Михаил Дегтярев
Михаил Дегтярев
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков и врио главы Хабаровского края Михаил Дегтярев приняли участие в совместном проекте телеканала «Россия 24» и пресс-службы правительства РФ - программе «Диалог».
 
М.Дегтярев: Здравствуйте, Алексей Олегович! Мы с Вами регулярно встречаемся на разных мероприятиях, но мне очень приятно что сегодня Вы здесь. Как Вам наш край? Чем мы отличаемся от других регионов Дальнего Востока и Арктики?
 
А. Чекунков: Михаил Владимирович, рад быть в гостях на великом Амуре. Хабаровский край всегда казался мне чем-то надежным и настоящим. Особенно я рад слышать, что Вы сказали «наш Хабаровский край». Скажите, за год стали дальневосточником?
 
М.Дегтярев: Конечно! Я - новый дальневосточник, и нас таких очень много. У нас в Тихоокеанский государственный университет каждый год поступают ребята, если говорить об этом, 2021-м году, из десятков регионов. 63 региона представлены абитуриентами. Поэтому да, наш край - край удивительных людей, деятельных.
 
И это подтверждается статистикой. У нас за ковидный год увеличилось количество предпринимателей на 3000 человек. Было 48, стало - 51 тысяча малых и средних предпринимателей. Вот, собственно, и показатель активности дальневосточников.
 
А. Чекунков: Вы сказали про вузы. Вот прямо сейчас на территории Хабаровска работает представительная делегация из Высшей школы экономики, и мы будем работать и с Вышкой и с другими федеральными вузами для того, чтобы ребята-абитуриенты в Хабаровске могли на базе ведущих хабаровских вузов получать параллельно и дипломы ведущих федеральных московских университетов, не выезжая из края. Это Ваша инициатива пришлась очень кстати.
 
М.Дегтярев: Высшее образование - оно востребовано в нашем крае, и конкуренция с Дальневосточным федеральным университетом нам не помешает. Это очень хорошо, когда на Дальнем Востоке есть два огромных центра роста - Владивосток-Хабаровск, которые конкурируют не только в экономике, не только в городской среде, не только в торговле или промышленности, но еще и в сфере высшего образования.
 
Мы очень рассчитываем на поддержку Минвостока, на дальневосточную концессию, хотели бы быть пилотом в области именно в социальных проектах, не только экономических, но и социальных.
 
А. Чекунков: У Вас Федеральная поддержка и дела обстоят очень неплохо. Это и поддержка строительства больницы в Комсомольске-на-Амуре, поддержка Председателя правительства, это и выделение фондом ЖКХ дополнительных средств на расселение ветхого аварийного жилья, и недавно 2 миллиарда рублей на выравнивание бюджета. Как распорядитесь таким богатством?
 
М.Дегтярев: Два миллиарда - это существенная поддержка для нас. Бюджет дефицитный, к сожалению, хотя долговую нагрузку мы снижаем. Мы на 4,5 миллиарда снизили долг. Ну а вот эти два миллиарда, ну в первую очередь они пойдут на поддержку людей. Это и субсидирование полетов на наши севера.
 
Край северный, мы держим планку в 4,5 тысячи рублей для граждан, которые живут на севере, за один билет. Четыре раза в год имеют право слетать наши дальневосточники. Это и замена парка пожарных машин. Это и поддержка детей-сирот.
 
Мы ввели впервые в истории края новый инструмент поддержки детей-сирот - это сертификаты. То есть, мы даем им деньги на приобретение жилья. Не строим, и они не ждут, когда мы построим: это достаточно долгий процесс, а даем сразу деньги, и они на рынке покупают жилье. Это замена дизель-электростанций в деревянном исполнении. Мы почти 200 миллионов на это направим в этом году.
 
Аварийное жилье - это, конечно, страшно. Мы значительно здесь продвинулись, обеспечив софинансирование. Это нам позволит досрочно завершить программу по отселению людей из аварийного жилья вместо 24-го года и 25-го мы закончим этот процесс в конце следующего.
 
А. Чекунков: Вы знаете, что многие годы визитной карточкой Хабаровского края была авиация, авиастроение, и сейчас уже истребители пятого поколения производит легендарное предприятие, и откровенно признаться - это то, куда в первую очередь ведут высоких руководителей - на КнААЗ. Вы сами какие еще предприятия отмечаете, какие двигатели экономического роста видите в экономике?
 
М.Дегтярев: КнААЗ, конечно, визитная карточка, о нем все знают, весь мир, строит Су-35, Су-56, сейчас будем строить Су-75 - «Шах и мат». Это великолепная однодвигательная машина. Ну конечно авиация - это не все. Это крупнейшее предприятие Комсомольска - Амурский судостроительный завод, который строит корабли, корветы для Тихоокеанского флота.
 
