Макет культурного центра
Макет культурного центра
С августа сего года по настоящее время в РС(Я) в социальных сетях, частных сайтах и сетевых изданиях Интернет часто размещаются и публикуются остро критические, озлобленные, недовольные и ругательные комментарии и отзывы по теме «строительства культурного центра за 18 лярдов».
 
При этом видно, что подавляющее большинство сетевых и Интернетовских пользователей и читателей СМИ Якутии не знает законодательство о ГЧП (МЧП) и особенности и механизмы строительства по проектам ГЧП (МЧП). Также ощущается, что граждански активная часть населения республики не имеет никакого архитектурного, градостроительного, инвестиционного и искусствоведческого представления о проекте ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске. Создается впечатление, что власти РС(Я) специально запутывают людей олонхолендскими и фольклорными выступлениями главного пиарщика проекта ГЧП по Арктическому центру режиссера-гуру Андрея Борисова.
 
Федеральный закон о ГЧП (МЧП)
 
В РФ инициирование, принятие и реализация проектов по ГЧП (МЧП) регулируются Федеральным законом «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (далее - ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015).
 
В статье 7 данного ФЗ определены объекты соглашения о ГЧП (МЧП) по 20 видовым группам создаваемых недвижимых имуществ, производств и информационных технологий. Они охватывают широкий перечень объектов от частных автодорог и мостов до гидротехнических сооружений и имущественных комплексов по производству промышленной продукции. Среди них по пунктам 12 и 13 данной статьи ФЗ значатся объекты здравоохранения, санаторно-курортного лечения, образования, культуры, спорта, отдыха граждан, туризма и социального обслуживания населения.
 
В соответствии с ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015, по производящим платные товары и услуги группам объектов соглашения о ГЧП (МЧП) затраченные частным партнером на создание объектов инвестиционные и заемные средства должны за определенный срок возвращены с процентами и дивидендами от реализации производимых объектами товаров и услуг. Что касается по входящим в пункты 12 и 13 статьи 7 данного ФЗ социальным объектам, то затраченные частным партнером на создание объектов инвестиционные и заемные средства должны за определенный срок покрыты с процентами и дивидендами субсидиями конкретного государственного или муниципального бюджета. В связи с этим обстоятельством, можно особо отметить, что строящиеся по ГЧП (МЧП) социальные объекты являются самыми коррупциогенными проектами в партнерских отношениях органов федеральных, региональных и муниципальных властей с частными партнерами.
 
Согласно части 1 статьи 5 означенного ФЗ сторонами соглашения о ГЧП (МЧП) являются публичный партнер и частный партнер. Кроме того, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 данного ФЗ инициатором проекта ГЧП (МЧП) может выступить публичный партнер, его уполномоченный орган или частный партнер.
 
На наш взгляд, очевидно, что ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015, в первую очередь, направлен на заманивание оффшорных российских структур вернуться в РФ законодательной гарантией им особенно сверхвыгодных концессий по проектам ГЧП (МЧП) строительства социальных объектов.
 
О главном документе проекта ГЧП
 
4 июля 2019 г. в официальном сайте РФ в сети Интернет www.torgi.gov.ru было размещено Распоряжение Главы РС(Я) А.С. Николаева от 3 июля 2019 г. № 491-РГ «О принятии решения о реализации проекта государственно-частного партнерства» с тремя приложениями. Данное распоряжение было посвящено проекту ГЧП в отношении финансирования, проектирования, создания (строительства) и технического обслуживания объектов культуры «Государственная филармония и Арктический центр эпоса и искусств» под одной кровлей олонхолендского Арктического центра.
 
В своем распоряжении Глава РС(Я) констатирует, что он принял решение о реализации данного проекта ГЧП на основании предложения ООО «Семнадцатая концессионная компания». Здесь речь идет об инициаторе проекта ГЧП, являющемся подразделением московской Группы компаний «ВИС». В этой связи, некоторые граждански активные жители Якутии могут задаваться следующим политически щепетильным и подозревающим в коррупционных замашках вопросом. С чьей подачи, на чьих материалах и с какими намерениями сие московское ООО вроде самостоятельно от органов исполнительной власти РС(Я) предложило решать посредством ГЧП сугубо внутренние национально-культурные и инвестиционные проблемы республики?
 
