
В.: Сейчас мы ничего не ремонтируем. А из мероприятий, проводимых епархией, у нас только службы.
«НВ»: Существуют ли расценки на услуги церкви: освящение, крещение и другие? Кто и как их устанавливает?
В.: У нас нет расценок. Если кто-то жертвует священнику за ту или иную требу, это делается по доброй воле. Но если человек подходит и говорит, что у него нет денег, к примеру, на крещение, то его покрестят бесплатно. Никто ничего не вымогает и никого не отвергает, если нет денег. Единственное, чего мы не можем сделать бесплатно, - это отдать церковный товар. Нам ведь тоже нужно оплачивать коммунальные услуги и услуги связи.
«НВ»: Есть ли у служителей церкви, в том числе и у вас, заработная плата? Облагается ли она налогами?
В.: Зарплата есть, и налоги, соответственно, тоже.
«НВ»: А каков ее размер?
В.: Она очень маленькая, называть ее не буду. Священники получают 15-18 тысяч рублей.
«НВ»: Но в письме речь идет о сумме вашей зарплаты в 270 тысяч рублей…
В.: Наверное, человек, который это писал, знает больше…
«НВ»: На какие средства, кроме пожертвований, существует епархия?
В.: Только на пожертвования.
«НВ»: А спонсорская помощь?
В.: Ее пока не было. При мне не было. Если и будет оказана какая-то помощь, она пойдет не на содержание епархии, спонсорская помощь всегда целевая, адресная. Сумма проходит через банк, и мы потом отчитываемся перед спонсором и патриархией. В этом вопросе нас обязательно контролируют. Такого, чтобы пожертвовали на что-то, а мы эти деньги пустили на зарплату, не может быть.
«НВ»: Существует ли понятие бюджета епархии?
В.: У нас не плановое хозяйство, поэтому и бюджета у нас нет. По Уставу положено, что содержать епархии должны приходы, а епархии, в свою очередь, содержат патриархии. Траты у нас идут только на церковный товар, никаких других расходов у нас нет. Зато очень много благотворительных расходов, мы помогаем детским домам, содержим духовное училище и педагогический состав. Мы благодарим президента республики за то, что он оказывает помощь в содержании нашего духовного православного центра.
«НВ»: Кем и как осуществляется контроль над расходованием финансов в Якутской епархии?
В.: Мы подотчетны патриархии.
«НВ»: Речь в письме идет о том, что на деньги, выделенные на прием патриарха, вы якобы отстроили себе коттедж в Нижнем Новгороде…
В.: Есть такое выражение «В чужой мошне дыра за деньгу кажется». А что касается того, что у меня есть, все это было до приезда сюда. Можете приехать и посмотреть. Был дом недостроенный в Нижнем Новгороде, так он там и есть. Здесь я живу в доме, принадлежащем епархии, в котором жили до меня владыка Зосима и владыка Герман.
«НВ»: А на какой машине ездите?
В.: На той же «Волге», на которой ездил владыка Зосима. И я вполне доволен. Дом, в котором я сейчас живу, не мой - церковный.
«НВ»: Правда ли, что с вашим приходом был существенно обновлен аппарат епархии, уволились многие сотрудники?
В.: Уволилось всего два человека: начальник строительного комитета и недавно - главный бухгалтер. Они ушли по собственному желанию, хотя к ним были, мягко говоря, некоторые вопросы. Конечно, им это не понравилось. Мы требуем отчета за что-то, а отчета нет. Они были бесконтрольны. Начальник строительного комитета вообще не подчинялась владыке Зосиме, а он это терпел. Я приехал и сказал, что я ей этого не позволю. За главного бухгалтера мы сейчас переделываем всю работу, потому что человек не работал.
«НВ»: А сколько человек приехало с вами из вашей епархии?
В.: Давайте на этом завершим.
«НВ»: Скажите, владыка, а вы не думаете, что письмо мог написать человек, который попросту на вас обижен?
В.: Конечно.
«НВ»: То есть это кто-то из уволенных?