Это, конечно, «Амурсталь», это, конечно, наши гидрометаллургия Амурский ГМК. Мы закладываем в этом году новое предприятие в Советско-Гаванском районе, тоже гидрометаллургический комбинат. Это, конечно, наш транспорт. Транспортная отрасль дает Хабаровскому краю, бюджету максимум доходов. Дальневосточная железная дорога, БАМ, Транссиб - это номер один для нас проекты.
 
Ну и конечно мы номинируем мегапроекты, я знаю что Вы их поддерживаете, это в первую очередь энергетика - приливная электростанция в Тугурском заливе на 8 гигаватт энергии, которая в советское время не получила развития, потому что не было темы водорода, зеленого водорода.
 
Мы увязываем эти проекты, и она будет генерировать электричество для производства водорода и фактически обеспечит до четверти нашего экспорта этого горючего за рубеж. Это Тихоокеанская железная дорога, которую мы планируем построить за частные деньги. Это Ниманская ГЭС - гидроэлектростанция, которую мы номинировали в Правительство и ждем положительного решения по ней. Она будет снабжать электроэнергией БАМ.
 
Это сжиженный природный газ, который мы планируем из Якутии доставить трубопроводам на берег Охотского моря и построить крупнейший завод по сжижению газа, холодильник фактически, СПГ-завод. Поэтому вот такие проекты мы номинируем, по всем мы серьезно продвигаемся и ставим себе целью удвоение ВРП в течение 6 лет.
 
Видите, сколько у нас проектов. Все они связаны с транспортом чувствуете, куда я клоню? Не надо ли нам сделать Хабаровск главным хабом на Дальнем Востоке? Транспортным, логистическим в первую очередь.
 
А. Чекунков: Хабаровск уже, безусловно, является хабом. Это и территория ключевых километров БАМа, это и Транссиб, это морские порты. Конечно, это новый аэропорт. И я поддерживаю вашу амбицию, проекты, такие как приливная станция, такая, о которой Вы сказали, я считаю, их время пришло.
 
В советское время люди не могли понять, куда эти гигаватты электроэнергии девать, грубо говоря, сейчас это могут быть вычисления, можно строить дата-центры, это может быть электрометаллургия, и конечно химия, о чем Вы упомянули, водородная энергетика. Мы будем Вас поддерживать в этих инициативах.
 
М.Дегтярев: Меры поддержки, которые Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, команда корпорации развития Дальнего Востока применяет и запускает на Дальнем Востоке, мы ими пользуемся. Это и территории опережающего развития, которые позволили нам привлечь сотни инвесторов всех, сотни миллиардов рублей в нашу экономику.
 
Это и свободный порт Владивосток, режим которого мы распространили на наши Тихоокеанские порты - Ванино и Советская гавань. И дальневосточный гектар. Но есть ли то, что у вас не получилось, Алексей Олегович, и то, в чем нужна наша помощь как региональных властей?
 
А. Чекунков: Несколько лет назад была принята программа - комплексный план развития Комсомольска-на-Амуре, стоящие более 40 миллиардов рублей, и к сожалению, предшествующие власти Хабаровского края не смогли обеспечить синхронизацию региональных действий, проектирования, финансирование конкурсных процедур и тех объемов средств, которые были выделены федерацией для того чтобы, Комсомольск быстро подтянул свою социальную сферу и соответствовал тому уровню промышленности и технологий, которые он имеет.
 
Скажите, как Вы видите, как регион может, какие меры принять для того, чтобы синхронизировать, и мы могли двигаться параллельным курсом, не спотыкаясь, переваривая те объемы федеральных инвестиций, которые Правительство, Президент выделяют для развития приоритетного региона?
 
М.Дегтярев: Ну в первую очередь - это дисциплина, мы столкнулись с тем, что вот эти миллиарды, десятки миллиардов в Комсомольске, к сожалению, не были вовремя освоены, и не были построены эти замечательные объекты - и детский больничный комплекс, из-за фатальных, кстати, ошибок в проектировании, на которые Михаил Владимирович нам сейчас дополнительно от Правительства выделяет 3 миллиарда, мы его обязательно достроим.
 
Но и есть еще один вопрос, который мне кажется уместный, и за год я ощутил его на себе. Мне кажется, федеральные министерства и ведомства, должны начинать работу с 9-ти утра и работать до 12-ти только на Дальний Восток.
 
Связано это с тем, что 7 часов разницы накладывают особенности в управлении. Когда о нас вспоминают, в Хабаровске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Петропавловске-Камчатском - глубокая ночь. И дела, которые в Москве хотят решить и помочь нам же, уходят на следующий день. Ну и конечно отток населения.
 
Нужно говорить не о торможении оттока, а о притоке новых тружеников, новых интеллектуалов на Дальний Восток.
 