Означенным распоряжением Глава РС(Я) публичным партнером данного проекта ГЧП определил Министерство экономики республики во главе с Майей Даниловой. В приложении № 1 этого распоряжения прописаны отдельные «долгоиграющие» поручения следующим органам исполнительной власти РС(Я):
 
а) Министерству имущественных и земельных отношений - по земельным участкам и вопросам собственности проекта ГЧП;
 
б) Министерству строительства - по согласованию технического задания и планировочных решений;
 
в) ГКУ «Служба государственного заказчика РС(Я)» - по осуществлению контроля по этапам строительства объекта и согласованию ряда вопросов;
 
г) Министерству ЖКХ и энергетики - по содействии в подведениях к объекту инженерных коммуникаций;
 
д) Министерству культуры и духовного развития - по согласованию технического задания, планировочных решений, перечня мебели и оборудования и т.д.
 
В приложении № 2 данного распоряжения установлены существенные условия соглашения о ГЧП по финансированию, проектированию, созданию и техническому обслуживанию объекта Арктический центр. Здесь же приведены объемы частичного финансирования со стороны публичного партнера, то есть РС(Я), в сумме 3,78 млрд рублей в 2020-2022 гг. и субсидий публичного партнера на техническое обслуживание объекта в сумме 1,76 млрд рублей в 2023-2030 гг. Также приведен объем субсидий публичного партнера на возмещение расходов частного партнера на создание объекта в сумме 13,10 млрд рублей в 2023-2030 гг. Всего сумма бюджетных расходов РС(Я) на данный проект ГЧП получается равной 18,64 млрд рублей на период 2020-2030 гг.
 
Проект ГЧП по Арктическому центру по сущности был нацелен на реализацию посредством заключения соглашения публичного партнера Министерства экономики РС(Я) с подавшим надлежащую заявку на участие в нем частным партнером. В этой связи, по организационному порядку распоряжение о принятии решения о реализации проекта ГЧП должно было правительственным, подписанным Председателем Правительства РС(Я) или курирующим экономику его заместителем. Однако такое распоряжение почему-то было издано Главой республики. Нам неизвестно, почему не так, как следует, получилось.
 
Здесь, как версии, можно только привести следующие предположения. Первое - Председатель Правительства РС(Я) Владимир Солодов под какой-то серьезной мотивацией отказался издать правительственное распоряжение по означенному проекту ГЧП. Второе - чтобы показать свое рвение перед близкими к Кремлю завуалированными хозяевами Группы компаний «ВИС», Глава РС(Я) Айсен Николаев, вопреки организационному порядку, сам издал распоряжение о принятии решения о реализации пресловутого проекта ГЧП. Имеются и другие предположения, но суть настоящей статьи не в них.
 
Автор полагает, что в любом случае, издав вызывающий много толков распоряжение от 3 июля 2019 г. № 491-РГ, А.С. Николаев совершил крупную служебную ошибку, могущей негативно повлиять на его дальнейшую карьеру и человеческую судьбу в период так называемого «транзита власти» в РФ. Предсказать, что может случиться с Айсеном Николаевым в связи с реализацией в РС(Я) проектов ГЧП по Арктическому центру и другим объектам, дело трудное, некорректное и даже рискованное. Словом, то ли построенный на опасном полуострове умирающего озера Сайсары Арктический центр потерпит крупную техногенную аварию, то ли хозяева «ВИС» будут подвергнуты к уголовному и имущественному преследованию со стороны некоторых властных групп России.
 
Как кажется автору, в целом, проект ГЧП по Арктическому центру отныне можно считать Дамокловым мечом, постоянно висящим над головой А.С. Николаева.
 
Вот 6 декабря сего года Глава РС(Я) А.С. Николаев назначил опытного менеджера-экономиста Д.С. Саввинова вторым первым заместителем министра экономики республики. Можно предположить, что публичное партнерство Минэкономики РС(Я) начало так сильно вызывать раздражение и беспокоить министра Майю Данилову, что срочно понадобилось придать ей в помощь хорошо знающего строительные азы Данила Саввинова. Ну что ж, поживем-увидим…
 
Основные противоречия проекта ГЧП с ФЗ № 224-ФЗ
 
В соответствии с частью 3 статьи 8 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015, предложение о реализации проекта ГЧП должно содержать показатели и доводы по следующим пунктам:
 
1) описание проекта и обоснование его актуальности;
 
2) цели и задачи реализации проекта, определяемые с учетом целей и задач, которые предусмотрены документами стратегического планирования;
 
3) оценку возможности получения сторонами соглашения дохода от реализации проекта;
 
4) описание рисков (при их наличии), связанных с реализацией проекта;
 
5) сведения об эффективности проекта и обоснование его сравнительного преимущества.
 