В.: Видимо, так. Если человек оперирует такими цифрами, значит он ими владеет, значит он занимался этим. Это человек обиженный, которого лишили возможности творить темные дела.
«НВ»: Вы намерены предпринять какие-то меры по этому письму?
В.: Как мне сказал журналист одной из газет, надо бы обратиться в соответствующие органы и найти этого человека, чтобы не дать возможности впредь заниматься подобными вещами. Поэтому насчет мер – как решит мое духовенство. Если что-то и будет сделано, то в интересах не моей личной персоны, а в интересах епархии и всей церкви в целом. На прошедшем недавно архиерейском соборе был принят документ о том, чтобы не допускать такого богохульства.
Вы знаете, что сейчас идет Великий пост, и из примеров святой Руси, разрозненной в старые времена, мы знаем, что во время Великого поста князья, ведшие междоусобные войны, прекращали их и шли в храм. Мы не собираемся, упаси Бог, объявлять кому-то войну, церковь опорочить невозможно. Это все равно, что попытаться измазать грязью луч солнца. Церковь свята и непорочна. Бог поругаем не бывает. Есть еще такое нехорошее слово анафема, она будет тому, кто этим занимается. Бог их за это накажет. Спаситель, уже висящий на кресте, обратился к Богу со словами в адрес своих распинателей: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Так и здесь. Я не собираюсь преследовать этих людей. Но если это будет нужно ради всей православной церкви, то может и придется.
«НВ»: Это письмо сегодня обсуждается не только в Якутии, но и за ее пределами. Оно уже дошло до Московской патриархии. Какие меры могут быть приняты?
В.: Это решит Патриарх. Я подотчетен только ему и Священному синоду. Возможно будет назначена комиссия, которая проверит финансовую деятельность епархии. Но мы этого не боимся, нам скрывать нечего.
«НВ» удалось дозвониться и до Московской патриархии, где уже в курсе того, что происходит в Якутске. Дежурный референт сообщил, что «по этому поводу у них много писем». Однако, когда дело дошло до комментариев, это вызвало значительные затруднения. Так, вначале нас отправили в синодальный информационный отдел, оттуда - в отдел по взаимодействию общества и церкви, затем в финансово-хозяйственное управление Московской патриархии, затем в пресс-службу. Оттуда снова в синодальный информационный отдел и, наконец, в канцелярию. Ждем ответа. А пока в Первопрестольной изучают «острый сигнал».
Марина Сантаева,
«Наше время», № 11, 25.03.11
http://www.nvpress.ru/?id=28031101&dates=25/3/2011
-------------
Богохульство? В Интернете слили компромат на владыку
Буквально за пару суток сообщение, вывешенное на форуме «ЯВ», побило все рекорды популярности — полторы сотни комментариев. А речь в нем шла о том, что глава РПЦ в Якутии , владыка Илия , мягко говоря, нехороший человек, который присвоил часть оплаты, предназначавшейся бригаде работников, трудившихся на ремонте Преображенской церкви.
Цена вопроса не так велика — 200 тыс. рублей, но сам факт обвинения владыки в нарушении заповеди «не укради!» вызвал бурную реакцию в обществе.
Церковь тоже отреагировала: «Это богохульство!»
Владыка Илия был очень расстроен, не отказался от комментария, но сразу заявил: это ни в коей мере не оправдание.
Из письма человека под ником Федо:
«У меня своя небольшая строительная бригада. Осенью прошлого года мы неплохо отработали на Преображенской церкви. Пришло время, я пошел за деньгами… «Ну что, расписывайся здесь и здесь и забирай деньги…» Я расписался и, когда взял деньги со стола, удивился: вместо 900 тыс. там лежало 700 тыс., хотя я расписался за все 900».
— Вы примерно предполагаете, кто автор этого анонимного письма?
— В свое время я был вынужден освободить от занимаемых должностей бывшего директора строительного комитета нашей епархии и главного бухгалтера, которая вела себя неподобающе. Подобного рода люди недовольны тем, что перед начальством нужно держать ответ и так далее. Возможно, это плод их труда.
— Вы действительно не доплатили 200 тысяч?