Нужно уравнять в правах на надбавки дальневосточные и тех, кто здесь работает и много лет живет, и тех, кто хочет сюда приехать. Получается, люди, имеющие высокую квалификацию из других регионов - из той же Москвы, из Петербурга, с Поволжья, с Урала, - если сюда приезжают, то они годами ждут дальневосточные надбавки в 30%, и они находятся в неравных условиях со специалистами, и мы не ощущаем притока.
 
А. Чекунков: Михаил Владимирович, уже прошли испытание водой: гребень паводка в этом году превысил рекордные отметки 2013-го года. Справились неплохо, расслабляться еще рано: поводки продолжаются. Расскажите, какие выводы сделали, что удалось, где нужно усилить?
 
М.Дегтярев: Ну в первую очередь мы тренируемся, и все силы и средства приведены в полную готовность. У нас 5 тысяч спасателей сейчас находится на постах, полторы тысячи техники. Все исправно, 170 плавсредств. Мы занимаемся строительством гидротехнических сооружений огромных, и в Хабаровске это дамба Южного округа. Мы ее сдаем в следующем году, она очень длинная, современная - 9,5 километров. И в Комсомольске.
 
В Комсомольске - это вообще уникальное сооружение длиной 20 лишним километров, которое должно было быть сдано в девятнадцатом году, но к сожалению из-за постоянных срывов сроков, смены подрядчиков, сложностей с управлением срок ввода был перенесен на 24-ый год. А мы, нагоняя график, видим, что вероятнее всего мы ее сдадим в 23-ем году. Но уже сегодня город Юности, Комсомольск-на-Амуре защищен, потому что само тело поднято до необходимых отметок в 10 метров.
 
Поэтому Комсомольск и Хабаровск мы защищаем. Но здесь проблема шире. Мы видим, что вода постоянно угрожает нашим населенным пунктом, и только в этом году это 4-й уже паводок, хотя раньше - один-два в год были, а сейчас четвертая волна. Вот я хотел спросить, есть ли какие-то генеральные решения, единая стратегия по защите наших граждан?
 
А. Чекунков: То, что мы наблюдаем сейчас, не имеет аналогов ни в истории, ни в мире с точки зрения масштаба вызовов, которые ставит перед нами природа. Мы все хорошо знаем, что предупреждение на порядки дешевле, чем защита и ликвидация последствий уже когда беда происходит.
 
Поэтому конечно, ритмичное строительство гидротехнических сооружений очень важно. И применение всех современных методов дистанционного зондирования Земли, вычислительных мощностей для анализа наблюдения и как можно более раннего предсказания динамики климатических явлений, оно, я надеюсь, позволит нам в будущем держать такие удары стихии, как нам приходится держать прямо сейчас.
 
Михаил Владимирович, у вас в Комсомольске делают уникальные продукцию - истребители пятого поколения, сейчас будут делать «Шах-мат». Вы строите дорогущие масштабные гидротехнические сооружения. Но вот простой человек, который выходит за ворота завода, Вы часто бываете в городе, - чем ему заниматься, что он видит вокруг себя? Как сделать его жизнь более комфортной и благополучной?
 
М.Дегтярев: Настроение мы видим у людей не очень, и связано это, конечно с не очень комфортной городской средой, поэтому все усилия для комсомольчан в первую очередь, да и хабаровчан тоже, ну пока в Комсомольске, мы направляем на то, чтобы благоустроить город.
 
Общественных пространств только по нацпроекту «Комфортная городская среда» мы привели в порядок уже 5, и в этом году еще 6. В прошлом году мы 50 дворов благоустроили в Комсомольске-на-Амуре, а в этом благоустроим 78. Плюс ко всему мы впервые заключили соглашение о сотрудничестве с «Объединенной авиастроительной корпорацией» как холдинг, в который входит наш Комсомольский-на-Амуре авиационный завод.
 
Компания вложит в благоустройство в общественное пространство, в культуру города 600 миллионов за ближайшие три года. В том числе, еще 26 дворов за счет наших авиастроителей. Плюс парк приведут в порядок, плюс дом культуры авиастроителей приведут в порядок.
 
А. Чекунков: Важно слышать голоса самих городов, голоса горожан. Что на муниципальном уровне, что сами граждане, как участвуют в том, чтобы делать мир вокруг себя лучше?
 
М.Дегтярев: Ну здесь у нас есть программа поддержки ТОСов - территориального общественного самоуправления, когда группы граждан объединяется, и заявляется на грантовую поддержку, и мы из краевого бюджета даем им деньги, и они сами приводят и детские площадки, мемориалы, кстати, очень хорошо ремонтируют, посвященные в том числе ветеранам Великой Отечественной войны, то есть места такие общественного притяжения. Мы этом году увеличили финансирование до 100 миллионов - было 75 в двадцатом, и видим очень бурный рост активности.
 