Как кажется автору, в настоящее время нет опубликованного в печатных изданиях и сайтах сети Интернет составленного по требованиям ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015 описания проекта ГЧП по Арктическому центру. В связи с этим, безупречное соответствие данного проекта ГЧП, например, к приведенным выше отдельным пунктам части 3 статьи 8 означенного Федерального закона о ГЧП (МЧП) приходится выяснять по тексту Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. с приложениями о принятии решения о реализации проекта ГЧП по Арктическому центру.
 
На сегодня общественности РС(Я) доподлинно неизвестно проектное обоснование актуальности планируемого правительством республики размещения в построенном по проекту ГЧП здании Арктического центра имеющего лучшее в Якутии театральное здание Саха театра. Об актуальности такого переезда Саха театра в Арктический центр не упоминается и в упомянутом Распоряжении Главы РС(Я). Следовательно, реализуемый с сентября 2019 г. проект ГЧП по Арктическому центру по актуальности не соответствует пункту 1 части 3 статьи 8 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015.
 
В РС(Я) имеется стратегический документ «Стратегия социально-экономического развития РС(Я) до 2032 г. с целевым видением до 2050 г.», утвержденная Законом РС(Я) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI. Так, в разделе данной Стратегии «Сохранить культурное и историческое наследие и расширить доступ широких слоев населения к лучшим образцам культуры и искусства» нет целей и задач строительства и использования крупного объекта культуры и искусства, каким должен быть Арктический центр в г. Якутске. Это - с одной стороны. С другой стороны, в Распоряжении Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. целью проекта ГЧП по Арктическому центру заявлялось «достижение высокого уровня духовного развития и культурно-нравственных ценностей каждой личности и общества». Очевидно, что это является рассчитанным на простаков словоблудством. Ведь в современном мире такая цель не достигается строительством одного, хотя и крупного и сверхдорогого, объекта культуры и искусства.
 
В том же июльском сего года распоряжении Главы РС(Я) о проекте ГЧП по Арктическому центру поставлена задача «строительства, реконструкции объектов культуры и искусства, приобретения объектов недвижимого имущества». А в законодательно утвержденном стратегическом документе РС(Я) на период до 2032 г. материализованных в строительстве, реконструкции и коммерции недвижимым имуществом задач вообще нет. Таким образом, получается, что официально объявленные цели и задачи проекта ГЧП по Арктическому центру не соответствуют пункту 2 части 3 статьи 8 ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015.
 
Насчет соответствия проекта ГЧП по Арктическому центру пункту 6 части 3 статьи 8 Федерального закона о ГЧП (МЧП) автор не может привести никакого положительного ответа. Дело в том, что в июльском сего года распоряжении Главы РС(Я) отсутствует четкая оценка получаемых Минэкономикой республики (публичный партнер) и ООО «ВИС-Развитие» (частный партнер) будущих доходов от эксплуатации построенного Арктического центра в 2022-2030 гг.
 
Вопреки пункту 8 части 3 статьи 8 ФЗ ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015, в Распоряжении Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г., то есть содержащего предложение о реализации проекта ГЧП по Арктическому центру документа, не описаны возможные риски сейсмического разрушения и мерзлотных деформационных аварий построенного Арктического центра. Ведь по предварительным научным данным площадка Арктического центра на южном полуострове озера Сайсары является сейсмически и мерзлотно весьма опасной вследствие ее приозерных водо- и льдонасыщенных талых и пластичномерзлых грунтов и таликовых няш.
 
Соответствие проекта ГЧП по Арктическому центру пункту 9 части 3 статьи 8 Федерального закона о ГЧП (МЧП) касательно вопросов эффективности проекта и обоснования его сравнительного преимущества по материалам июльского 2019 г. Распоряжения Главы РС(Я) в общем не поддается внешней оценке непосвященного в замороченных инвестиционных расчетах специалиста-строителя. Например, о какой эффективности данного проекта ГЧП может идти речь, когда за построенный в г. Якутске объект культуры со стоимостью 9,94 млрд рублей в 2019 г. в течение 10 лет придется оплатить за расходы, ипотеку и обслуживание всего 18,64 млрд рублей. Если РС(Я) технологически и инвестиционно под силу самостоятельно построить за 3-4 года данный Арктический центр в сейсмически и мерзлотно менее опасном 79 квартале г. Якутска со стоимостью 9,9 млрд рублей, то зачем данное строительство нужно было вести методом ГЧП? Ведь это дороже самостоятельного строительства на 8,70 млрд рублей!
 
