Так уничтожался фонтан |
|
Разогретый вопрос 27 июня обсудили на круглом столе, проведенном Приморским отделением ОНФ (общероссийское общественное движение «Народный фронт «За Россию»).
Беспощадный ремонт
Проект комплекса зданий Дворца пионеров разработал в 1972 году советский архитектор испанского происхождения Антонио Михе (р. 1932), в чем ему помогали лучшие приморские художники. В начале 1980-х дворец, гармонично встроенный в сложный рельеф Владивостока, был достроен: спортивный, театральный, кружковые корпуса с зенитными фонарями-«шлемами», башня для обсерватории, авторские интерьеры, мозаика… На Дальневосточном архитектурном фестивале «Зодчество-2019» Михе именно за этот проект присудили диплом и золотую медаль в номинации «Выдающиеся произведения зодчества и монументального искусства ХХ века».
Недавно в рамках создания во Владивостоке детского технопарка «Кванториум» во Дворце пионеров начался ремонт. Беда в том, что в данном случае слово «ремонт» вполне можно заменить на «уничтожение».
Некоторые элементы ансамбля уже безвозвратно утрачены: закатан в асфальт мозаичный фонтан-бассейн Веналия Санникова перед центральным корпусом, исчезли декоративная деревянная решетка Анатолия Кротова, светильник «Одуванчик» и вазы из Зимнего сада Владимира Косенко, зашит листами ГВЛ монументальный декор стены в Комнате сказок авторства Надии Шаймордановой…
В апреле 2019 года на заседании Общественного совета при Инспекции по охране объектов культурного наследия Приморского края было принято решение: «Рекомендовать Инспекции… включить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, - «Дворец пионеров и школьников»… - в перечень выявленных объектов культурного наследия Приморского края».
Экспертиза краевого отделения Ассоциации искусствоведов подтвердила: Дворец пионеров имеет признаки объекта культурного наследия. Проблема в том, что официальное включение в соответствующий реестр займет больше времени, нежели губительный ремонт.
В защиту Дворца пионеров недавно высказался известный российский урбанист Илья Варламов, написавший в своем блоге, что после ремонта от архитектурного наследия модернистского Владивостока останутся только фотографии. «Одно утешение - современная пластиковая архитектура недолговечна. В отличие от построек XIX или XX века, вопрос ее сохранения стоять не будет. Пластик, вентфасады, сайдинг не предполагают увековечивания. Это мусор, и вопрос тут только один - как его утилизировать», - пишет Варламов.
Архитекторы бьют тревогу
На круглом столе, который провел сопредседатель Приморского регионального штаба ОНФ Юрий Логинов, были выслушаны аргументы обеих сторон.
«Те, кто поднял вопрос о сохранении культурных ценностей ансамбля Дворца пионеров, - не противники «Кванториума», как многие стараются это представить. Разве кто-то выступает против появления «Кванториума»? - сказала архитектор, эксперт в области охраны памятников истории и культуры Анна Мялк. - Другое дело - какой ценой это создается и почему мы вообще должны что-то терять? Это принципиальный вопрос, он имеет далеко идущие последствия. Ключевая проблема - отток населения с Дальнего Востока, одна из недооцененных причин которого - утрата культурных ценностей, а с ними и культурно-исторических корней».
По словам Анны Вадимовны, проект капитального ремонта фактически предполагает уничтожение Дворца как цельного ансамбля, состоящего из фасадов, интерьеров и неразрывно связанных с ними произведений монументального искусства.
«Проектировщики продемонстрировали полное непонимание законов архитектуры и принципов проектирования. Исследовав проектные материалы, эксперты направили в городскую думу ряд предложений. Администрация города и заказчик получили все возможные подтверждения культурной ценности ансамбля, заключения двух Общественных советов, в составе которых - самые опытные специалисты, все аттестованные эксперты… Наши предложения именно компромиссные - они позволяют создавать «Кванториум», не нанося вреда ансамблю. Но все обращения к руководству города, к сожалению, натыкаются на глухую стену. Ответы - все одинаковые, словно написанные под копирку, - заявила Анна Мялк. - Из них становится ясно, что ни администрация города, ни заказчик не придают никакого значения мнению общества и экспертов и не планируют сохранять культурную ценность ансамбля, хотя это вполне возможно. Их больше волнует наказание за неисполнение 44-го закона о закупках. Они уверены, что за уничтожение культурных ценностей никакого наказания не понесут. Но уничтожению культурных ценностей не может быть никаких оправданий!»
«Антонио Михе - гениальнейший, великолепнейший архитектор мирового значения. Мы вместе с ним вырабатывали художественно-архитектурную концепцию с точки зрения в первую очередь восприятия детей и в конечном счете воспитания. Все было продумано и взаимосвязано. Гармония - это очень важно, - убежден один из создателей Дворца пионеров, член правления Приморского отделения Союза художников России Владимир Косенко. - Если вы рожаете ребенка, вы же потом не отпиливаете ему руку или ногу, думая, что так будет лучше? Нужно было заниматься выбиванием денег для ремонта или реконструкции всего комплекса зданий, а не отдельного корпуса. И проводить реконструкцию в соответствии с замыслом и авторскими правами архитекторов и художников».
