Якутский профессор Василий Иванов предложил при переименовании должности президента республики обсудить национальные аналоги – «кулуба» и «басылык». Сам глава Якутии Егор Борисов по-прежнему не инициирует смену названия своей должности.
Е. Борисов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
По мнению профессора Иванова, один из таких вариантов, приемлемых для Якутии, – «кулуба», который исторически соответствует положению общепризнанного лидера общества. Кроме того, отмечает Василий Иванов, «термин является как бы буквальным переводом звания главы республики – «республика кулубата», что отражает и этнический оттенок».
Еще один возможный аналог – «басылык», который официально не употреблялся применительно к должностным лицам, но в «Словаре якутского языка» Эдуарда Пекарского это слово имеет несколько значений, в том числе «самый уважаемый», «знатный», «главарь общественной группы», «вождь», «начальник», «правитель».
Профессор Василий Иванов отмечает: «Мне кажется, что термин «басылык» отражает больше общественное положение человека, чем его должностной формат. Но термин, безусловно, заслуживает дальнейшего обсуждения общественности. Думаю, читатель понимает, что то, что я написал, предлагается для обсуждения как реакция на возникшую ситуацию. При этом однозначно заявляю: я остаюсь приверженцем должностного звания «президент республики» и призываю общественность республики активно обсудить эту ситуацию. Благо, что высшее руководство страны решение вопроса о переименовании должности «президент республики» доверяет субъекту федерации».
Отметим, что нынешний президент Якутии Егор Борисов до сих пор не обращался в республиканский парламент с инициативой о переименовании своей должности. По мнению наблюдателей, это довольно острая для национальной республики тема.
«Клуб регионов»,
ИА SAKHALIFE.RU, 26.10.10
-----------
«Президент» или «глава»?
Итак, инициатива Президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова получила реальное воплощение: парламент этой республики вынес вердикт Кадыров становится главой Чеченской Республики. Печать сообщает о том, что чеченского лидера поддержали все республики Северного Кавказа. Известно также о поддержке этой идеи Президентом Республики Бурятия.
Надо признать, что идея Кадырова не нова. В последнее десятилетие она стала муссироваться среди политического бомонда страны довольно последовательно, и, как всегда это случается, пальма инициатора здесь принадлежит небезызвестному Владимиру Жириновскому: «В стране должен быть один президент, и точка». Но реализовал идею Рамзан Кадыров.
Институт президента в национальных республиках возник в ходе строительства нового федеративного государства — Российской Федерации как один из элементов управления страной. В нашей республике президентская должность была введена в октябре 1991 г., что в известной мере было предопределено Постановлением Верховного Совета РСФСР «О главах исполнительной власти республик в составе РСФСР», в котором признавалась легитимность института президентства. В нем говорилось: «Глава исполнительной власти (президент) республики в составе РСФСР входит в единую систему исполнительной власти РСФСР, возглавляемую Президентом РСФСР…». Затем легитимность президентской должности получила правовое подтверждение в основных законах Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Нельзя не учитывать и то, что общественность республики активно поддержала идею об институте президентства, понимая, что укрепление российской государственности в регионах нуждается в сильном лидере, способном управлять развитием региона в составе единого государства. Нет секрета в том, что сильная и требовательная власть справедливо ассоциировалась с должностью президента.
Со времени введения в республике президентской должности прошло 19 лет. Сегодня можно с полной уверенностью констатировать, что институт президентства, несмотря на тяжелейшие процессы 90-х гг. ХХ века, выдержал испытание. Мне представляется, что президентство на деле оправдало себя. Избранные многонациональным народом республики Президенты Республики Саха (Якутия) М.Е. Николаев и В.А. Штыров, проводя политику подъема экономики, укрепления власти и социального самочувствия граждан, существенным образом укрепили позицию республики в составе Российской Федерации, направили весь ее потенциал и интересы на развитие Российской Федерации, обеспечение единства, четкого взаимодействия органов государственной власти республики и федеральных органов государственной власти. Президенты работали во имя единства и целостности Российского государства, безопасности и прав граждан страны. Новый президент Е.А. Борисов энергично продолжает стратегическую линию деятельности своих предшественников, и мы уверены, что она будет обогащена новым содержанием.
Все это я говорил для того, чтобы подчеркнуть мысль, что должность президента республики до сих пор не становилась помехой во взаимоотношениях с органами власти федерального центра. Наоборот, насколько нам известно, президенты достаточно представляли на любом уровне федеральной власти свою республику, работали в полном согласии с Президентом Российской Федерации, не было случаев взаимных обвинений, перехватывания инициатив, нарушения исторически оправдавших себя исторических и культурных связей и т.п. При всем этом должность президента воспринималась обществом как символ высокой государственности, вершинный уровень общественно-политического, нравственно-этического поведения личности государственного мужа. Общественное сознание привыкло к понятию «президент», которое уже стало частью исторического сознания народа. Кому оно мешает? Непонятно. Думаю, что Рамзану Кадырову точно не мешало, но, по-видимому, более «высокие» политические соображения побудили его выступить с инициативой по переименованию должности «президент» для субъектов республиканского уровня…
Как уже говорилось, некоторые республики поддержали инициативу Кадырова. А как нам быть? Мне лично представляется, что в этом нет безусловной необходимости. Я убежден в том, что фактических существенных моментов для разногласий из-за названий глав субъектов и федеративного государства, которые мешали бы нашему развитию в составе единого государства, в Федерации нет. Коль мы живем в одном государстве, надо быть терпимее друг к другу в отношении исторических реалий, сложившихся в процессе реализации нашей главной работы — укрепления Федерации. Надо понимать, что некорректность выпадов некоторых политиков образца Жириновского в адрес республик по поводу и без повода разрыхляет российскую государственность, порождает излишнее беспокойство в обществе, мешает установлению большего доверия между лидерами республик и федеративного государства. Важно уважать выбор народа. Высшее руководство страны, как я сегодня вижу, поступает именно так.
