Эхо далекой войны. Фото: «Русский след» |
|
Сейчас на Чукотке действуют две команды. Первая, состоящая из военнослужащих Минобороны РФ, работает в районе исторического аэродрома Танюрер и готовит к вывозу найденную в прошлом году технику. Теперь это объекты военно-технической истории: тягач REO, грузовики «Студебеккер», два двигателя от самолета C-47.
Кроме того, военнослужащие Восточного военного округа помогают второй команде, в составе которой - поисковый отряд РГО и съемочная группа проекта «Русский след». На вертолете Ми-26 участники экспедиции совершили вылет в район поселка Эгвекинот, на восточный берег залива Креста. Искать исторические объекты экспедиции РГО здесь помогают местные поисковики. Они, в частности, указали точки возможного падения самолетов, летевших по Алсибу.
- Точных данных у местных поисковиков не было, знали только приблизительный квадрат, плюс-минус несколько километров, - говорит научный руководитель экспедиции, старший научный сотрудник Кунсткамеры, кандидат исторических наук Павел Филин. - Мы сделали на вертолете несколько петель над ущельями и в одном из них случайно увидели разбитый самолет.
Предварительное обследование и информация от местных жителей дали возможность предположить, что самолет потерпел крушение, зацепившись шасси за гору.
Причина аварии - скорее всего туман, сложный рельеф и несовершенные средства навигации. Отсюда почти фронтовые потери Алсиба: 81 самолет и 115 летчиков.
О погодных условиях в этих местах говорит руководитель проекта «Русский след» - документалист и путешественник Алексей Никулин:
- Пролетая по маршруту и вглядываясь в иллюминатор, как в телевизор, можно не только любоваться невероятными красотами Чукотки, но и, включив воображение, представить себя на месте летчиков, которые из яркого солнца влетают в полнейшее «молоко», в котором не видно даже своего крыла, а соседа по группе и подавно…
После падения вспыхнул пожар - даже сейчас заметны следы расплавленного алюминия, смешанные с гравием. Ниже по склону горы поисковики нашли два крыла. Они лежали в линию друг за другом на расстоянии примерно 150 метров. На одном из них хорошо видна белая звезда в круге - фрагмент эмблемы ВВС Армии США.
Судя по всему, самолет спешно передавали Красной армии и даже не успели полностью перекрасить. А о том, что все-таки начали это делать, говорит обнаруженная внизу в ущелье хвостовая часть той же машины. И вот там уже просматривается фрагмент нарисованной красной звезды.
Впрочем, есть и другое объяснение. Возможно, самолет все-таки успели перекрасить, но время и морские ветра, а также повреждения при падении машины сделали свое дело: более поздний слой краски на крыле сошел, и обнажилась изначально нанесенная эмблема.
Участники экспедиции РГО нашли и два двигателя, они находились на довольно значительном расстоянии друг от друга по обе стороны от мест, где лежали фрагменты крыльев. На двигателях хорошо заметна маркировка: «C-47». Так удалось точно идентифицировать модель самолета.
Кроме того, в распадках скал, по ручью замечено много мелких фрагментов, а на одном из склонов лежат винты от самолета вместе с редуктором.
Найденный экспедицией самолет летел с Аляски в сторону села Уэлькаль на западном берегу залива Креста, здесь размещался первый советский аэродром на маршруте Алсиба.
Экипаж C-47 состоял из трех летчиков, командовал им лейтенант Спиридонов, который похоронен в Уэлькале. Так мы знаем дату гибели экипажа. Самолет был обнаружен сразу после падения, а тела погибших вывезли с места катастрофы. Есть данные, что обломки машины обследовали в 70-е годы и позже, в 2015-м, но точные координаты места трагедии ни в музее, ни у местных исследователей и краеведов не сохранились.
Поскольку найденный С-47 - не единственный в своем роде, возникает вопрос: что делать с останками таких самолетов? Они представляют интерес как исторические объекты и своего рода местные достопримечательности. Есть мнение, что их не стоит вывозить на Большую землю, а следует оставлять на месте, охранять и в дальнейшем демонстрировать путешественникам. Большой интерес к таким находкам проявляют музеи Чукотского автономного округа. Например, на поиски С-47 в заливе Креста летала директор Краеведческого музея городского округа Эгвекинот Елена Рогозина, которая провела фотофиксацию всех находок и забрала несколько небольших фрагментов для музейной экспозиции. Один из ее разделов посвящен как раз Алсибу.
- На мой взгляд, нужна серьезная программа по изучению мест падений самолетов во всех регионах, - считает Павел Филин. - Информация об этом совершенно разрозненная. Какие-то группы работают, выявляют объекты, но не афишируют места падений. Местные администрации, как правило, также не ставят такие находки на учет и на охрану. Логично было бы это сделать. И лучше - под эгидой РГО, имеющего сеть по всей стране.
В планах поисковиков на этот сезон - исследовать несколько мест падений самолетов. Речь, в частности, идет о двух С-47 (экипажи Герасимова и Пономаренко) и одном истребителе Р-40 Kittyhawk («Киттихок») под управлением летчика Федоренко. Информация о них собрана в ходе архивных поисков и у местных жителей. В планах экспедиции - установка памятных табличек на местах авиакатастроф.
Алсиб (сокращенное название воздушной трассы Аляска - Сибирь, в разные времена называвшейся также Красноярской воздушной трассой и воздушной трассой Красноярск - Уэлькаль) - авиакоридор, соединяющий США и СССР, возник в годы Великой Отечественной войны. По договору ленд-лиза США поставляли нам истребители, бомбардировщики, транспортные и учебные самолеты. Для их перегона и была необходима круглогодичная и круглосуточная воздушная трасса, по которой советские летчики могли бы доставлять самолеты на фронт. Несмотря на труднодоступность районов, где строились аэродромы, их возводили в кратчайшие сроки, всего за пять-восемь месяцев. Начиная с 1942 года на фронт по трассе Алсиб поступило более восьми тысяч самолетов.
Юлия Гопиус
Айвар Валеев
РГО