У нас количество ТОСов увеличилась на 200 за год. А на следующий год мы еще удваиваем цифру - до 200-сот миллионов, и даем возможность людям заявлять уже до трех проектов. Ну, условно, детская площадка, спортивная площадка и место отдыха для жителей, допустим, 2-3 домов. То есть, вот такие инициативные граждане могут вполне получить поддержку из краевого бюджета. Это исключительно наша региональная история, и мы активно этим пользуемся.
 
А. Чекунков: Михаил Владимирович, Вы человек спортивный, представляю Ваш график, но все-таки когда последний раз в руке брали шпагу?
 
М.Дегтярев: А совсем недавно - перед Олимпиадой. По моему приглашению здесь готовилась сборная России по фехтованию, Вы знаете, джетлаг нужно как-то пережить, поэтому наши все фехтовальщики и фехтовальщицы были здесь. И там мне удалось с ними даже пофехтовать, даже удалось победить одного из лидеров нашей шпажной команды нашей Родины.
 
А. Чекунков: Вот это уровень!
 
Мы со студентами Тихоокеанского государственного университета обсуждали Дальневосточную мечту. Формулированию как «три д»: дом, достоинство и достаток. А Вы на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме выдвинули концепцию дома дальневосточника. Поясните, что это такое и как Вы планируете дать дальневосточникам дом их мечты?
 
М.Дегтярев: Мы готовим проект к запуску, и запустим его уже в начале следующего года по индустриальному индивидуальному жилищному строительству. Будет предложено гражданам три проекта типовых, больше - невозможно, это уже будет дорого, площадью 120, 170 и 250 квадратных метров из наших пиломатериалов.
 
Мы сейчас привлекли наших местных производителей, готовим площадку как раз на территории опережающего развития и запустим в следующем году, пилотным будет большой участок земли, где землю получили 250 многодетных семей, но там не построено ни одного дома. То есть, по разным причинам: дорого, не было проектов, не было инфраструктуры.
 
Мы подведем в следующем году туда дорогу, электричество и предложим дешевые, быстровозводимые проекты из нашего сырья. Ну и вообще дальневосточный кластер стройматериалов - это то, о чем мы с Вами говорили, и я знаю, что Вы поддерживаете этот проект. Логистически он идеально должен быть расположен в Хабаровске. Есть земля, есть железная дорога, есть международный авиационный хаб, есть сырье и есть, самое главное, рынки сбыта.
 
Мы сейчас занимаемся подготовкой к открытию грузопассажирского терминала на острове Большой Уссурийский в Китайскую Народную Республику, это даст серьезный толчок развитию торговли между нашими государствами как на экспорт, так и на импорт. Мы сегодня видим, что, например, предприятия, производящие теплоизоляционные материалы из Хабаровска направляют в Китай грузы через Владивосток.
 
Если мы вот здесь буквально в 20 километрах откроем грузопассажирский терминал, мы спокойно сможем экспортировать нашу продукцию в Китай. Так же как и импортировать из Китая. Без большого уссурийского и грузопассажирского пункт пропуска нам здесь не обойтись.
 
А. Чекунков: Мы - за конкуренцию между регионами. Здоровая конкуренция понижает цены для экономики, делает наш Дальний Восток в целом более сильным и конкурентоспособным, надо экспортировать и становиться богаче.
 
М.Дегтярев: Я хочу одно предложение Вам сделать. Не пора ли нам офис корпорации по развитию Дальнего Востока перенести в Хабаровск? Я понимаю, что Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, наверное, будет сложно перенести, ну уж корпорацию давайте перенесем? Я уже подобрал особняк в центре Хабаровска для корпорации. Примите решение, мы готовы всех разместить.
 
А. Чекунков: Большое Вам спасибо за предложение. У нас корпорация в 18-ти субъектах федерации работает, и в Хабаровском крае - один из самых больших ее филиалов. Корпорация приняла решение увеличить здесь состав сотрудников, поэтому новый офис придется им точно кстати.
 
Но давайте мы им эту морковку подвесим не просто за красивые глаза, а за то, что они поставят перед собой задачу - перед нами и перед жителями края возьмут ответственность, - радикально увеличить приток инвестиций в Хабаровский край и привлечь инвесторов в знаковые проекты, которые Вы перечислили. Подарок - офис на берегу Амура получат в результате.
 
М.Дегтярев: Хабаровск готов к тому, чтобы размещать и штабы крупных предприятий и компаний, и в том числе в перспективе и Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.
 
Вместе мы сделаем Хабаровский край опорным краем державы, столичным краем, где самая мощная экономика, самые трудолюбивые люди и самые прекрасные места для туризма и отдыха.
 
А. Чекунков: Михаил Владимирович, спасибо Вам, удачи! Будем работать.