|
Следователи продолжают собирать доказательную базу по уголовному делу теперь уже бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала. Работа ведется на всех фронтах: в Москве, в Центральном аппарате и в краевом управлении. Сюда приходят очевидцы и свидетели тех событий. Следователи опрашивают и бывших сотрудников милиции, которые в конце девяностых - начале двухтысячных расследовали резонансные преступления в Хабаровском крае.
«Следствию стало известно, что на тот момент крупный предприниматель и депутат Фургал оказывал серьезное влияние на отдельных высокопоставленных сотрудников милиции. Они информировали его о предварительном следствии, что позволило скрывать причастность к произошедшему», - поясняет руководитель управления взаимодействия со СМИ СК России Светлана Петренко.
Делать Фургала «невидимкой», предположительно, помогали фокусы с документами. К примеру, в постановлении о назначении медицинской судебной экспертизы от 2004 года, выданном в ходе расследования убийства предпринимателя, в фамилии случайно или нарочно сделана ошибка - вместо «Фургал», написано «Фурган». Позже ее поправили, но в протоколе судебного заседания по этому же делу - снова ошибаются. Фургал вновь превращается во Фругана. Это во многом объясняет почему фамилия высокопоставленного чиновника не значилась ни в одной базе данных. Потом база и вовсе исчезла.
Следователям стало известно, что вся база данных Дальневосточного управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) хранилась на дискете: данные по нераскрытым преступлениям, справки оперативников, имена, фигуранты. Но вся информация странным образом пропала вместе с дискетой в тот самый момент, когда главное управление МВД по Дальневосточному округу возглавил Анатолий Золотарев. С 1997-го по 2001-й годы Золотарев возглавлял УВД Хабаровского края, затем был назначен начальником управления по Дальневосточному округу, которым руководил до 2009-го года. Именно в этот период в регионе происходили громкие заказные убийства коммерсантов, процветали крышевание и рэкет. Местные жители хорошо помнят те времена.
«Эти братки ходили по барахолке. У кого что хотели, то и отбирали. Я однажды видела, как молодой человек продавал детское питание в баночках. Подошли эти братки, все взяли у него. Я испугалась - думала, что и мне несдобровать. Они же с ножами ходили», - вспоминает жительница Хабаровска Мария Васильева.
Ключевые вопросы решал на тот момент лидер организованного преступного сообщества «Общак» Евгений Васин, известный как Джем. Так называемым «смотрящим» по Хабаровску у него был Юрий Масленников по прозвищу Краб. Ему подчинялась организованная преступная группировка «Моисеевская» с лидером Михаилом Тимофеевым. Сергей Фургал, как утверждают источники, был для него сначала ручным коммерсантом, занимался скупкой и продажей металла, а после получил самостоятельность и начал, по данным следствия, организовывать устранение неугодных с помощью участников все той же группировки. Позже Тимофеев, как считают следователи, стал помощником и личным телохранителем Фургала.
Светлана Петренко уточняет - исполнителями убийств являлись участники местной преступной группировки, с которой в 2000 годах был тесно связан один из приближенных Фургала Андрей Карепов, ставший его помощником в период работы депутатом Государственной думы.
Во время допросов последний начальник расформированного УБОПа Хабаровского края подтвердил, что многие офицеры этого подразделения получали деньги от бизнесменов, близких к Фургалу. О связях силовиков с криминалом ранее писали в местной прессе. Покровителями будущего губернатора Фургала, со слов журналистов, могли быть Вячеслав Баранов - начальник УВД Хабаровского края и Владимир Малиновский - прокурор Хабаровского края и пришедший ему на смену Юрий Гулягин.
«Руководители правоохранительного блока, контрольно-надзорных органов, судебной власти, депутатского корпуса, чиновники зачастую очень близко знают друг друга и, фактически являясь выходцами из одной среды, в том числе даже, будучи одноклассниками зачастую так или иначе образуют некую сплоченную группу», - поясняет экс-сотрудник УФСБ России по Москве и Московской области Александр Беляев.