Российский президент Д.А. Медведев проявляет государственную мудрость, говоря так: «Нужно посмотреть на эту инициативу (Кадырова — В.И.). Если сами субъекты к этому готовы, я возражать не буду». Я это понимаю так, что вопрос о переименовании должности «президент республики» — прерогатива самого субъекта. Это меня вдохновляет. Я убежден в том, что в нашей сегодняшней жизни главное — не переименования устоявшихся ценностей, а реальное совершенствование федеральных отношений по пути демократизации и децентрализации.
Вместе с тем нельзя исключать возможности развития событий по иному варианту, т.е. по пути поддержки инициативы Кадырова. Как нам быть в таком случае? Как известно, чеченский лидер стал главой республики. А как выглядит это должностное название на чеченском языке? Об этом мы не знаем. В средствах массовой информации со ссылкой на мировой опыт высказывается мнение, что название «президент» может быть заменено званиями национально-этнического происхождения. Можно и надо согласиться с таким подходом, и парламенту республики предстоит нелегкая задача выбрать то должностное звание на якутском языке, которое было бы адекватно понятию «президент». Название лидера республики — вопрос конституционный и требует ответственного решения. Я думаю, что здесь необходимо обратиться к истории.
История республики предоставляет немало материала для раздумий, размышления на этот счет. Если обратиться к древности, звание «дархан» (например, Тыгын Дархан) в значении общеэтнической должности лидера дошло до нас только через фольклор, при том, что в документах ХVII века о нем нет ни одного упоминания. Зато там нередко встречается термин «тойон», применимый в отношении людей, обладающих публичной властью, однако он использовался на уровне улусной, а не общеэтнической власти. Только во второй половине XVIII века кангаласец Софрон Сыранов и борогонец Алексей Аржаков добивались от центра учреждения общеэтнической должности «Якутского областного головы», причем Алексей Аржаков получил поддержку Екатерины Великой при личной встрече в 1789 г. В 20-х гг. XIX века, когда была учреждена Якутская Степная Дума, была введена должность «главного производителя якутов», им стал борогонец Иван Мигалкин. Но в общественном сознании якутов крепко привился термин «кулуба» («голова») в значении должностного лица, облеченного определенными властными функциями. Есть основания для раздумий? Думаю, что есть, но выбор в конечном счете, на мой взгляд, небольшой.
Мне представляется, что из предложенных терминов должностного происхождения в дальнейшем можно обсудить термин «кулуба», который исторически соответствует положению общепризнанного лидера общества. С другой стороны, термин является как бы буквальным переводом звания главы республики — «республика кулубата», что отражает и этнический оттенок.
Думаю, все знают, что в средствах массовой информации республики звание «президент республики» в якутском переводе выдается как «республика баhылыга» и как будто бы к этому общественность начинает привыкать. Но этот термин в историческом плане официально не употреблялся применительно к должностным лицам, хотя в словаре Э.К. Пекарского значится так: «Баhылык — самый уважаемый, знатный, славный, важный; вельможа; старейшина, предстоятель; главарь общественной группы, вождь, воевода, начальник, начальство, власть; правитель, руководитель, обладатель, властитель, владыка, господин» и т.д. Мне кажется, что термин «басылык» («баhылык» отражает больше общественное положение человека, чем его должностной формат. Но термин, безусловно, заслуживает дальнейшего обсуждения общественности.
Думаю, читатель понимает, что то, что я написал, предлагается для обсуждения как реакция на возникшую ситуацию. При этом однозначно заявляю: я остаюсь приверженцем должностного звания «президент республики» и призываю общественность республики активно обсудить эту ситуацию. Благо, что высшее руководство страны решение вопроса о переименовании должности «президент республики» доверяет субъекту Федерации.
Василий Иванов, профессор
«Якутия», 22.09.10
-----------
Егор Борисов в галерее Любви
П. Борисова, Е. Борисов с внучкой |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
С приходом Егора Афанасьевича у Якутии появилась легитимная первая леди, которая живет здесь же, в Якутске, и которую глава республики не прячет в четырех стенах. Она участвовала в церемонии инаугурации мужа-президента, вместе с ним посетила ысыах олонхо в Горном улусе.
Во время проекта «GALA» Государственного театра эстрады в субботу ведущие Николь и Талбан предложили зрителям игру, когда назывался один из персонажей «распиаренной» любовной пары, а вторую половину выкрикивали зрители. Таким макаром хором вспомнили Ромео и Джульетту, Руслана и Людмилу, Лоокут и Ньургуhун. Затем ведущий выкрикнул: «Егор Борисов!». И в зале нашлась зрительница, которая ответила: «Прасковья!».
Вот в таком непривычном контексте прозвучало имя президента Якутии на эстрадном концерте.
София Булчукей.
ИА SAKHALIFE.RU, 24.10.10