На фото троллейбус модели  62151 «Премьер» Вологодского ОАО «Транс-Альфа»
На фото троллейбус модели 62151 «Премьер» Вологодского ОАО «Транс-Альфа»
Какой общественный транспорт на самом деле нужен жителям города Юности.
 
Поводом для написания этого материала стал труд коллективного творчества членов общественного движения «Сила народа» под эпатажным названием «Жорник - где трамвай?», опубликованный в социальных сетях и на некоторых сайтах (http://www.debri-dv.ru/article/24044/zhornik_-_gde_tramvay). Я не буду касаться того, что было опубликовано общественниками, кто хочет, может прочитать по ссылке.  
 
От себя отмечу, что в данном случае в очередной раз увидел однобокий взгляд на серьезный вопрос, пусть и вызванный самыми благими намерениями. Я со своей стороны предлагаю посмотреть на проблему более широко, а именно рассмотреть её с точки зрения организации общественного транспорта в Комсомольске-на-Амуре вообще.
 
Как когда-то написала моя коллега Марина Попова, в своей статье в газете «Вечерний Комсомольск» под названием «Фиолетовый автобус», большинству из горожан абсолютно безразлично на каком виде транспорта они будут перемещаться из пункта «А» в пункт «Б».
 
Главное, чтобы процесс этот происходил с максимальной скоростью, с минимальными неудобствами и оплатой.  В связи с чем, предлагаю начать с экономики, которая, как известно, должна быть экономной.
 
Трамвай, троллейбус, такси, автобус, электробус?
 
С учетом того, что финансы в городе «поют романсы», не только у муниципалитета, но и предприятий и жителей города, выбирать наиболее доступный вид транспорта буду из показателя минимальной цены. В нашем варианте вилка выбора содержит электрический, автомобильный и смешанный транспорт. К первому относится трамвай, троллейбус и метро; к второму такси, автобусы и личный транспорт; к третьему электробусы, которые совмещают в себе преимущества и недостатки автомобилей и электрического транспорта.  
 
За счет более высокого коэффициента полезного действия электромотора по сравнению с двигателем внутреннего сгорания, а также отсутствию необходимости платить различные сборы и налоги, содержащиеся в розничной цене топлива, а также более простой конструкции самого электрического транспортного средства, в первом раунде побеждает электротяга. Что и неудивительно, если вспомнить как широко используется электрическая тяга на железнодорожном, водном и промышленном транспорте, в горнодобывающей промышленности.  
 
Но, и тут есть нюансы, которые могут повлиять, в конечном счете, на наш выбор.  В частности к минусам трамвая и троллейбуса прибавляется необходимость строительства и поддержания в рабочем состоянии контактной сети и рельсовых путей. Этого недостатка лишены электробусы, но они стоят сильно дороже за счет более дорогих аккумуляторов, которые изготовлены с помощью дорогостоящих редкоземельных материалов.
 
С учетом всех вышеназванных нюансов для Комсомольска-на-Амуре наиболее вероятно самым экономичным окажется троллейбус.
 
Как когда-то рассказывал Игорь Иванович Новиков, бывший руководитель трамвайного парка Комсомольска-на-Амуре, сотрудниками их предприятия был проработан проект организации троллейбусного движения в Ленинском округе. Не реализован он был из-за отсутствия необходимых средств, хотя с экономической точки зрения проект был многообещающим.
 
На этапе сравнения разных типов транспорта экономическую часть можно было бы и завершить, но мне кажется это крайне неверным действием, так как, говоря о деньгах, надо не забывать о том, что расходами на покупку, строительство и эксплуатацию транспорта, расходы не ограничиваются.  И речь даже не в утилизационном сборе, который несколько лет назад подарили нам всем законодатели. Речь в данном случае идет о рабочих местах для горожан, дополнительных доходах городских предприятий и налогах в городскую казну.
 
Практически всю свою историю пассажирские предприятия города Юности покупали трамваи и автобусы за пределами города и страны. Кроме одного единственного момента, когда ремонт, модернизация и изготовление трамваев велись на производственных мощностях КнААПО. Что-то мне подсказывает, что с учетом статуса « инженерной столицы Дальнего Востока»,  неравномерности загрузкой заказами КнААЗа и АСЗ, тема организации собственного производства общественного транспорта в нашем городе является как никогда актуальной.
 
Кто-то может сказать, что организация нового производства для Комсомольска-на-Амуре слишком сложная и малоэффективная, так как требует специалистов и слишком затратна только для обслуживания города и его окрестностей.  Этим гражданам спешу сообщить, что лично знаю бывшего конструктора нашего авиазавода, который принимал участие в проектировании продукции «АвтоВаза» последнего поколения.
 
Также напомню, что планы создания автосборочных производств возникают всю историю города, начиная с самого его зарождения, и подразумевали выпуск техники для обеспечения нужд всего Дальнего Востока. Только за последние 20 лет озвучивались намерения о выпуске легковушек отечественной «Лады» и китайских грузовиков.
 