«Дворец пионеров - это самый значимый во Владивостоке объект эпохи советского модернизма. Мы за «Кванториум», за комфорт и безопасность детей. Но мы и за сохранение цельности замысла, сохранение нашего наследия», - поделилась мнением преподаватель ДВФУ, член Союза архитекторов России Наталья Пономаренко.
Фонтан или не фонтан?
Мэрию Владивостока на круглом столе представляла начальник одного из отделов управления образования городской администрации Людмила Сухоленцева, которая объяснила: «Решение принималось другими людьми, их уже нет сегодня ни в администрации города, ни в администрации края. Проект «Кванториума» принял участие в федеральном отборе Министерства образования, под этот проект были выделены федеральные средства. Дизайн-проект тоже получил одобрение Министерства образования, проектно-сметная документация прошла госэкспертизу еще в конце 2018 года. Но почему-то вопрос о необходимости внесения изменений в проект встал только сейчас. Как сегодня вносить изменения в документацию, которая уже прошла экспертизу? Все, что делается, - делается не на уничтожение, а во благо. Все, что по возможности можно было сохранить, будет сохранено… Но полностью пересмотреть проект? Мы же живем с вами в правовом государстве. Директору потом нести уголовную ответственность за несоблюдение проекта? Мы не можем директора бросать под танки».
Неужели правовое государство - это аргумент в пользу уничтожения? Или главное - соблюдение чиновничьей дисциплины, а дальше - трава не расти?
«Ошибки необходимо исправлять. Для этого необходимо всего лишь не делать ряд работ: не демонтировать заграждения, не изменять рисунок и цвет полов. Не обязательно вносить изменения в проектную документацию, чего так боятся заказчики. Достаточно часть работ просто не выполнять, как вы не выполнили работы по демонтажу латунного кораблика, - убеждена Анна Мялк. - Приспособление здания к функциям «Кванториума» вполне возможно без разрушения культурной ценности ансамбля. Как этого достичь - изложено в наших письмах. Мы, эксперты, готовы оказывать консультативную помощь».
Свою позицию высказала директор Дворца детского творчества Оксана Соловьёва: «Территория и здания дворца пришли в полную обветшалость и негодность. Изыскивались финансы, чтобы сделать территорию более комфортной, безопасной, приятной для детей… Что касается мозаичного фонтана - это прекрасное сооружение. Оно много лет не функционировало, спроектировано было, наверное, с какими-то недочетами. Заполняли водой его дважды - на приезд какого-то генерального секретаря (вероятно, этим «каким-то» был Михаил Горбачёв, посетивший Владивосток в 1986 году. - Ред.) и еще какого-то высокопоставленного чиновника. Когда туда заливалась вода, она стекала в подвальные помещения дворца, сливалось все на проезжую часть, на Океанский проспект… В фонтан могут упасть дети, такие случаи были: туда упал ребенок, сломал челюсть, родители подали заявление в прокуратуру. Мы не в силах сохранить, восстановить и содержать данную конструкцию».
(Хочется спросить: и поэтому ее следовало уничтожить? А не стоит ли тогда убрать все фонтаны с улицы Адмирала Фокина, например?)
«Когда Анна Вадимовна говорит о компромиссе, надо и говорить о компромиссе, а не о том, чтобы исполнить все, о чем нам пишут искусствоведы. Мы потихонечку будем ремонтировать каждый корпус. Не на все есть деньги. Вот эти деньги пришли на создание технопарка «Кванториум» - грех было не воспользоваться», - добавила Соловьёва.
Ее горячо поддержали подчиненные - педагоги Дворца детского творчества, сообщившие: за 40 лет в здании ни разу не проходил капремонт, зимой внутри всегда холодно…
Дискуссия обернулась перепалкой. Разговор состоялся, но, кажется, разговора не получилось.
Звучали слова о поиске компромиссных решений, но даже само слово «компромисс» стороны понимают очень по-своему.
Аргументы архитекторов и художников, похоже, не услышаны второй стороной - той самой, которая принимает решения и от которой сейчас напрямую зависит судьба дворца. Тем более что приглашенные высокие чиновники на круглый стол по тем или иным причинам не пришли.
Безусловно, ремонт Дворцу пионеров нужен, а детский технопарк «Кванториум» - это прекрасно. Вопрос в другом: обязательно ли уничтожать уникальный комплекс зданий? Этого требует закон или только логика чиновничьего поведения? Неужели мы потеряем Дворец пионеров, как уже потеряли столь многое (имеем в виду длинный ряд изуродованных зданий Владивостока - от торгового комплекса «Центральный» до Дома быта)? Или нужен окрик с самого верха, потому что больше ничего не сработает?
Егор Кузьмичев,
«Новая газета во Владивостоке», №500, 4.7.19