Все твердят, что нужно кем-то мне становиться,
А я хотел бы остаться собой.
Мне стало трудно теперь просто разозлиться,
И я иду поглощённый толпой.
("Бездельник", Виктор Цой)
Умение исполнять чужие произведения в дальнейшем даёт возможность работать с любой музыкой. Очень многих музыкальных профессионалов можно встретить у кого-то на подпевках, в составе музыкальных коллективов. Работать в команде с известным именем для этих людей означает хорошо устроиться. Устремляться куда-то дальше (глубже в собственный внутренний мир), видимо, не всем надо.
Но раскрывать самого себя - это совершенно иной процесс. Подлинная радость от прикосновения к музыке и настоящая творческая жизнь кроется именно здесь. Красота не значит сложность. Но докопаться до собственной элементарной сути труднее, чем исполнять самые виртуозные вещи. Для кого творчество становится поиском истины, тот часто бывает не понят технарями и академистами. Но его лучше поймёт другой искатель, даже из другой сферы, и даже вообще не из сфер искусства.
Радость от занятия творчеством, как от способа самопознания, открывается в самом начале и стяжается спустя долгое время после кризисных периодов. Чтобы обрести непоколебимую уверенность, нужно преодолеть множество препон, которые целый мир воздвигает на дороге. Далеко не со всеми препятствиями нужно бороться. Вы ничего не добьётесь на этом духовном пути, если будете прорываться туда, где вас не жалуют.
Если вы пошли учиться искусству, то трудности неизбежны, как во время любой учёбы. Но будьте внимательны, когда вас начинают ломать: часто это не с целью помочь вам развиваться, а чтобы сделать из вас себе подобного. Или просто замучить. Обращайте внимание на то, как к вам относятся, уважают ли ваши вкусы и убеждения - это будет критерием того, как с препонами поступать. Это могут быть естественные препятствия на пути развития, требующие преодоления, которые станут для вас трамплином. В противном случае эти барьеры лучше обходить (умный в гору не пойдёт). Если вас пытаются унижать - это те самые противотанковые ежи, с которыми лучше не связываться. В этом унижении проявлен не какой-то диалог профи с потенциальным неотёсанным профи, а таковы зачастую вообще нынешние отношения между людьми. Но даже если с этим миром явно что-то не то, бороться нужно не с ним. Когда вы окажетесь в чистом поле после напряжённого периода борьбы за свой документ об образовании, возможно, станет понятно, что вовсе не нужно было никому ничего доказывать. Не нужно принимать каждый вызов, если вас задирают. Доказываем мы только сами себе.
А что с этими делать? Которые от вас что-то хотят в угоду своим представлениям об искусстве. Для которых формат - истина в последней инстанции. Этих только жалеть. Вы в чистом поле, а они на своём жалком клочке. Отправляясь в свободное плавание, вы оцените количество степеней свободы, которых они себя лишили.
Если вы ещё не знаете, сколько существует в мире многообразия, но чувствуете, что от таких безапелляционных заявлений, какой ДОЛЖНА быть музыка, у вас скисает лицо, знайте, что искусство никому ничего не должно. Даже с точки зрения морали оценивать какие-то произведения можно лишь в теоретическом смысле. Может, оно и должно нести свет, добро и любовь, и вы с этим согласны, но прослушав какое-то произведение, почему-то эти начинают улыбаться, а на вас нападает тоска... И наоборот, какие-то любимые вами произведения могут вызвать у них негодование. Да у вас же самих может меняться вкус, особенно когда заезживаются на слуху одни и те же произведения. С годами предпочтения могут меняться. Именно поэтому о вкусах не спорят - слишком деликатный вопрос.
Система не обязывает и не контролирует духовные вещи. Общаться с вами по душам, делиться откровениями не входит в обязанности людей в системе. Если с кем-то из ваших учителей удалось наладить близкое общение, считайте, что это у вас с ним неформальное. Ему за это не будет надбавки к зарплате. Но с таким же успехом вы можете общаться с кем-то вне образовательных стен.
Система сама по себе остаётся железобетонной. Она тиражирует сухие знания, но не огонь. Не стоит уповать, что, приобщаясь, у вас разгорится желание одарить мир своим прекрасным порывом, что это возвысит вас. Скорее наоборот, вас будут постоянно опускать на землю с небес. Вдохновлять - только на совести людей, кто сам одухотворён. Совесть не подконтрольна никакой структурой и не подотчётна. Искать понимание и поддержку, видимо, придётся всю жизнь, и никто вам не даст гарантию, что под какой-то вывеской делают крылатых людей.
Если вы осознанно пошли учиться, то вы собираете хворост. Поджечь эти сырые дрова у вас не хватит огня, если вас гасили всё это время.