Более того, в 90-х годами силами сотрудников политехнического института был разработан комплект документации для серийного выпуска вездехода «Полоз», а современные технологии позволяют организовать одновременную сборку на одной линии сразу нескольких типов автомобилей.  Завершая этот подраздел напишу, что реализация этого замысла именно сейчас потребует проявления воли руководства города, а момент более чем подходящий- задача импортозамещения с проблемой транспортной удаленности могут стать теми горькими лимонами, из которых можно сварить вкусный «лимонад».
 
Говоря об экономике общественного транспорта, нельзя забывать о его социальной составляющей, так как его услугами пользуются не только экономические активные граждане, но и пенсионеры, дети и подростки. По моему мнению, уже настал момент поставить вопрос о переводе общественного транспорта из сферы бизнеса в сферу социальную, так как большинство жителей города сейчас заняты выживанием, и по этой самой причине не готовы быть источником прибыли для бизнесменов.  
 
К тому же ещё часто и иногородних предпринимателей, выводящих полученную прибыль из экономики города за его пределы, сокращая возможности развития городского хозяйства. В нашем случае это могли бы быть остановки общественного транспорта, которые сегодня содержатся за счет средств городской казны, а не перевозчиков.
 
Мне неоднократно доводилось читать тексты, авторы которых утверждали, что при соблюдении некоторых условий, содержание развитой системы городского транспорта, гораздо выгодней увеличения парка личных автомобилей, которые требуют расширения дорожной сети и прочей сопутствующей инфраструктуры за счет муниципальной и государственной казны.
 
Кроме того, расширение маршрутной сети общественного транспорта, потребует увеличение рабочих мест, которые скоро сократятся, например, в сфере такси за счет создания роботизированных такси.  Если кто-то думает, что процесс замены живого водителя на компьютер в такси дело далекого завтра, то он глубоко ошибается.  Благодаря техническому прогрессу и транснациональным компаниям, в Комсомольске-на-Амуре первые такси без живого водителя могут появиться в течение ближайших десяти лет. Если не раньше.
 
Личный автомобиль безусловно удобная вещь, которая дарит его владельцу удовольствие от вождения, комфорт и независимость.  Но суровая правда жизни говорит о том, что в связи с продолжающимся уже больше 10 лет экономического кризиса, автомобиль снова становится не средством передвижения, а роскошью, который уже очень скоро себе смогут позволить очень немногие граждане. Достаточно посмотреть на парк существующих в городе личных автомобилей, чтобы заметить, что новую машину себе могут позволить очень немногие граждане. В связи с ужесточением экологических норм, использование старых вскоре станет очень невыгодным.  В связи с чем, развитие общественного транспорта становится все более актуальным для Комсомольска-на-Амуре
 
Экология
 
Исторически так сложилось, что город Юности строился в соответствии с советскими градостроительными нормами, которые не подразумевали наличие у большинства жителей многоквартирных домов личных автомобилей. Это было просто не нужно, так дома строились предприятиями из расчета получасовой прогулки от дома до проходной предприятия в любую погоду. Если же жилой дом строился дальше, то с учетом поездки на общественном транспорте в том же временном отрезке.
 
Именно по этой самой причине, дворы большинства МКД Комсомольска-на-Амуре не рассчитаны на стоянку многочисленных личных авто. Это я к чему? К тому, что сокращение «поголовья» личного автотранспорта сократит выбросы вредных веществ не только на транспортных артериях города, но сделает более комфортной жизнь во дворах, которые станут более свободными от машин, которые мешают жильцам прогревом двигателя, звуками сигнализации и прочими стоянками на газонах.  
 
Город уже построен по советским нормативам, и по этой причине, эксплуатировать его надо по советской «инструкции», а не та как хочется отдельным индивидам. Хочешь автомобиль под окном? Купи дом за городом, и живи там со своим автомобилем в своё удовольствие.  
 
В этом материале я только пробежался по проблемам, связанным с развитием общественного транспорта Комсомольска-на-Амуре. Как мне кажется, проблема слишком обширна и серьёзна, чтобы можно было вытащить только один аспект, и требовать его незамедлительного решения. Нас ожидают очень непростые времена, и решать проблемы надо в комплексе, чтобы в будущем «нежданчики» не отравляли нашу жизнь.
 
А для этого требуется серьезное обсуждение не только с участием специалистов, но и широкой общественности, так как затронутая тема касается практически всех жителей Комсомольска-на-Амуре и его окрестностей. С учётом того, что в городе уже реализуются различные программы, связанные с модернизацией дорожной сети, процесс обсуждения путей развития общественного транспорта нужно запускать незамедлительно. Как шутят в подобных случаях: «Ещё вчера».
 
Александр Альдиев.
 
П.С. Если Вам понравился мой материал, ставьте лайки, делайте репосты, пишите комментарии. Тем самым вы покажете, насколько важна затронутая тема, а высказанное вами мнение или дополнение поможет еще больше раскрыть тему.