Надо же было такого бессмысленного проекта ГЧП с целым ворохом противоречий только по одной 8 статье ФЗ № 224-ФЗ от 13.07.2015 с издающим треск культово-фольклорным пиаром на официозных масс-медиа представить перед жителями РС(Я) началом небывалого строительства Арктического культурного кластера мирового уровня.
 
Сверхрасточительный проект ГЧП
 
Согласно Распоряжению Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ предназначенное к строительству по проекту ГЧП здание Арктического центра на Сайсарском полуострове г. Якутска запроектировано на стадии технический проект в виде комплекса из двух объектов культуры под одной крышей. Так, первый объект «Государственная филармония Якутии» имеет расчетную сметную стоимость 4,73 млрд рублей с НДС в ценах 2019 г. Расчетная сметная стоимость второго объекта «Арктический центр эпоса и искусств» равна 5,21 млрд рублей с НДС в ценах 2019 г.
 
В итоге расчетная сметная стоимость всего объекта культуры Арктический центр составляет 9,94 млрд рублей с НДС в ценах 2019 г. Это на 1,78 млрд рублей больше принятого в первом чтении бюджета г. Якутска с 320-тысячным населением на 2020 г., равного 8,16 млрд рублей (!). Для сравнения можно привести и другие цифры. Так, объем инвестиционной программы РС(Я) на 2020-2022 гг. составляет всего 56,6 млрд рублей, что в 5,7 раза больше расчетной сметной стоимости объекта культуры Арктический центр. Это - с одной стороны. С другой стороны, за счет инвестиционного бюджета республики на 2020-2022 гг. в сумме 56,6 млрд рублей запланировано ввести в эксплуатацию 37 социальных объектов: школ, детсадов, больниц и т.д. без учета Арктического центра.
 
Вместе с тем, общая стоимость инвестирования, проектирования, строительства и техобслуживания объекта Арктический центр по проекту ГЧП на 2020-2030 гг. составляет 18,64 млрд рублей. Это означает, что стоимость строительства по проекту ГЧП одного Арктического центра в г. Якутске будет всего в 3,4 раза меньше суммы инвестиционных бюджетов РС(Я) на 2020-2022 гг.
 
Таким образом, при строительстве по проекту ГЧП объекта культуры Арктический центр с расчетной сметной стоимостью 9,94 млрд рублей, помимо этих бюджетных субсидий в проект, в 2023-2030 гг. республика дополнительно затратит еще 8,70 млрд рублей бюджетных средств. Это показывает, что начавшееся с 2019 г. строительство по проекту ГЧП крупного культурного объекта Арктический центр в г. Якутске бесспорно является неадекватно сверхрасточительным проектом.
 
Альтернативное к проекту ГЧП предложение
 
В настоящее время в г. Якутске у Национального театра танца им. С. Зверева-Кыыл Уола, Государственной филармонии Якутии им Г. Кривошапко, Театра Олонхо и Театра коренных малочисленных народностей Севера «Гулун» нет своих полноценных театральных помещений. Кроме того, Театр юного зрителя работает в ветхом и тесном здании, а Театру эстрады в этом году почему-то приобрели неприспособленное для сценической деятельности коммерческое здание без сцены и зрительного зала (?).
 
Предложение автора настоящей статьи о реконструкции здания Саха театра для размещения в нем театров Саха, Олонхо и Народностей Севера основывается на следующем объективном доводе. Эти драматические театры являются матрешечными по сценической деятельности и родственными по артистическим амплуа. Поэтому их размещение в одном достаточно обширном театральном здании с двумя сценами и зрительными залами будет искусствоведчески рациональным, управленчески эффективным и бюджетно экономичным решением. Для чего следовало бы в 2020 г. проектировать и в 2021-2022 гг. провести реконструкцию здания Саха театра. Как представляется автору, реконструкция здания Саха театра должна быть проведена надстройкой оригинальных сцены и зрительного зала на 350 мест для театров Олонхо и Народностей Севера и достройкой четвертого этажа правому крылу здания для новых гримерных и прочих театральных помещений.
 