Когда вас подташнивает от чьих-то заявлений, придётся потерпеть, уж раз вы влезли в эту колею. Вам же нужен хворост? Утилитаризм в искусстве может оказаться таким же, как на кафедре машиностроения. Всё изведано, формула души изобретена - всё вам расскажут, поставят на рельсы. Играйте по нотам, изучайте таблицы аккордов. У всего есть название. Тональность определяется тоникой. Есть законы жанра. Не раз вам придётся кивать головой, демонстрируя согласие.
Люди всезнающей породы, которые ни во что не верят, водятся повсеместно, и в искусстве тоже. Их искушённость привела их к тому, что они утратили в чём-то чувство вкуса. Это как, просмотрев хороший фильм, в следующий просмотр уже не испытаешь первого наслаждения. А им приходится из раза в раз просматривать одно и то же. Новизна для них исчезла. Их жизнь не меняется. И сами себя они, видимо, убедили, что вся жизнь именно такова. Они даже попытались в этом убедить вас - не вышло. Засела прочная схема в голове, что всё в жизни решают средства для жизни, всё надо сводить к определённой форматности. И вас будут готовить к тому, чтобы потом вы были лучше востребованы. Таковы их благие намерения. Уж они знакомы с наукой, как угождать серым массам. Вас тошнит - терпите.
Нужна ли вам всевозрастающая тоска? Когда выход за рамки, поиск, эксперимент не приветствуются, возникает резонный вопрос, как они вообще занимаются творчеством… Они им не занимаются, уж поверьте, когда холодным тоном звучат такие заявления: "Настрадались!" Скорее это они выдохлись, господа толстокожие. Их ждёт ожирение с диабетом. Волноваться им нельзя, как людям в доме престарелых. Если выбирать между ожирением и сединой, выбирайте седину - она прекрасна и благородна! Стерпите достойно все удары, и вы познаете свою душу. Как иногда говорят старики: "В молодом возрасте даже не подозреваешь о существовании внутренних органов, пока к старости они не начинают болеть." Что касается души, она должна болеть, чтобы её услышать.
А искусство в вечном поиске, вечном открывании и первопроходстве. Оно вечно новое. Тут не может быть “довольно” и “настрадались”. У творческих натур нередки срывы, психозы - значит, процесс идёт. За покорённой вершиной обязательно будет следующая ещё более крутая. Вряд ли эта борьба закончится при достижении человеком определённого возраста или общественного положения. Человек, посвятивший себя искусству, не планирует свою старость и не ждёт выхода на пенсию. Однажды он свалится как на поле боя - достойный конец.
Почему молодёжь больше любит тяжёлую музыку, чем старшее поколение? Потому что это адреналин. У молодёжи идёт расцвет сил. Пока есть молодость и силы, нужно успеть осуществить жизненные планы (либо вдоволь накуражиться и просадить все ресурсы - кто как). Вряд ли пенсионер станет смотреть фильм ужасов - слишком много всплывает жизненных ассоциаций и нелёгкого опыта. Переживать повторно какие-то моменты грозит разрывом аорты. Уже и здоровье слабое, силы не те. Однако только такое искусство, способное пригружать вас, может выправить ваше сознание. Если смотреть серьёзное кино, оно может щекотать нервы не меньше, чем ужастик. Пока ваше сердце здорово, и голова вполне ясная, вы можете воспринимать нелёгкую информацию, поэтому нельзя эти вещи откладывать на старость.
В кризисный период нашей страны, в конец перестройки, в искусстве апокалиптических и декадентских мотивов прозвучало много. Многое из написанного тогда не потеряло актуальность и сегодня. Тогда же появился мультфильм “Ветер” на студии Арменфильм. Мультфильмы этой студии часто крутили по ТВ. Их характерной чертой была буйная фантазия создателей, разрушающая всевозможные шаблоны - доходящие до сюрреализма и за гранью логики: “Ух-ты, говорящая рыба”, “В синем море, в белой пене” и другие работы. В сущности это были обыгранные необычным художественным образом сказки и притчи.
Мультфильм “Ветер” по характеру является продуктом для взрослого контингента, и нужно было ему установить возрастной ценз “18+”. Но затронутые там животрепещущие темы не помешали трансляции мультфильма в прайм-тайм. После просмотра этой работы долго не покидает обречённое чувство, а некоторые эпизоды шокируют и намертво западают в память.
Главного худрука студии Арменфильм обвиняли в похабщине, и на вопрос «чему хорошему может научить такой мультфильм?» он отвечал: «Никогда искусство человека не воспитывало. Это, кажется, Герцен сказал: “Мы не врачи, мы боль”».