Впервые имя Фургала как возможного заказчика убийства прозвучало в 2004 году. Тогда в селе Лермонтовка на одной из его баз по приему металла произошел конфликт с Романом Сандаловым. Ему не заплатили деньги за сданный металл, и он забрал его назад. Говорят, это не понравилось Фургалу. В село прибыла группа из крепких молодых людей во главе с личным водителем коммерсанта Владимиром Журавлевым. Сандалова застрелили из охотничьего карабина.
Мать убитого Наталья Сандалова называет Журавлева убийцей: «Он стрелял в моего сына. Следователь переквалифицировал дело со ст. 105 УК (убийство) на ст. 109 (убийство по несторожности). Заказчиком был Сергей Иванович Фургал».
Фургал тогда вступился за Владимира Журавлева. Отсидев 1,5 года в колонии, тот вернулся на работу к своему покровителю. Сейчас от Фургала, похоже, пытается откреститься. На вопрос корреспондента телеканала «Россия 1», что его связывает с Сергеем Фургалом, Журавлев лаконично ответил «Ничего» и бросил трубку.
Для следствия очевидно, что преступления были совершены в угоду коммерческим интересам Фургала. Он может быть причастен к расправе над собственным компаньоном Олегом Булатовым, к покушению на бизнесмена Александра Смольского, который остался жив, а также к убийству дальневосточного предпринимателя Евгения Зори, с которым у Фургала был конфликт из-за здания завода ЖБИ № 2 в Хабаровске. В 2004 году вокруг объекта разгорелись споры. Одна часть здания принадлежала Сергею Фургалу. Тут располагался пункт приема металла. А другую выкупил Евгений Зоря. Фургалу это, якобы, не понравилось. Он сначала просил продать ему долю, а потом перешел к угрозам.
После ареста Фургала вдова убитого Лариса Зоря впервые за 15 лет дала интервью. Сейчас она с детьми живет в Канаде. Была вынуждена покинуть Родину, опасаясь расправы.
«Для меня совершенно ясно, что убийца и заказчик этого преступления - Фургал. Следователь, который вела расследование, сказала, что «у нас большая доказательная база, и мы скоро найдем преступников». Но когда в деле стали фигурировать фамилии Фургала и Мистрюкова, стали вызывать наших сотрудников и говорить, чтобы они поменяли свои показания. Поменяли следователя, и вскоре дело вообще было закрыто», - вспоминает она.
Лариса Зоря уверена: если бы расследование не начали следователи из Москвы, дело вряд ли когда-либо вообще раскрыли. «Все эти годы моя семья и друзья мужа продолжали добиваться правды. Но из-за того, что все решалось на местном уровне, наши попытки не были успешными. Потому, что все начиналось и заканчивалось в Хабаровске, и мы не могли ничего с этим поделать. Мы знали, что у Фургала есть большие покровители, связи. Потом он стал депутатом, получил депутатскую неприкосновенность и это тоже осложнило все наши возможности по поиску убийцы мужа», - вспоминает она.
Вдову убитого бизнесмена арест Фургала как заказчика убийств и покушений спустя 15 лет не удивил. Она называет Фургала преступником и убийцей. «И на месте моего мужа мог оказаться любой из вас, кто осмелился бы встать на пути Фургала. И когда я слышу, «зачем ворошить дела 15-летней давности?»… Знаете, у убийства нет срока давности», - считает Лариса.
Недавно у дочери убитого Зори был выпускной. По традиции девочки танцуют первый танец с отцами. Поначалу Аня отказывалась идти на выпускной, так как танцевать ей было не с кем. «Я ей сказала: «Ты будешь танцевать со мной». Мы танцевали, и слезы текли у нас по щекам. Когда танец закончился, мы стояли и плакали», - вспоминает вдова убитого бизнесмена.
После ареста Сергея Фургала родственники многих жертв вздохнули с облегчением. Лариса заявила, что прилетит в Хабаровск. Вместе с другими пострадавшими она ждет окончания расследования и надеется на справедливое наказание. Ведь за смерть близких кто-то должен ответить.
Андрей Ивлев
Вести. Дежурная часть, 25.7.20
Вести.ру, 25.7.20