По оценке автора, такая реконструкция здания Саха театра могла бы обойтись бюджету РС(Я) примерно 750-800 млн рублей и выполняться за 1,5-2 года без учета времени на проектирование. Причем после такой архитектурно и дизайнерски оригинальной и выразительной реконструкции здание Саха театра на площади Орджоникидзе г. Якутска могло бы стать одной из достопримечательностей не только Якутии, но и всего ДВФО РФ.
 
Уважаемые читатели, сравните и подумайте. В настоящее время РС(Я) в состоянии обеспечить сценами и залами все пять бескровных государственных театров и филармонию г. Якутска за 10,0 млрд рублей без привлечения современных российских мироедов частных партнеров. Несмотря на это, в 2019 г. руководство республики приступило к реализации проекта ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске, который, как минимум, за 18,5 млрд рублей бюджетных средств сможет обеспечить сценами и залами три государственных театра и филармонию. Очевидно, что после такой иррациональной траты огромных бюджетных средств РС(Я) два других государственных театра, если не будут ликвидированы, то на многие годы останутся лишенными крыши над головой. В связи с этим, проект ГЧП по Арктическому центру на опасном Сайсарском полуострове г. Якутска для автора, строителя и исследователя, безусловно представляется сверхрасточительной бестолковостью властей РС(Я).
 
В декабре 2019 г. Градостроительный совет Управления архитектуры при Главе РС(Я) рассмотрел архитектурный облик Арктического центра на Сайсарском полуострове г. Якутска, заново разработанный московским ТПО «Резерв» по заказу московского же ООО «ВИС-Развитие». Как писали СМИ и сетевые издания Интернет РС(Я), в августе сего года олонхолендский прожектер-пиарщик А.С. Борисов презентовал архитектурную концепцию Арктического центра в виде круглого в плане четырехэтажного здания с тремя Великими урасами на кровле и тремя зрительными залами на 700, 450 и 350 мест. Так, в декабрьском сего года Градостроительном совете архитекторы ТПО «Резерв» представили технический проект круглого в плане семиэтажного здания Арктического центра с тремя урасами на кровле, тремя зрительными залами на 700, 450 и 350 мест и рестораном на 150 мест.
 
Судя по информации местных сайтов сети Интернет, в данном совете со стороны архитекторов Якутии никаких замечаний, критических отзывов и конструктивных дополнительных предложений не было высказано. Если семиэтажный архитектурный облик Арктического центра с рестораном на опасном Сайсарском полуострове пройдет технорабочее проектирование, то неизбежным будет увеличение строительно-ипотечной стоимости проекта ГЧП по данному объекту культуры до 22,0 млрд рублей с учетом затрат по проектному обеспечению сейсмической и мерзлотной безопасности объекта.
 
Как видно из описанной презентации в Градостроительном совете, видимо, ООО «ВИС-Развитие» 18,5-миллиардная стоимость только что начавшегося его 10-летнего проекта ГЧП по Арктическому центру оказалась недостаточной и в «бой» за ее повышение пошли заключившие с ним договор московские архитекторы.
 
Заключение
 
18,5-миллиардный проект ГЧП по Арктическому центру в г. Якутске, реализуемый с сентября 2019 г. Минэкономикой РС(Я) (публичный партнер) и московским ООО «ВИС-Развитие» (частный партнер), в сфере социальных объектов ГЧП (МЧП) субъектов РФ безусловно является требующим больших затрат нонсенсом властей Якутии.
 
Можно полагать, что Глава РС(Я) А.С. Николаев выбрал дорогостоящий олонхолендский Арктический центр в качестве культурного объекта данного проекта ГЧП в расчете на его восторженное принятие саха населением республики. Однако этого не случилось и вряд ли случится.
 
Издание Распоряжения Главы РС(Я) от 3 июля 2019 г. № 491-РГ о проекте ГЧП по Арктическому центру является крупным служебным промахом Главы республики А.С. Николаева. В перспективе данное распоряжение может негативно повлиять на дальнейшую карьеру и человеческую судьбу Айсена Сергеевича.
 
По оценке автора, означенный проект ГЧП не только является сверхрасточительной бестолковостью власть имущих РС(Я), но и скрытым процессом, могущим неожиданным образом антикоррупционно выстрелить в свои властные «отцы и матери» в период завершающего этапа «трансфера власти» в РФ или сразу после него.
 
Виталий Степанов,
аналитик-исследователь градостроительной сейсмологии в криолитозоне, доцент.
Yktimes.ru, 21.12.19
http://www.yktimes.ru/ekonomika/sverhrastochitelnaya-bestolkovost-vlast-imushhih-rs-ya/