— Если у кого-то есть претензии, пусть обращаются. А вообще, мы спрашиваем со строителей не только за сданный объект, но и за качество и сроки, чтоб все было выполнено в хорошей манере. И поощрять чье-то непорядочное отношение к тому или иному делу я не имею права.
Из письма Федо:
«Секретарь Игорь Медведев у желающих стать попами вымогает деньги. 80 тыс.— и ты батюшка, а потом еще будешь постоянно платить епископу, и регулярно давать взятки по поводу и без».
— Я требую деньги с желающих стать священниками?! Это при том что в епархии не хватает 25 священников? Да я, наоборот, всем желающим стать ими денег дал бы!
— Вы планируете как-то отреагировать на эти обвинения?
— На кафедральном соборе, проходившем в начале февраля в Москве, был принят один из документов, согласно которому этот пасквиль можно отнести к богохульству. С одной стороны, как говорится, не отвечайте злом за зло — Господь сам всё это решит. С другой стороны, всё зависит от того, как сочтет правильным мое духовенство.
Другой «фигурант» письма, которого тоже обвиняли в мошенничестве, — председатель строительного комитета Якутской епархии Герман Гузман — был не менее удивлен изложенными фактами.
Из письма Федо:
«…Когда Николай Петрович увидел, что епархия занимается стройкой и там проходят живые деньги, он… привез своего человека, с которым крутил дела еще в Нижнем Новгороде. Зовут этого человека Герман Гузнов, они многим любят рассказывать про гранитное крыльцо, которое вместе построили на комплексе. Крыльцо и стройка знатные, только мало кто знает, что за него заплатили 3 (три) организации, каждая полную сумму…»
Герман Гузман:
— Как любая клевета, информация в этом письме подается на основе имеющихся фактов, но поданных искаженно. Утверждается, что якобы одно крыльцо строили три фирмы. Так и есть, но каждая заплатила столько, сколько могла. Что здесь криминального?
Из письма Федо:
«На украденные деньги Петрович купил себе новенькую AUDI Q5 и достроил квартиру в престижном квартале Нижнего…»
— Снова подтасовка фактов. Да, у владыки есть машина — старенькая. Пишут, что он построил дом в Нижнем Новгороде — так и есть, только он его начал строить 12 лет назад и строил, пока жил с матушкой.
— Чем вызвано появление такого письма в Сети?
— Я считаю, это направленные действия недальновидных обиженных людей… Сегодня мы разгребаем то, что досталось от прежнего руководства.
— Например?
— Масса вопросов по Нерюнгри. По завышению стоимости, по количеству выполненных работ и по качеству. Остались довольно большие долги по выполненным работам. Приходят странные счета. Почему-то был заказан лес аж из Иркутской области. Оплачено полтора миллиона без поставки, а леса до сих пор нет. Зачем заказывать лес в Иркутске, если дешевле купить его здесь?
— Может, назовете имена?
— За епископа Ленского подписалась бывший руководитель строительного комитета Лина Лахмостова (она в декабре покинула территорию республики, куда уехала, не знаю). Бухгалтером была Татьяна Имано…
ОТКУДА ВЕТЕР?
Через специальный сервис мы пробили по Интернету адрес провайдера. Им оказалось московское интернет-кафе «Comcor» (находится неподалеку от аэропорта Домодедово), зарегистрированное на некого Алдана Сухаревича Алданова.
Генеральный директор Светлана Алданова:
— Через наше кафе в день проходит 100 человек, мы не успеваем вести за всеми клиентами учёт. Так что ничем помочь вам не можем…
Отметим, что, помимо форума «ЯВ», неизвестный строитель отметился и в ряде других якутских форумов.
Денис Адамов,
«Якутск Вечерний», 30.03.11
http://vecherka.ykt.ru/node/3676
ЕСЛИ ЗАХОТЯТ, ОТЫЩУТ
Ранее правоохранительным органам удалось раскрыть похожий интернет-скандал. Речь идет о неком анониме, разместившем сведения о якобы имевших место интимных отношениях депутата Александра Ким-Кимэна и певца Игоря Егорова. Подозреваемого быстро нашли.